Родители имеют великую привилегию и в то же время великую ответственность: создать основу храма ребенка, то есть представление о самом себе. Р. Кэмпбэл
В
этом году я продолжу знакомить вас с типом матерей, которые предложили Генри
Клауди Джон Таунсенд, включая личные
комментарии.
Предыдущие статьи можно прочитать в моем блоге Радости Воспитания здесь
Как
было раньше указано, самая большая ошибка матери-«фарфоровая куколка» - это ее
неспособность научить ребенка на своем примере удерживание своих чувств.
Сегодня
об этой важной потребности. Как принято считать, первая и самая основная потребность
человека – это психологическая связь с матерью или близким, который ее
замещает. Одна из главных задач матери – это обучить ребенка управлять своими
чувствами, распознавать их. Из самых первых дней жизни ребенок узнает о своих
чувствах от матери. То, как себя чувствует мать, как она руководит собой,
передается малышу и становится основой его эмоциональной жизни. Природа
наградила материнство очень важной функцией- иметь связь с малышом после его рождения. Мать в первые годы жизни
управляет не только своими чувствами, но и эмоциональной сферой своего ребенка,
независимо от того осознает она это или нет. Мать «удерживает»чувства ребенка, имеет власть направлять и развивать
их.
Эмоции
и чувства – это определенные сигналы, которые показывают состояние души
человека. Не понимая своих эмоций, человек лишается очень важной информации о
самом себе. Бесчувственность приводит к потере связи со своей душой. В таком
случае приходиться идти по жизни без «руля», часто совершая поступки, которые
разрушают целостность. Без развитых эмоций и чувств сложно любить и быть любимым,
невозможно предсказывать возникновение сложностей, теряется умение находить
правильные решения.
Детские эмоции и чувства.
Все
дети рождаются с эмоциями, которые сильны, примитивны и непредсказуемы. Ребенок
не умеет тревожиться, он сразу впадет в панику. Переживать одиночество детям неимоверно
трудно. Они цепляются за родителей сильно и не отпускают от себя ни на шаг,
если получили опыт болезненного уединения. Дети не умеют раздражаться, они
сразу испытывают ярость. Удовольствие и радость у детей могут происходить под
давлением сильного эмоционального восторга. Любое самое мелкоеогорчение может подвергнуть ребенка в
депрессию.
Из
самых первых дней жизни крики и вопли малыша, прежде всего, - сигналы для
матери. Таким способом малыш заявляет:«Помоги мне справиться!». Крик, плач –
это просьба о помощи, просьба удовлетворить нужду: в пище, в ласке-прикосновении,
в игре, в поддержке. Слезы являются обычной детской реакцией на боль или обиду.
Для маленького человечка еще не существует оттенков в эмоциях и чувствах. Он
испытывает или блаженство, или ярость от того, как с ним обращаются. Обучение
переживаниям и соприкосновение со всей гаммой человеческих чувств принадлежит
матери.
Первые
годы жизни эмоции малыша сосредоточены на одном человеке – матери или том, кто
больше всего ухаживает. Весь мир для ребенка в одном человеке – это радость, источник
жизни, пища, доверие, безопасность. Все это создает мать с первых дней жизни.
Ребенок растет и постепенно испытывает чувства по отношению к другим людям, но
базовые основы отношений с миром приобретаются в отношениях с матерью.
Обязанность матери – помочь ребенку научиться справляться с чувствами. Задача
матери состоит также в том, чтобы брать на себя то, с чем малышутрудно справиться самостоятельно. Это и
называется «удержанием» чувств. Мать, находясь в тесном контакте с малышом,
принимает его чувства на себя и, возвращая
их малышу, обучает его справляться с бурей нахлынувших эмоций. Мать подает пример, как заявлять о своем дискомфорте, проживая то, что беспокоит,
не поддаваясь одному чувству целиком. Таким способом мать постепенно приучает
ребенка брать на себя ответственность за свои чувства, готовит его к эмоциональной
зрелости.
Данная
природная функция матери - «удерживание» - помогает детям справляться с
душевными бурями, недовольством или чрезмерной радостью. Рассчитывать на то,
что маленький ребенок может сам успокоиться – значит не иметь знаний о сфере эмоционального
развития детей.
Мать
должна быть осведомлена об особенностях психики малыша и учитывать то, что
чувства младенца очень примитивны. Помогая ему совладать со своими
переживаниями, мама способствует развитию здоровой эмоциональной сферы сына или
дочери. Мудрое поведение матери способствует гармоническому росту ребенка,
создаются условия, при которых различные части детской личности действуют
слажено, не вступая в конфликт. В таких родительско-детских отношениях можно
избежать истерик. Причиной детских капризов, чаще всего, является неправильное
поведение родителей. Если ребенок 2-5 лет вопит, кричит и требует своего
назойливо, игнорирует мать, взрослых, то это сигнал взрослым: развитие эмоциональной
сферы ребенка требует особого внимания.
Воспитывать
ребенка здоровым в эмоциональном отношении может только мать, которая сама владеет
своим внутренним миром. Ребенок - это зеркало. Спокойный и уравновешенный малыш
является подарком матери, которая уделяет внимание своему личному росту и
развитию.
Как
действует функция «удержания», какие особенности и практическое применение
данной способности? Об этом в следующем выпуске.
Copyright2009 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоcons-help@mamochka.biz