Радости воспитания характера Правила передачи ответственности
Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. Притчи Соломона 17:25
Здравствуйте,
читатели рассылки «Фактор матери»! Кто
читает постоянно выпуски помнит, что разговор шел о воспитании ответственности
у детей. Начало
темы было здесь Продолжение
можно найти в архиве рассылки
Данная
тема очень важная, поскольку входит в большой круг важных вопросов воспитания.
Не хочется завершать разговор об
эмоциональном воспитании детей. Поэтому, чтобы продолжить общение с читателями
на тему «Умение управлять своими и детскими
эмоциям», я открыла тему аналогичную для
обсуждения на форуме «Вопросы воспитания». Заходите, участвуйте, задавайте
вопросы, обменивайтесь опытом. Тема "Эмоциональное воспитание "
Чтобы
завершить тему ответственности, сегодня хочу поделиться с вами «Правилами
передачи ответственности».
Каждый
родитель согласится со мной, что рано
или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои
руки. Роль родителя перемещается в роль советчика, если удалось
установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления.
Быть ответственным – значит
самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
1.Понимание
задачи.
2.Согласие с поставленной задачей.
3.Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Уровни ответственности:
Первый
уровень: ребенок в
качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи,
рассказывает об ожидаемом результате; Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Желательно,
чтобы контоль и наставлениепроходило быть
в спокойно й и терпеливой манере.
3.Третий уровень: выполняет задание самостоятельно. Если родитель хорошо
выполнил условия первых двух уровней.
Условия воспитания ответственности:
- Самоуважение.
- Разумные ограничения.
- Продолжительность и постепенность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет особенностей характера.
- Учет личного опыта.
Правила общения, которые способствуют передачи
ответственности за жизнь в руки ребенка:
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят
ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С
тобой все в порядке».
- Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему
помогите, т.е. возьмите на себя только то, что он не может выполнить и по мере
освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за
их выполнение.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные
дела ребенка и передавайте ему ответственность.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий
(или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться
сознательным.
Таким
образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании,
- в форме обмена между родителем и ребенком. Дети могут взять на себя ответственностировно столько, сколько отец или матьготовы отдать.
Надо
предоставлять определенную свободу действий детям без опаски и
сверхограничений. Это должно начинаться с самого раннего возраста. Среди
множества аспектов ответственности особое значение имеют обязанности.
Этим
выпуском я завершаю писать об ответственности. Будет желание продолжить
разговор, заходите на форум, создавайте темы или же можно задать вопрос лично
на сайте здесь
Со
следующего выпуска разговор пойдет о чувстве реальности, которое поможет жить
детямв несовершенном мире. Будет
уделено внимание эмоциональному воспитанию.