Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?


Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?

Домашняя наука о деньгах от Продвинутой мамы

Выпуск 54

26 ноября 2009 года

Доброго времени суток !
С вами Галина Острикова и рассылка
"Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?".

Сегодня в рассылке:

1. Мыть посуду - это обязанность ребенка или у него есть право выбора?

 

1. Мыть посуду - это обязанность ребенка или у него есть право выбора?

Уважаемый подписчик!

Пришло такое письмо:

От: Елена  

  Здравствуйте. Галина!

  В Ваших рассылках  было много материалов, посвященных тому, как ребенку заработать деньги. Честно скажу, всегда  их читала внимательно, но пока мои дети ничего у меня не зарабатывают. Я приучаю их к тому,  что уборка своих вещей, мытье посуды, мытье полов, уборка в доме, чистка своей обуви, в общем все  обязанности, которые посильны для их возраста ( сыну -7 лет, дочке -12 ) и возможностей, должны выполняться ими самостоятельно и бесплатно. Потому что это естественная обязанность любого человека  - с детства  приучиться обслуживать себя самому.

  У моей приятельницы ( старшей дочке 15 лет)  аллергия на моющие средства, поэтому раз в неделю к ней приходит домработница  убрать в квартире, плюс – приятельница имеет посудомоечною машину. Как результат – хорошая 15 летняя девочка ничего  делать не умеет, а главное – уже и не хочет.

  Я бы уже давно наняла  и домработницу, и купила бы посудомоечную машину для решения своих личных «взрослых» проблем. Но именно по причине наличия примера перед глазами я до сих пор этого не делаю.

Мне кажется, что самое  главное в моих «воспитательных» моментах это то, что мои дети должны знать, что определенные вещи необходимо делать автоматически ( например, помыть за собой чашку, а не оставлять ее н столе, чтобы убрал кто-то), а уборка – это просто регулярная и обязательная вещь, на которую надо тратить свое личное время.

При этом я буду счастлива, если мои дети, повзрослев, смогут оплачивать услуги домработницы.»    

 

МЫТЬ ПОСУДУ  - это обязанность ребенка или у него есть  право выбора?  

Многие родители считают,  что домашние дела , дети обязаны  делать автоматически и поэтому постоянно ищут способ, как заставить, научить или еще хуже -   приучить   ребенка мыть , например, посуду,  не спрашивая его о том, хочется ему это делать или нет. 

Как будто это «собака Павлова»,  и всегда должна откликаться на колокольчик… 

Давайте  попробуем разобраться с тем, правы ли родители и в чем именно состоит  задача воспитания? 

Надо ли учитывать  особенности  периода?  

Всем известно, что прогресс сегодня значительно упростил нашу жизнь.  

Не надо напрягаться, чтобы постирать. Это с успехом делает стиральная машина.

Не надо самому мыть посуду, это может сделать  посудомоечная машина, если  она у вас есть.

  И как таковых домашних дел  остается не много, поэтому  для взрослых – это спасение, а вот для детей чаще всего - катастрофа, потому  что  такое положение дел   лишает  детей навыков выживания и делает зависимыми от  бытовой техники.   

И дело даже не в том, что ребенок не научится сам стирать  или мыть посуду, и в случае попадания на необитаемый остров… Нет, дело даже не в этом,  тем более , что необитаемых островов , вероятно, уже и не осталось, а в том, что такой уровень жизни

 ( с бытовой техникой) он должен научиться себе обеспечивать сам! 

Почему дети  не хотят мыть  посуду и  делать  что-то еще по дому?  

Если ребенок не хочет мыть посуду или убираться в комнате,  то все дело в том, что у него либо нет мотивации,  либо нет навыков, либо и первого и второго вместе взятых. 

  В чем ошибка родителей?  

Когда родители пытаются  научить детей работать по дому и по мере сил помогать взрослым в ведении домашнего хозяйства, то они исходят из того, что это его обязанность и что  это поможет ему в жизни обслуживать себя самому. Именно поэтому они хотят превратить своего ребенка в биоавтомат… 

Но ребенок - не машина. 

  Ответьте, пожалуйста,  мне на  вопрос: 

- А почему вы сами моете посуду дома ?

 И вы часто делаете это сразу после того , как поели или все-таки иногда позволяете себе отложить это неприятное занятие на более позднее время , или вообще оставить ее немытой до утра?  

И если бы у вас была возможность ее не мыть, вы стали бы это делать сами или поручили это кому-то другому?  

Или вообще пошли пообедать в ресторан, если бы у вас было достаточно денег, чтобы  позволить себе  это делать  каждый день? 

И все ли взрослые члены семьи  сразу бросают все дела и мчатся мыть посуду? 

Или они полагают, что есть кто-то , кто  делает это в силу ролевого распределения сил в семье, в котором совместное выживание – хорошо организованный процесс? 

Все дело в том, что моете вы посуду только потому, что у вас  в этом есть осознанная необходимость. Вы понимаете, что если это не сделаете вы , то спустя какое-то время  в квартире не останется ни одной чистой чашки или тарелки, и вы не сможете  принимать пищу, пока  их не помоете. 

И нравится вам это или нет, открываете кран и начинаете мыть посуду… 

Но вы не сразу начали так поступать.

Вы просто  со временем пришли  к пониманию того , что  это необходимо и что  есть оптимальное распределение домашних обязанностей в семье, где каждый делает то, что ему проще делать или к чему он привык. Т.е. существуют правила,  которые упрощают жизнь. 

Но хотите вы этого или нет,  прогресс жизни  заключается именно   в нарушении правил… 

  Причем тут деньги и финансовое воспитание?  

  Но учить хозяйственным  делам ребенка все-таки нужно. Только подход здесь, на мой взгляд, должен быть другой.  

Все дело в том, что умение что-то делать, дает ребенку уверенность в себе. И преимущество  посильных  для определенного возраста хозяйственных  дел заключается в том, что сделав их, можно сразу получить результат и испытать положительные эмоции в отличии , например, от учебы в старших классах, когда знания приобретаются , но от них трудно получить какую-то эмоциональную отдачу. 

Именно  поэтому так много вещей, изученных в школе , остается невостребованными. 

Распределение обязанностей в семье – как некой ячейки общества-  будет учить ребенка видеть в реальном мире  такое же разделение, где каждый человек  вносит свой посильный вклад и получает за это деньги. 

И если дома за помощь ( в соответствии с семейным распределением ответственности)  не платят, то только потому, что есть в жизни другие ценности, такие как любовь и желание помогать бескорыстно, которые формируются именно в семье, потому что , в конечном счете, каждый человек  , внося посильный вклад  в семейные дела,  делает   все это  для себя. 

Хотите узнать почему? 

Чтобы  быть счастливым!  И чтобы   иметь счастье, надо учиться  больше отдавать,  нежели потреблять, потому что дом – это единственное место на земле, где каждого человека ждет безусловная любовь. И именно она будет поддерживать человека в течение всей жизни. Это источник его внутренней  энергии.  И когда придет время,  эту энергию, чтобы быть счастливым, придется отдавать… 

Именно так зарабатываются деньги. Человек вкладывает свою энергию в то, что он хочет сделать для других,  и не потому , что ему надо заработать деньги. Это второе. 

Он вкладывает свою энергию, потому что ее много , и чтобы быть счастливым, у него должна быть возможность ее отдавать. Иначе… Вы сами можете  догадаться, что будет , если ее не отдавать.  

Как научить ребенка поступать правильно?  

Поэтому  учить надо  не тому, чтобы  автоматически выполнять правила, а  учить делать это сознательно, т.е. учить делать выбор – помогать или не помогать семье, и почему помогать – это  здорово?  

Такой подход  будет честным по отношению к ребенку, так как и вы сами всегда поступаете в зависимости от ситуации ,  вашего желания и ваших  возможностей  в конкретный момент времени, т.е выбираете. 

Именно поэтому кто-то покупает посудомоечную машину, кто-то  ищет  лучшее средство для мытья посуды, а кто-то нанимает домработницу, если приходит к пониманию того, что есть дела, которыми ему заниматься приятнее и которые позволяют оплачивать услуги наемного персонала. 

Но чтобы  ребенку  все это осознать, он должен понимать, что любое дело можно сделать интересным. А переход на автоматизм – это всего лишь развитие навыка и поиск оптимального исполнения, которые позволяют использовать имеющиеся ресурсы наиболее  рациональным способом. 

Т.е. воспитание привычки идет по пути от неосознанной некомпетенции  к неосознанной компетенции, как говорят психологи. 

Сначала  ребенок знакомится с тем, что  есть правила поддержания порядка  ( осознанная некомпетентность)  и что дом при помощи чьих-то усилий всегда находится в образцовом   порядке. 

Потом его вовлекают в процесс ( осознанная компетентность) , в котором он учится что-то делать по хозяйству, причем  в этом процессе всегда есть элемент игры, так как  оставлять  ребенка без удовольствия – это родительская глупость.  

Именно в этот период можно учить ребенка «наслаивать» на чисто рутинные дела какие-то варианты развлечения:  может быть, включать любимую музыку, может быть начать петь  или  сочинять стихи,  или что-то еще.   

И конечно же, лучше, если в процессе  участвует поначалу  еще кто-то,  например, мама или папа, или сестра, которые   в это же время  «осваивают» другое задание по дому. 

Не забывайте  также и о стимулах. Чтобы закрепить навык, человеку, а тем более маленькому человеку, всегда нужно одобрение и поддержка.  Так он ощущает себя способным что-то делать и начинает осознавать свой вклад. 

Так что развлекайтесь сами и учите развлекаться  своих детей, ведь домашний труд – часто рутинный, и если не находить внутреннюю мотивацию, это будет тянуться вечно и никогда не захочется заниматься этим снова и снова. 

И наконец, закрепив навыки , человек выходит на уровень неосознанной компетенции, когда все делается легко и быстро, и когда любой процесс можно усовершенствовать и творить…   

А в этом заключается секрет роста, когда освоив какой-то процесс , человек начинает задумываться над тем, как его упростить . Ведь именно так была придумана посудомоечная и стиральная машина. Просто кому-то очень надоело тратить на это собственные силы или силы своих близких. Разве не так? 

А это уже совсем другое дело. Это однозначный рост и умение действовать нестандартно, что так приветствуется и высоко оплачивается в современном обществе.  

А вы говорите,  обязанность … 

Так что учите   ребенка получать удовольствие и делать выбор. Иначе ваши дети, возможно, как и вы  сейчас, будут всю жизнь  работать на конвейере…  

А это… не слишком весело и очень дешево.  

 

Галина Острикова
Специалист по формированию здорового отношения к деньгам.
http://www.familyfinance.ru/

 

P.S.  В чем ошибка вашей приятельницы и почему дело в не в бытовой технике и финансовых возможностях состоятельных людей?  

Ваша приятельница тоже сделала свой выбор. И нельзя сказать, что он плохой, ведь с аллергией не шутят. Просто она не нашла способа, как  научить своего ребенка веселиться, помогая по дому и расти. А может , и нашла.  

Вы ведь написали про ее дочь , что это «хорошая девочка». Может, она умеет делать что-то еще. Ведь  хорошие девочки  не обязательно должны любить мыть посуду.  Это  стереотип.  Я,  например,  не люблю :--))     

 

Обсудить статью на блоге
http://www.finmama.ru/?p=143

 

На этом сегодня все.

С наиилучшими пожеланиями


Галина Острикова
Руководитель проекта
"Школа личных финансов для родителей"
http://www.familyfinance.ru

обратная связь

* Если Вам понравился выпуск, Вы можете переслать его другу *

Copyright © 2009 by Galina Ostrikova.
Все права защищены. Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием на автора, и ссылкой на сайт: http://www.familyfinance.ru

В избранное