Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фактор матери

  Все выпуски  

Фактор матери Радости воспитания Привязанности


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Светлана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Радости воспитания характера

 Привязанности

 Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними; ибо в этом  закон и пророки.
Евангелие от Матфея 7:12

 
Итак, в прошлом выпуске был сделан вывод, что  характер ребенка – сумма способностей сына или дочери, которые позволят ему\ей справляться с жизнью. Генри Клауд и Джон Таунсед в книге «Как воспитать замечательного ребенка» определили 6 самых важных черт характера, которые необходимо привить каждому ребенку, чтобы он смог прожить успешную жизнь:

1.Умение общаться с людьми;
2.Чувство ответственности;
3.Чувство реальности, которое поможет жить в несовершенном мире;
4.Наличие твердых,  моральных принципов;
5.Умение развивать и совершенствоваться в сфере своих талантов;
6. Основы духовной жизни.

Важным признаком психологически здоровой личности является умение общаться с людьми. По этому вопросу я хотела бы выделить следующие моменты, которые и будут изложены постепенно в рассылке:

 - Привязанность;
 - Основы доверия;
 - Ценность отношений;
 - Самоутешение;
 - Отношение с миром;
 - Личное пространство и близость, какая разница;
 - Как установить здоровую привязанность в семье.

Сегодня тема  - привязанности. Концепция привязанности была предложена в середине прошлого века английским психологом Джоном Боулби. Ученый подчеркнул важность первого года жизни малыша и его отношения к близкому взрослому (обычно матери), как 

-  к источнику защиты;
-  надежному убежищу;
-  созданию чувства безопасности;
- основе для активного исследования окружающего мира. [Боулби Дж., 2003].

Опыт ранних отношений с близким человеком, кто исполняет роль матери (не всегда это мать) так называемой, фигурой привязанности, психолог обобщил в виде некоторых представлений младенца о себе и фигуре привязанности. Каждый ребенок с первых дней жизни приобретает внутренние рабочие модели поведения, которые определяют то, каким образом будут строиться его близкие межличностные отношения в дальнейшем, в том числе и отношения с романтическими партнерами.

Привязанность – это одновременно и природный инстинкт и начало безусловной любви.

Поэтому важно выработать способность к привязанности – необходимости в других людях. Дети, которые спокойны и уравновешенны, радуют своих родителей послушанием и покладистостью, не всегда означает, что они благополучные  и счастливые дети. Бывают случаи, не редки, где у ребенка  не развита потребность во взаимоотношениях с близкими ему людьми. Поэтому, родителям кажется, что подросток живет с ними под одной крышей, но не нуждается в них.  Ребенок, который  замкнут, полностью удовлетворен своим внутренним комфортом, не впускает туда других людей. Это значит, что чувство привязанности у него или не развито или развито в недостаточной мере. Такие дети не знают, что такое одиночество и ставши взрослыми не испытывают потребность во взаимоотношениях, не могут долго поддерживать человеческие связи, даже если и очень нуждаются  в них.

Способность испытывать привязанность – это умение вступать во взаимоотношения с людьми, соприкасаться с кем-то за пределами собственной личности. Когда между людьми возникает привязанность, то происходит обмен земными благами:

 - правда о мире и людях;
 - надежда;
 - сочувствие;
 - утешение;
 - поддержка;
  -ободрение…

Привязанность привносит в жизнь тепло, смысл и цель жизни. Вступая в глубокие, исполненные любви отношения с другими значимыми для нас людьми, мы обретаем способность переносить любые невзгоды и житейские бури.

Со дня рождения человек, соприкасаясь с матерью, начинает формировать привязанность – первоосновы, на которой будут строиться все будущие взаимоотношения.

Человек рождается со склонностью к отчуждению и самодостаточностью. В природе людей заложена необщительность,  недоверие и страх близости с другими. И если ребенок в младенчестве получает достаточно любви и заботливого отношения, внимательного обращения, он привязывается к тем, кто его любит и хорошо с ним обращается. Маленький человек начинает осознавать, как прекрасно быть любимым. Это основа человеческой морали -  «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом  закон и пророки. (Евангелие от Матфея 7:12).

Человек, способный на здоровую привязанность, обладает внутренним устройством, которое и позволяет ему стать человеком нравственным.

Трудно переоценить, сколь важно для развития ребенка научиться привязанности. Все его способности и возможности в дальнейшем будут так или иначе зависеть от того, насколько он способен уметь строить отношения с близкими людьми. Дети, которые имеют прочные привязанности с родителями:

- более спокойны;
- предсказуемы;
- способны отстрочить удовольствие;
- легко подчиняются дисциплине;
- могут перенести неудачу без истерики;
- готовы к нравственному выбору.

Здоровая привязанность предполагает, что ребенок в трудной ситуации сначала посмотрит, что он может сделать сам, затем обратиться к другим людям за помощью. Ребенок, не имеющей важной жизненной привязанности к отношениям, хоть у него и нет достаточно сил, чтобы самому управлять своей жизнью, будет полагаться только на себя. Но поскольку, ребенок еще не имеет достаточно опыта и мудрости, чтобы уметь всегда постоять за себя, то он будет скрывать свои поражения и болевые ощущения от родных. Но позже детские неудачи, душевные переживания неразделенные с близким человеком  обязательно проявят себя через агрессию, грубиянство, хулиганство, непослушание, истерики…

Долгое время считалось, что излишняя привязанность и зависимость в младенчестве  от матери может породить неприспособленность, неумение  во взрослом возрасте  полагаться на себя. На самом деле верно противоположное: ребенок, имевший возможность прожить полную своевременную  физическую и психологическую зависимость  от любящего и надежного взрослого, укрепляется  и обретает спокойствие, уверенность. Он впитывает любовь матери, включает ее в свою душу и получает достаточно надежности, чтобы самостоятельно и уверенно иметь дело с окружающим миром. Поэтому очень важен первый год жизни ребенка и его проживание с любящими людьми.

Также стоит заметить, что по мере взросления привязанности человека изменяются. Родители уступают место друзьям, а затем возлюбленными. Но ранняя привязанность самая мощная. Память о ней подсознательно остается с человеком на всю жизнь и служит моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.

Так же хочу заметить, что желательно, чтобы ранняя привязанность была именно к родителям, а не к бабушкам, няням и тетям. Хотя не исключаются случаи позитивной привязанности к другим людям, если мать по разным причинам не способна выполнять свои родительские функции.

Не секрет, что для того, чтобы человек уверенно шел по жизни, у него должно сформироваться базисное доверие. Чтобы оно сформировалось, необходима привязанность, которая и служит основой доверия.

Доверие – тема следующего выпуска, уже в новом году.

Продолжает работу форум для родителей:

Новая тема
Детские НеСтрахи...
Как донести, что в мире есть опасности?

Также обсуждаются темы

детские страхи
как помочь ребенку бороться со страхом
Иногда полезно посмеяться
Как творят наши дети...
Давать ли "сдачи"?

Специальный форум, посвященный Детям Индиго

 

Поздравляю всех читателей рассылки с Новым годом и Рождеством Христовым!
Мира, добра, любви, взаимопонимания 
в семье,
радости и наслаждения от
воспитания детей!

 

Снежана fursova@cons-help.com
Архив рассылок
Архив консультаций



Copyright (C) Яна Лан тел.: +380 (50) 420 42 44, e-mail: yana@cons-help.com  

В избранное