Фактор матери Может ли ребенок сформировать свой характер, отличный от хар
Фактор матери
Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Может ли ребенок сформировать свой характер, отличный от характера родителей?
В
рассылке много уделялось внимания темам по формированию характера. Сегодня
статья Олега Сатова, интересного независимого психолога в сети. Его сайт http://satway.ru/
Может ли
ребенок сформировать свой характер, который резко отличается от характеров
родителей?
Отвечаю —
и да, и нет. В первые годы жизни у ребенка вообще нет
целостного сознания, он все время находится как бы в полудреме
и только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание
собственной индивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять,
но первые зачатки будущего характера закладываются где-то здесь. Есть вообще
такая теория, что характер формируется в первые 3–4 года жизни,
а потом его можно только переделывать.
Но
в то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Их
характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но
каким образом это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.
Копирование
же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже
завершено и запускается процесс уже социальной адаптации — подгонки того,
что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает
примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях
и других близких людях.
Этот
процесс, хотя он и происходит в уже более-менее сознательном
состоянии, все так же не поддается какому-либо контролю. Все случается как бы
само собой. Жизнь ставит перед ребенком задачи, и ответы он ищет
в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.
Так
закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы.
И если этот автоматический механизм адаптации не дает никакого сбоя, если
устройство личности ребенка не вступает в острое противоречие
с личностями родителей, то вишенка от яблоньки действительно падает
поблизости.
В этом
случае у ребенка просто не возникает ярко выраженной потребности
отделиться и обособиться от своих родителей. В определенном смысле
это везение — быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой
всегда проще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий
взрослый человек, так и не станет самостоятельной личностью, а на всю
жизнь останется лишь отпрыском своих родителей — проживет простую, но скучную
жизнь, без особых горестей или радостей.
В другой
же ситуации, когда по той или иной причине ребенок не может ужиться
с родительской системой ценностей, возникает психологическое напряжение,
которое разрешается либо бунтом против родителей, либо полным отрывом от них.
В первом
случае формируется противоположный тип характера, что по своей сути мало
отличается от простого копирования родительского образа жизни. Бунт выражает
такую же бессознательную зависимость от родителей, как и полное им
подчинение. В обоих случаях характер формируется ущербно и однобоко. Ненависть
к родителям — такое же слепое чувство, как и безоговорочная
к ним любовь.
Во втором
случае, когда противоречие между врожденными свойствами личности ребенка
и характером родителей прорывается на сознательный уровень, происходит
настоящий отрыв от прежних корней, и начинается развитие самостоятельной
новой личности. Так возникает новый род, новая «фамилия», новая линия жизни.
Однако не
нужно впадать в крайности. Родителям бессмысленно стимулировать процесс
отделения, а детям так же бессмысленно форсировать отрыв от своих корней.
Там где действительно возникает необходимость создания своей собственной
отдельной стаи, не возникает никаких вопросов о том, возможно это или нет,
— обособление здесь становится необходимостью на грани выживания.
То есть,
практически, сформировать характер, отличный от родительского, вполне возможно.
Но делается это не по прихоти, не из рациональных соображений и не из духа
противоречия, а по глубокой внутренней потребности в таком
обособлении. Вообще, такая потребность есть в каждом человеке, но далеко
не у всех она набирает интенсивность достаточную, чтобы укорениться
в сознании и потребовать конкретных действий.
Подстегивать
себя не нужно, пытаться индуцировать в себе потребность
к индивидуации бессмысленно, но если уж так случилось, что внутри все
горит, нужно без долгих прощаний сжигать мосты и уходить в одиночное
плавание — искать свой собственный путь и свое место в этой жизни.
29 июня - 1 июля в Острожской академии состоится ГАЛА-ФЕСТИВАЛЬ ТРЕНИНГА "Я,
МЕЧТА, УСПЕХ"
Для желающих выступить тренерами: регистрация еще открыта. Присылайте информацию о себе и описание своих мастерских. Тренеры участвуют бесплатно. Всегда рады талантливым и квалифицированным ведущим. Подробности
Copyright2009 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоcons-help@mamochka.biz