Родители имеют великую привилегию и
в то же время великую ответственность: создать
основу храма ребенка, то есть представление о самом
себе. Р. Кэмпбэл
Часто родители заявляют, что им важнее
знать, что и когда следует говорить ребенку, а уж с тем, как это
делать, они со своим ребенком и сами разберутся. Однако психологи
отмечают, что в таком тонком деле, как разговор о сексе, форма подачи
информации (то самое как) играет очень важную роль. От этого зависит,
насколько ребенок к Вам прислушается, услышит ли он Вас, вообще,
поверит ли, не захочет ли опротестовать сделанное ему внушение.
Как не надо рассказывать ребенку о сексе:
* не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и говорить: «Пришло время тебе узнать о сексе;
* не надо мяться и краснеть, словно
ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то неприличным; не надо
начинать хихикать и делать большие глаза;
* не надо окрашивать ваш разговор в
специфические тона, нагнетать особые эмоции; и вообще, не надо
транслировать свои чувства, если ребенок об этом не спрашивает
отдельно;
* не надо замалчивать эту тему,
отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», «Подрастешь –
узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких вопросов?»
* не надо затягивать разговор о сексе;
ребенок способен сосредоточиться на 3-7 минут, и лучше оставить его
«дожевывать мысль», чем утомить своей дотошностью;
* не надо делать из секса культ,
снабжая ребенка тоннами «предохранительной информации во избежание»,
шокируя его сильными образами, к восприятию которых он еще не готов;
* не надо «спрашивать урок», чтобы удостовериться, что ребенок запомнил ваши наставления.
А на вопрос как надо рассказывать ребенку о сексе,
психологи отвечают: просто и честно. Как об устройстве будильника или
электрическом токе. Просто – значит, давая информацию в такой форме и в
таком количестве, какие способен усвоить данный конкретный ребенок.
Честно – значит, ничего не выдумывая и ничего не путая. Если вы боитесь
напутать, лучше обратиться к источнику знания: «Я забыл, с какого
возраста мальчик может иметь детей, вот в этой книге должно быть». Если
вы ощутимо боитесь/стесняетесь сказать правду – лучше перенаправить
ребенка на нужную страницу книги: «Думаю здесь написано лучше, чем я мог
бы рассказать» А если вы чувствуете, что от детского вопроса готовы
либо залезть под диван, либо покраснеть и начать хихикать, то лучше
честно сказать: «Извини, сейчас я не могу с тобой поговорить. Давай
вечером?» – но тогда уж подготовиться и выполнить обещание. Как вариант,
раздобыть нужную книгу/кассету/распечатку и вручить ребенку или
прочесть/просмотреть вместе.
Кроме того, маленькие ребятки
убийственных вопросов не задают, а подрастающие дети очень неплохо
чувствуют, о каких вещах можно спрашивать родителей в лоб, а какие вещи
лучше выяснять в специальной подходящей обстановке (например, в
отсутствие бабушки), и едва ли их вопросы будут для вас такими уж
мучительными.
Ребенок может быть смущен не меньше
взрослого, и он тоже преодолевает себя, чтобы обсудить интересующий
вопрос, а еще детки часто трепетно берегут психическое здоровье
родителя, поэтому лучше расслабиться и аккуратно выдать информацию, ибо
излишнее родительское напряжение может только встревожить ребенка и
отвадить его от подобных разговоров.
И есть еще утешительная новость:
родительский опыт говорит, что страшно только в первый раз, когда тема
проклевывается и родитель с ребенком только-только находят общую почву
для разговора. А после того как прорыв совершен, родитель «сделал
признание» и увидел, что ребенок принял информацию и контакт состоялся,
– разговор на темы секса принимает уже более мирный, уточняющий
характер.
«Табу на инцест»
Однако при этом приведенные «надо» и
«не надо» остаются важны. И пусть эти рекомендации немного напоминают
инструкцию по безопасной детонации динамитной шашки, но к ним стоит
отнестись серьезно, ибо они помогают отследить важный момент в
сексуальном воспитании, а именно:
Родитель должен информировать ребенка –
корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных
фильмов). Но родитель не должен навязчиво совать нос в сексуальную
жизнь своего ребенка – в его фантазии, желания и практику. Он не должен
набиваться к ребенку со своими эмоциями или страхами и предубеждениями
по поводу сексуальной жизни. Не должен лезть ребенку под кожу,
выуживая его эмоции и чувства по поводу секса. Соль в том, что пагубна
именно родительская назойливость, но если ваши отношения с ребенком
открыты, и вы можете свободно делиться впечатлениями и чувствами на
тему – то все в порядке. Психологи считают, что навязчивое
вмешательство родителей в сексуальную жизнь ребенка чревато недобрыми
последствиями, и вот почему.
Пока ребенок мал, родители – это
единственные люди, в которых он нуждается; он зависит от них всецело,
доверяет им безгранично – это условие его выживания. Но ребенок
подрастает, хочет выйти в большой мир, зажить своей жизнью, а для этого
ему нужно психологически отделиться от родителей. И одним из главных
механизмов такого отделения становится секс. Сексуальность выросшего
ребенка – часть его личной силы, с помощью которой он находит себя
среди людей, находит партнера, с которым он будет строить свое житье и
продолжать род. Сексуальные отношения с родителями невозможны – и
предки благополучно остаются за чертой. К ним за черту можно приходить в
гости. Но бывает, что в детстве родители проникают в сексуальную жизнь
зависящего от них ребенка и ухитряются грубо впечататься в нее,
осуществляя «моральное сексуальное насилие»: например, жестко
наказывают за мастурбацию, критикуют или осмеивают влюбленности
ребенка, пренебрежительно или негативно отзываются о его половых
органах или половом развитии, обильно рассказывают о своем сексуальном
опыте или страхах и тревогах по поводу половой жизни. Тогда позже
родители могут незримо присутствовать в сексуальной жизни уже выросшего
ребенка, словно стоять за его плечом, не позволяя ему почувствовать
себя большим и самостоятельным. А это ему жизненно необходимо. И тогда
взрослый ребенок может начать бороться и резать по живому: либо по
родителям, либо по сексу, возможно, по себе, а чаще – по всему сразу.
Copyright
2006-2011 Снежана
Фурсова. Все права защищены. При любом копировании
материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать
письмоsnezhana_f@yahoo.com