Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в
этомзакон и пророки. Евангелие от Матфея 7:12
Доверие рождает доверие М.Ф.Шмальц
Важным
признаком психологически здоровой личности является умение общаться с людьми. По этому вопросу я хотела бы выделить
следующие моменты, которые и будут изложены постепенно в рассылке: - Привязанность; - Основы доверия; - Ценность отношений; - Самоутешение; - Отношение с миром; - Личное пространство и близость, какая
разница; - Как установить здоровую привязанность в
семье. Тема
«Привязанности» была изложена в прошлом выпуске. Кто не читал, можно заглянуть
в архив рассылки или прочитать прошлый выпуск здесь. Сегодня- основы доверия.
Основа
доверия - это основополагающий строительный блок во всех
человеческих взаимоотношениях и является первым уроком нашей жизни, который нам
необходимо пройти в первый год после рождения. Это означает не только
способность верить другим, но умение держать сердце открытым для других и для
жизни, особенно, когда мы не можем верить, что намерения других хорошие.
С
первых же дней ребенок познает основы доверия, которые так необходимы каждому
всю жизнь. Научиться основам доверия значит - обрести способность воспринимать мир отношений как несущий благо.
Доверие
- это согласие быть уязвимым. Держать сердце открытым всегда сопряжено с риском
"Что, если мне сделают больно!" Но!
Если человек не может доверять, то невозможно полностью раскрыть свою личность
в жизни. Разрушение доверия делает человека суровым и он начинает строить
стены-недоверия между собой и другими, защищает себя через внутренние клятвы. Это очень обедняет человеческую жизнь. Человек
должен быть безусловно любимым еще того, как у него появиться способность
доверять и любить других. Основа доверия закладывается в период первого года
или полутора лет жизни отматерей и
отцов. С
каждым новым днем малыш, первое, чтоучиться – этожить. Постепенно
приходят чувства или знания, или понятия о том, что нет ничего лучшего в мире,
чем отношения. Первые месяцы жизни ребенок еще не полностью осознает, что мама
– это другой человек. Некоторое время он еще чувствует мать, как неотъемлемую
часть себя. Как чувствует себя мама в этот период, передается малышу, и у него
складывается соответственное мнение о себе – « Я спокоен! Я радостный! Я в
безопасности!» или « Мне страшно! Я не знаю, как быть! Я тревожен и удручен!»
Со
временем приходит понятие того, что мама
– это другой человек, но она дает тепло
и любовь, еду и защиту. Дитя еще не знает, что есть добро и зло. Каждый рождается
и начинает верить, что мать всегда готова
дать ему благие дары в любое время.
Ребенок
старается установить связь с миром через своих близких людей.
Малыш
активно «создает» свою собственную картину мира и определяет свое место в нем.
Но вопрос! Как малыш это будет делать? Спокойно и радостно или насторожено и
напряженно? Это напрямую зависит от родителей. Если многого в жизни желаемого невозможно
создать ребенку, то атмосфера, в которой живет и развивается сын или дочь всецело и полностью зависит от
родителей, их умения организовать свою и детскую жизнь, умения общаться и вести
разговоры между собой. И это далеко не мелочи для малыша.
Но
как быть, когда столько всего необходимого и неотложного надо решать сразу? Где
взять ту спокойную семейную атмосферу? Важно уметь вовремя распознавать и изменять жизненные ситуации, а не ждать, что
все само собой образуется.
Что
ожидает малыш от мамы в первый год жизни?
- быстрое
реагированиена плач, угадывание причины
беспокойства; - утешение от матери в любой ситуации, даже
если она и очень пустяковая;
- понимания всех сигналов о своем
внутреннем состоянии, которые малыш подает в первый год жизни. - своевременное удовлетворение всех
жизненноважных потребностей. - любящее прикосновение; - хорошо развивается доверие через игру, где
оба поглощены моментом игры;
Вместе
с доверием в человеке формируется надежда. В зрелом возрасте она проявляет себя
следующим образом: человек уверен, что отношения станут для него поддержкой, и
он не будет избегать их. Также взрослый, который с младенчества получил
поддержку родных, знает, что когда его силы и возможности исчерпаются, он всегда может попросить помощи у других.
Для
тех, кто не приобрел основы доверия в детстве, склонны думать, что единственным
выходом из трудной ситуации является ничегонеделание или суицид. Без основ
доверия трудно рассказать другим о себе, о своих тревогах. Поэтому, взрослому
важно формировать свое доверие к людям самостоятельно,
понимать его ценность и не избегать отношений.
Первичное
доверие формируется родителями. Для этого достаточно в нужное время правильно
отвечать на потребности ребенка. Чтобы знать «нужное время» и «правильно
отвечать», нужно постоянное совершенствование себя как личности и родителя. Если
родители сумели понять и определить личные
потребности своего ребенка, а не группы детей, и восполнять их, то малыш очень
быстро поймет, что мир безопасен, и ему можно доверять. Не бояться большого
мира,радостно и полноценно изучать мир
можно толькотогда, когда доверяешь ему.
С
рождением ребенка очень часто заканчивается обучение вуниверситетах, других заведениях, но
начинается родительское обучение. А его надо приобретать самостоятельно, если
хочется избежать неприятных жизненных моментов в будущем.
Как
родитель может совершенствовать доверие ребенка к миру?
- наблюдать и выявлять где и почему ребенок
чувствует себя неуверенно; - не препятствовать, а поддерживать детей,
когда они решаются на риск (познание чего-то нового);- создавать условия, где ребенок мог бы делать
выбор и доверял себе; - разрешать детям иметь отличное от
родительского мнение, помогать увидеть ошибочность их мысли или же способствовать
развитию; - Сдержано реагировать на негативное поведение
детей.
Надо
понимать, что каждый раз, когда недопустимые вещи, которые ребенок может
совершить по своему незнанию, происходят на ваших глазах и стали вам известны
вовремя, могут быть хорошим уроком для всех членов семьи. Быть открытым и
спонтанным помогает малышу и подростку не прятаться от самого себя. Мудрые
родителя поддерживают такую атмосферу в доме, где каждый ребенок может свободно
выражать свои негативные эмоции, не боясь быть наказаннымили пристыженным за это.
Помогайте
ребенку самостоятельно определять свои
ошибки и оценивать свои поступки.
Если
же потребности малыша удовлетворяются только частично, родители ведут себя непоследовательно,
реагируют на малыша соответственно своему настроению, где маленькому человечку взять основы доверия? Малыш не может быть
в безопасности, когда не знает когда и что ожидать от взрослых – радость и
восторг или оскорбление и равнодушие. И тогда базовое чувство доверия не
формируется. Ребенок учиться не доверять своим родителям, а за этим следует
недоверие к миру, другим людям. Став взрослым такому человеку крайне трудно
поверить, что жизнь добра к нему.
Чтобы
такого не произошло, родитель должен постоянно совершенствоваться не только в профессиональной
сфере, но и в личностном росте и осознании себя и умело справляться со своими
внутренними проблемами, не в ущерб своему ребенку.
Закладывая
основы жизни, каждый родитель должен помнить, что он помогает ребенку входить в
социум, становиться личностью, исполнять свою жизненную программу.
Христианские
педагоги выделяют ряд моментов, которые могут разрушить или не сформировать
основы доверия в ребенке:
Споры
в доме
Детям
нужна защита дома. Для того, чтобы дом был сохранным местом, брак должен быть
сильным и здоровым. Дети чувствуют себя уверенно и защищено, когда мама и папа
любят друг друга. Даже во чреве ребенок чувствует, как мама и папа относятся
друг к другу. Когда родители любят и доверяют друг другу, то для ребенка вполне
естественно доверять, что он в хороших руках. Когда между родителями есть
трудности, или хуже того, они противодействуют друг другу, то на чем может
основаться доверие ребенка? Будет ли он держать свое сердце открытым? Ссоры
между родителями, в то время, когда ребенок находится во чреве, производят
боязливых, беспокойных, маломерных, робких и неестественно эмоционально
зависимых детей.
Зачатие
вне брака
Глубоко в своем духе
младенец знает это. Он знает, какие взаимоотношения между его матерью и отцом.
Он может чувствовать страх, вину и стыд своей матери. Его дух знает, думают ли
они об аборте. Он даже знает реакцию семьи и общества. Иногда младенец берет
эмоциональную ответственность за стыд своих родителей и носит глубокие чувства вины
и недостойности. Часто ребенок, зачатый вне брака, чувствует, что он не имеет
права жить. Он станет ориентированным на внешнее действие, пытаясь заработать
свое право на жизнь.
Родиться в неправильное время
Бог
не делает ошибок, создавая людей, но мы не склонны думать так. Ребенок, зачатый
в неудобное или трудное время для родителей, принимает информацию, что он – обуза - "Я должен сильно стараться, чтобы быть
нужным и любимым!" Это катастрофично для ребенка во чреве - не быть
желанным и принятым мамой и папой. Такой человек становится ориентированным на
внешнее действие больше, чем на свою внутреннюю жизнь, раскрытие своего
потенциала. Тот, кто верит, что он родился в неправильное время, чувствует, что
ему не позволено быть «здесь». Такой человек может всю жизнь искать свое
сохранное место, правильное место. Естественно, приходят разочарования, что
приводятк гневу, боязни людей. Человек
постоянно контролирует свои взаимоотношения и не может предаться спонтанности и
расслабленности, свободно присутствовать в потоке жизни.
Чувство доверия
возможно восстановить или развить в любом возрасте! Помните об этом!
Заходите
на форум! Общение
– это основа полноценной жизни!
Каждый
может поделиться своим опытом воспитания детей или прочитать о том, как другие
родители справляются с подобными проблемами здесь