Радости воспитания характера Жизнь в несовершенном мире. Фиговый лист
И открылись глаза у них обоих, узнали они, что наги,
и сшили смоковные листья, и сделали себе
опоясание.
Бытие 3:7
Продолжаем!
Начало можно посмотреть в архиве рассылке здесь.
Когда
что-то не ладится в нас самих или вокруг, приходит в действие вполне
предсказуемая и даже естественная стратегия: человек пытается скрыть правду от себя и от других. Эту стратегию можно назвать по-разному
– защита, отрицание, иллюзия, попытка заретушировать
правду.
Как
бы ее не называть, цель такого поведения- скрыть от самого себя и
окружающих нечто плохое или то, что причиняет боль, не желание проходить через
эту боль.
Очень
хорошо об этой стратегии упоминается в Библии. Символом такой стратегии стали
фиговые листочки, которые использовали Адам и Ева, чтобы прикрыть себя,
спрятать свою наготу друг от друга, от Бога. Значит,
еще на заре человечества способность прятаться и скрываться уже существовала.
Как
сказал Адам, ему стало страшно, потому, что он был голый и не мог оставаться на
виду. (Бытие 3:10). Все мы подобны Адаму. Все мы боимся предстать открытыми, обнаженными
и видеть самих себя или показать другим, каковы мы в действительности, сколько у
нас боли и неудач, надломов и поражений.
Как
и взрослые, дети изобретают свои способы прятаться от реальности. Так
что может значить «фиговый лист» в воспитании и чего следует остерегаться.
Чтобы
помочь ребенку иметь дело с реальностью, надо различать четыре проблемы:
1. Отрицание плохого; 2.
Отрицание идеала; 3.
Склонность к осуждению; 4.
Недостаточный жизненный опыт в распознавании дурного.
Отрицание плохого
Некоторые
родители настолько не замечают проблем своих детей, что склонны обвинять весь
белый свет в неудачах, вместо того, чтобы уделить истинным причинам
недопустимого поведения сына или дочери. Один из примеров: Обнадеживая
свое дитя, и где-то реализуя свои мечты, родители могут тратить неимоверное
количество денег, усилийи времени на
занятия, к которым ребенок просто не расположен. И если нет результата, обвиняются
учителя, тренера, другие, кто угодно.Часто у родителей есть установка
не замечать, что источником проблем является ребенок, а никак не другие люди.
Не хочется замечать таким родителям как семейные отношения, основанные на
манипуляциях или агрессивности, отображаются на ребенке. Вместо того, чтобы изменить что-то внутри семьи, прикрываясь
«фиговыми листьями», такие родители с пеной у рта могут доказывать, что ребенок
их прав. Они каждый раз переносятпричину неудач вовне, приписывают ее кому-то или чему-то. Вырастая в
таких условиях, будучи взрослым, такой человек не способен будет реально
оценить свою роль в неудачах своей семьи или компании, команды, организации.
Иногда
настолько не хочется замечать проблемы у детей, что под угрозу ставится и
здоровье ребенка.Особенно скрываются
нервные расстройства маленьких детей, которые стали следствием конфликтных
ситуаций в семье.
Отрицание идеала
Есть
и другой способ снимать напряжение, возникающее от двойственности нашего
прекрасного и в то же время наполненного несовершенством мира: можно решительно
отрицать идеал.
- Не так мало родителей готовы заклеймить своих
детей как безнадежно «плохих» , если они не соответствуют их ожиданиям. Бывают
случаи, когда за таким ребенком и закрепляется имя, как например, «паршивая овца» или «неудачник». Родители уже
сами решили, что ребенок уже никогда ничего хорошего не сможет сделать. Какого
такомумальчику или девочке в такой
семье?
- Другие родители не доходят до такой
крайности, но они с такой интонацией порицают ребенка за кокай-то проступок,
что он сам начинает воспринимать себя как неудачника или безнадежно плохого.
Его самосознание нарушается до такой степени, что при малейшем промахе ребенок считает
себя «совсем плохим» и даже не пытается выявить для себя конкретную проблему, с
которой можно было бы справиться.
- Есть и такие родители, которые пассивно
способствуютрасщеплению добра и зла в
своем дитяти. Они попросту не уделяют ему достаточно внимания или не побуждают
его к разумным поступкам. Ребенок, которого никогда не вынуждали признать свои
недостатки, так и не сумеет побороть внутреннее расщепление на «хорошее» и
«плохое» «Я». Этот раскол можно пройти лишь пережив поражение, а ребенок, который
не получал замечаний и наказаний, а следовательно и поощрений, не учитсясправляться с поражениями. У него не будет
никакого стремления к идеалу, совершенствовать себя. Внешне может показаться,
что ребенок все принимает легко, но на самом деле ему труднее жить, чем другим
– у него нет целостного сознания себя, он так и не знает, чем он не дотягивает
до идеала, если родители не помогли ему в этом разобраться.
Длинная
череда неудач и исправлений поможет ребенку стать целостной личностью. Обязанность родителей устанавливать разумные
идеалы для сына и дочери и помогать им дотягивать до них.
- Многие родители, опасаясь нанести ущерб
самоуважению ребенка, перестают делать ему замечания. Однако замечания, связные с ними требования никому не идут во
вред, наоборот, именно они способствуют формированию характера. Когда ребенок видит,
что в чем-то не оправдал ожиданий родителей, он старается преодолеть этот
изъян. С этого начинается рождение цельной
личности.
Осложнения
возникают тогда, когда родители не предъявляют требования и не наказывают за проступки,
когда ожидания чересчур завышены или когда с наказанием не сочетается милость и
прощение. Если родители не требуют от ребенка, чтобы он следовал определенному здравому идеалу
хорошего поведения и добивался достаточно значимых результатов, то они оказывают
«медвежью услугу» ребенку.
Заданный
стандарт стремления к лучшему с детства сохранится на всю жизнь. Главное! Чтобы
ребенок не утратил ощущение блага как внутри себя так и в самом идеале.
Склонность к осуждению
Не
судите, да не судимы будете. Известное библейское изречение.
Осуждение- это склонность излишне эмоционально
порицать любой недостаток. Осуждение проявляется в гневе, навязываемом чувстве
вины, отказе от любви и прощения. В семейных отношениях осуждение к детям проявляется
яростью или чувством вины, которые мать или отец обрушивают на них из-за
малейшего проступка. Осуждение очень сильно мешает восприятию реальности. Если ребенок
боится, что его недостатки лишат родительской любви, навлекут на него гнев, сокрушат чувством вины, он не посмеет
признаться в своих изъянах, и будет
прятать в себе дурное, хватаясь за первый попавшийся «фиговый лист».
Природа
человека такова, что он пытается скрыть неудачу, если разоблачение грозит ему
утратой любви или родительским гневом. Здесь стоит искать причины детской лжи.
Осуждение, гнев, стыд, отсутствие прощения мешают ребенку принять, интегрировать
«плохую сторону».
Недостаток жизненного опыта
Есть
серьезное препятствие в развитии ребенка – недостаток опыта. Родители не
оставляют для ребенка возможности потерпеть неудачу, они так его опекают, что ребенку
просто негде ошибиться. У ребенка не бывает ситуаций,чтобы убедиться, что он не всемогущ. Лишь
соразмерный возрасту риск, свобода испробовать только что обретенные навыки
предоставляют ребенку возможность понять, что он не все знает и умеет. Только
такой опыт приносит смирение перед жизнью.
И
снова доктор педагогики Джеймс Добсон
и его советы. Вопрос: Что подростки не любят в себе больше всего? Ответ: Если вы спросите подростка, что ему не нравиться
больше всего в себе, восемь человек из десяти скажут, что они недовольно какой-нибудь
деталью своей внешности. Восемьдесят подростков чувствуют себя уродливыми и непривлекательными.
И эта проблема занимает их умы большую часть времени. Они также уверенны, что
не нравиться представителям противоположного пола. Девочки считают себя слишком
высокими, а мальчики слишком низкими, одни считают себя слишком толстыми, а
другие слишком худыми.
Вне
зависимости от того, в чем заключается их мнимая проблема, она приводит к
сильному беспокойству, стрессам и депрессиям. Многие подростки тщательно
исследуют себя в зеркале, пытаясь понять, насколько сильный урон нанесла им
мать-природа. Понимание таких особенностей подросткового возраста, родители могут
немного уменьшить болезненные переживания по поводу длинного носа или коротких ног у подростка.
Для тех, кто хочет поближе ознакомится с программами
«Увлекательного Английского», продолжается конкурс. Всем, кто осмелится дать перевод
фразы, будет выслан озвученный
словарик английских идиом. На этом примере можнопознакомится
сметодикой данного курса.
Итак! Фраза! Пригласите детей и потрудитесь вместе сделать перевод.
If parents could
only realize how they bore their children! Shaw
Ответы присылайте до 23 июля.
Варианты переводов присылайте fursova@cons.help.com
(Сделайте пометку «на конкурс»)
(всем приславшим ответы после последнего выпуска, будет выслан словарик)