Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Может ли ребенок сформировать свой характер, отличный от хар



Фактор матери

Родители имеют великую привилегию и
в то же
время великую ответственность:
создать основу храма ребенка,
то есть представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл


Рассылка блога Радости воспитания



Новости:

Психология + СПА  в Карпатах!
Подробности

Приглашение друзьям проекта
"Города Мастеров"
здесь

Новые статьи блога


Ценность труда

Выработка трудовых навыков

Детская агрессия
Консультация

Плоды ответсвенности. Самодисциплина

Ошибки одиноких матерей

Установление здоровой привязанности в семье


Консультации в блоге:

Консультации Д. Добсона

Малыши

Дети Индиго


Темы форума
"Мы и наши дети"


Смерть родителя для ребенка
Как и когда ему об этом узнать?

Как не убить радость познания

Проблемы со сном, малышка не спит

Наши копии, дети смотрят на нас


Темы форума"Дети Индиго. Факт признанный.Что дальше?"

Индиго. Дополнительное образование

Игрушки в жизни детей

У меня Ребенок Индиго


 


Обсудить на форуме, прочитать отзывы, задать вопросы...
здесь

 


Радости воспитания
Блог для любящих родителей
Город Мастеров
Психологический ресурс
Полезные книги на CD
Посмотреть\ заказать
Увлекательный Английский
Интересное обучение языку
"Секрет" по-русски New

Как жить, а не выживать!

Онлайн-обучение

учебники, тренинги, курсы


Может ли ребенок сформировать свой характер, отличный от характера родителей?


В рассылке много уделялось внимания темам по формированию характера. Сегодня статья Олега Сатова, интересного независимого психолога в сети. Его сайт http://satway.ru/


Может ли ребенок сформировать свой характер, который резко отличается от характеров родителей?

Отвечаю — и да, и нет. В первые годы жизни у ребенка вообще нет целостного сознания, он все время находится как бы в полудреме и только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание собственной индивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять, но первые зачатки будущего характера закладываются где-то здесь. Есть вообще такая теория, что характер формируется в первые 3–4 года жизни, а потом его можно только переделывать.

Но в то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Их характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но каким образом это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.

Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации — подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях.

Этот процесс, хотя он и происходит в уже более-менее сознательном состоянии, все так же не поддается какому-либо контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребенком задачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.

Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы. И если этот автоматический механизм адаптации не дает никакого сбоя, если устройство личности ребенка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то вишенка от яблоньки действительно падает поблизости.

В этом случае у ребенка просто не возникает ярко выраженной потребности отделиться и обособиться от своих родителей. В определенном смысле это везение — быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой всегда проще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий взрослый человек, так и не станет самостоятельной личностью, а на всю жизнь останется лишь отпрыском своих родителей — проживет простую, но скучную жизнь, без особых горестей или радостей.

В другой же ситуации, когда по той или иной причине ребенок не может ужиться с родительской системой ценностей, возникает психологическое напряжение, которое разрешается либо бунтом против родителей, либо полным отрывом от них.

В первом случае формируется противоположный тип характера, что по своей сути мало отличается от простого копирования родительского образа жизни. Бунт выражает такую же бессознательную зависимость от родителей, как и полное им подчинение. В обоих случаях характер формируется ущербно и однобоко. Ненависть к родителям — такое же слепое чувство, как и безоговорочная к ним любовь.

Во втором случае, когда противоречие между врожденными свойствами личности ребенка и характером родителей прорывается на сознательный уровень, происходит настоящий отрыв от прежних корней, и начинается развитие самостоятельной новой личности. Так возникает новый род, новая «фамилия», новая линия жизни.

Однако не нужно впадать в крайности. Родителям бессмысленно стимулировать процесс отделения, а детям так же бессмысленно форсировать отрыв от своих корней. Там где действительно возникает необходимость создания своей собственной отдельной стаи, не возникает никаких вопросов о том, возможно это или нет, — обособление здесь становится необходимостью на грани выживания.

То есть, практически, сформировать характер, отличный от родительского, вполне возможно. Но делается это не по прихоти, не из рациональных соображений и не из духа противоречия, а по глубокой внутренней потребности в таком обособлении. Вообще, такая потребность есть в каждом человеке, но далеко не у всех она набирает интенсивность достаточную, чтобы укорениться в сознании и потребовать конкретных действий.

Подстегивать себя не нужно, пытаться индуцировать в себе потребность к индивидуации бессмысленно, но если уж так случилось, что внутри все горит, нужно без долгих прощаний сжигать мосты и уходить в одиночное плавание — искать свой собственный путь и свое место в этой жизни.

 

Статьи блога по теме:
Основы духовной жизни. Характер и духовность.
Какие условия формируют людей, достигающих вершин
Правила передачи ответственности ребенку
Ответственность позволяет справится с жизнью

Радости воспитания характера

- Привязанность;
- Основы доверия;
- Ценность отношений;
- Самоутешение;
- Переживание утраты;





29 июня - 1 июля в Острожской академии состоится
ГАЛА-ФЕСТИВАЛЬ ТРЕНИНГА
"Я, МЕЧТА, УСПЕХ"

Для желающих выступить тренерами:
регистрация еще открыта.
Присылайте информацию о себе и описание своих мастерских.
Тренеры участвуют бесплатно.
Всегда рады талантливым и квалифицированным ведущим.
Подробности


 

snezhana@yahoo.com

Снежана

 


 

 



Copyright2009 Снежана Фурсова. Все права защищены.
При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник.
Написать письмо
cons-help@mamochka.biz
 


В избранное