Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Преодоление неудачи (младенчество)


Сайты в аренду от студии ВЕБ-технологий «Design Инсайт»  
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Снежана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему

SiteHeart

Переводы с руского на иностранный и наоборот!

Предлагаются языки:
словацкий
чешский
венгерский
польский
румынский
сербо-хорватский
итальянский
французкий
немецкий
английский
украинский

Обращаться:
fursova@cons-help.com

Радости воспитания характера
Жизнь в несовершенном мире.
Преодоление неудачи
(младенчество)

Ты  - покров мой; Ты охраняешь меня от скорби,
окружаешь меня радостями избавления.
Псалом Давида 31:7

Продолжение темы. Начало в предыдущем выпуске здесь

Все понимают, что жизнь – это не только радость, смех, удача и везение. Рано или поздно любой человек встречается с трудностями. И то, как он сможет справляться с возникшими препятствиями на пути, зависит его качество жизни. Задача родителей, воспитать не только радостного и счастливого человека, но и подготовить свое чадо  к встрече с реальностью жизни.

Уже сказано было ранее, что ребенок приходит в жизнь и познает, что такое скорбь, утрата, печаль. Ограждать малыша от таких переживания не стоит. Секрет счастья и состоит в том, чтобы  уметь справляться с утратой, как маленькой, так и большой.

Младенчество

Младенцу не надо учиться утрате – его рождение уже само по себе несет великую потерю - отделение от матери, выход с места, где было достаточно хорошо и уютно и встреча с новым незнакомым миром. Внутри младенца пустота, там нет еще любви, надежности. Новорожденному не надо открывать реальность,  она уже с ним. Вот что может переживать младенец:

Боль – утешение – принятие в себе утешения до следующего опыта боли – боль – утешение - принятие в себе утешения до следующего опыта боли….. и т.д.

Границы даны малышу от рождения. Отделения от матери – это и есть реальность для малыша. Поскольку внутри младенца еще нет пришедшей извне любви, голод и другие потребности захлестывают новорожденного с головой. Чтобы успокоиться и преобразовать их,  уменьшить страх, необходимы любовь и утешение. Не стоит отучать младенца от эгоизма. В начале надо  утолить его потребности. Только так к малышу сможет перейти  опыт «блага», и это «благо», полученное от матери, помогает маленькому человечку переварить и  преобразовать «зло» или дискомфорт.

Долгое время популярной была теория об «избалованности» детей. По сути,  избаловать младенца невозможно. Но очень легко не додать малышу ласки и любви. Избаловать – значит приучить избегать самостоятельности и ответственности. Младенец, который отрезан от любви и утешения  не способен нести ответственность. Важно не бояться постоянно утешать малыша, чтобы он сумел вобрать в себя родительскую заботу и сочувствие. Забота и сочувствие  - это то,  что в дальнейшем поможет ребенку принять реальность такой, кокой она есть, без иллюзий.

Для малыша важен первый опыт – переход от боли к удовлетворению потребностей – это закладывает основы единства понятия «хорошо-плохо». В таком раннем возрасте уже формируется психическая  основа, с помощью которой  ребенок позднее будет утешать себя сам. Мудры те родители, которые обеспечивают малышу идеальный уход и понимают  его крики  и требования. А здесь без особой  материнской чуткости не обойтись.

Если родители приняли решение воспитывать малыша способом безразличия к его крикам и плачу, то они не способствуют формированию особого психического «органа», который в будущем мог бы помочь  человеку перерабатывать «плохой» опыт. Ребенок, который подвергается слишком длительным, поглощающим  состояниям боли и не принимает утешения,  не сможет противостоять жизненным трудностям быстро, легко восстанавливаться поле неудач в будущем взрослом возрасте. И наоборот, если в самом раннем детстве будет заложена в основу характера любовь и утешение, то способность «переваривать» отрицательный опыт полноценно развивается и в дальнейшем в человеке.

Только невежественные родители, которые  не понимают психику ребенка,  склонны утверждать, что малыш  пытается «манипулировать» родителями и что его надо отучать от эгоизма. По правде говоря, у младенца еще не хватает мозгов, чтобы замыслить такой коварный план. Кричащий малыш, корчиться от отчаяния и нуждается в успокоении. На этой стадии жизни он должен понять, что есть милость, исходящая от родителей, которая помогает преодолевать болезненную реальность. Это основа дальнейшего воспитания счастливого и уверенного  в себе ребенка. Безусловная и чуткая любовь спасет малыша, а в будущем взрослого человека от отчаяния после боли или падения.

Второй год жизни

По мере того, как ребенок пытается ходить, родители начинают предписывать ему определенные ограничения. И тогда ребенок сам выясняет пределы своих возможностей. Он встречается с неприятной реальностью – с родительским  запретом. Он протестует! Родители настаивают на соблюдении границ. Ребенок впадает в ярость, а затем наступает печаль и тогда  важно – утешить малыша. Мудрый родитель будет: соблюдать границы, но не лишать ребенка сочувствия. Так маленький человечек будет учиться примиряться с утратой. Будет понимать, что ему может быть отказано в том, чтобы  быть всемогущим. Малыш начинает понимать, что не он правит Вселенной, а смириться с этим не так легко.

Вот формула для родителей, которые хотят обучить малыша принять реальность такой, какая она есть:

Установить достаточно жесткие границы. В этих границах ребенок должен  убедиться в открытой им истине, предоставить малышу достаточно сочувствия, чтобы он оплакал свое горе, а дальше подтолкнуть его вперед – пусть он убедиться, что его ждет еще много интересного, что надо переходить к решению следующей задачи.

(Продолжение в следующем выпуске)

 

И снова доктор педагогики Джеймс Добсон и его советы.

Вопрос:  Почему в подростковом возрасте окружение играет такую большую роль? Почему мои дети-подростки так бояться быть отвергнутыми своими товарищами?

Ответ: Ответ на этот вопрос опять возвращает нас к комплексу неполноценности. Видите ли, когда вы себя чувствуете недостойным и глупым, когда вы не нравитесь самому себе, тогда вы в большей степени боитесь стать смешным и отвергнутым своим окружением. Вы становитесь болезненно чувствительным к насмешкам. Вам не хватает уверенности в себе, поэтому в не можете спокойно относиться к тому, что вы чем-то отличаетесь от окружающих. Ваши проблемы кажутся тяжелым грузом, и вы не хотите  осложнять свою жизнь отказом подчиняться требованию большинства. Поэтому вы вынуждены одеваться так, как диктует окружение, говорить на языке своей среды и иметь мировоззрение, соответствующее понятиям вашего окружения. Более того, вы стремитесь к тому, чтобы не вызывать «огонь на себя». Такое приспособленческое поведение вызвано одной и той же причиной – комплексом неполноценности.

Дин Мартин однажды сказал: «Покажите мне человека, который не знает значения слова «страх», и я покажу вам манекен, который станет объектом яростных нападок».В случае с подростками, вот страх быть не принятым, страх не понравиться, страх не быть приглашенным куда-то…очень силен. Родители должны помнить, что комплекс неполноценности формируется не в подростковой среде, а в домашней атмосфере.

Снежана  fursova@cons-help.com  

Архив рассылок
Архив консультаций
Подписка на рассылки
Статьи
Форум по вопросам воспитания детей
Форум «Дети Индиго»

 

 



Copyright (C) DesignИнсайт

В избранное