То, что большинство детей выходит в жизнь финансово неподготовленными, знают многие родители, которые продолжают содержать своих детей даже после того, как они начинают зарабатывать собственные деньги.
И действительность, с которой выросшие дети сталкиваются, оказывается гораздо сложнее, чем это можно было предположить, живя на полном обеспечении родителей, и жить на собственные деньги получается не так просто , как на родительские.
И происходит это потому, что весь период взросления никто не научил их рассчитывать, сколько денег нужно на жизнь и как решать проблемы выживания.
А чтобы уметь управлять своей реальной жизнью в реальных экономических условиях , детей надо учить составлять свой бюджет, чтобы цифры расходов не пугали, чтобы росла уверенность в себе и в свою способность зарабатывать деньги , чтобы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания.
Когда дети живут в семье, то сначала их расходы полностью оплачивают родители, потом часть своих расходов ребенок должен научиться оплачивать сам, и, в конце концов, перейти «на полную самоокупаемость», т.е.стать взрослым и решать свои финансовые проблемы самостоятельно.
Как же научить детей понимать суть их расходов и составлять личный бюджет , а также жить по нему?.
Первым, с чего надо начинать, это научить ребенка правильно тратить деньги.
Тратить – это значит делать выбор между необходимым и желаемым, между качественным и не очень, между дешевым и дорогим , между первоочередным и тем, что может подождать.
Учить расходовать деньги надо на реальных деньгах, принадлежащих лично вашему ребенку, потому что тратить родительские деньги легко, а к своим собственным у ребенка подход другой – хозяйский.
Именно этим целям и служат карманные деньги, которые должны выдавать родители своим детям.
На этом этапе ребенку важно объяснить движение денег , их приход и расход, используя для этого простейший финансовый отчет , состоящий из двух колонок: доходов и расходов с подсчетом того, что остается после любого движения .
Что происходит с финансовым положением ребенка, когда деньги поступают, и что происходит, когда деньги тратятся? Остаток наличных денег в копилке - всегда результат отношения к тем средствам, которые есть.
Для того, чтобы считать итоговые цифры за период - нужны навыки сложения и вычитания. Поэтому, если ваш ребенок еще слишком мал, то вам придется ему помочь, особенно в расчетах с копейками. Старшие дети баланс подсчитывают без проблем
Первый уровень деления расходов на части , а мы знаем, что бюджет это определенное количество расходов для поддержания образа жизни, которого придерживается человек,– это объяснение ребенку системы трех копилок, когда все поступающие деньги делятся на три части: сбережения, благотворительность и текущие расходы.
В соответствии с этим принципом делится и блокнот, который ваш ребенок будет использовать для учета своих расходов по этим видам затрат.
Второй уровень деления расходов на части – это дробление текущих расходы. Если вы даете ребенку, кроме карманных денег , еще и деньги на его обязательные расходы : завтраки в школе, проезд на автобусе и т.п., то деньги на завтраки и прочие согласованные с вами цели – используются только на завтраки и то, для чего они предназначены, а карманные по усмотрению ребенка на его желания и удовольствия.
Третий уровень - расширение горизонтов планирования . Это работа со статьей расходов , например, на домашнего животного, на хобби, т.е. на то, о чем ребенок имеет представление как о процессе.
Так , если у вашего ребенка живет попугай, то все расходы на него надо поделить на одноразовые , которые были затрачены при покупке, например, клетка, зеркальце, поилка и пр. оборудование для домашнего любимца.
Затем вы определяете повторяющиеся из месяца в месяц , такие как корм и витамины.
И третий вид расходов, если таковые имеются, амортизационные расходы , т.е. расходы на то, что подлежит износу в зависимости от времени, и средства на которые следует накапливать. Ну, клетка у попугая вряд ли выйдет из строя в течение года, а вот поилка или кольцо может сломаться, и к этим расходам нужно быть готовым.
Сначала вы сообщаете в течение некоторого времени ребенку все суммы , которые тратите на попугая, обсуждаете все то, что требуется вашему любимцу, а потом просто выделяете деньги на месяц , для того, чтобы ваш ребенок сам нес ответственность за содержание птицы и отчитывался за те расходы, которые сделал.
Что касается доходов ребенка , то, как правило, они складываются из карманных денег, денег, подаренных родственниками к определенным праздникам, и из заработанных денег.
Ко всем видам доходов должен быть применен принцип трех копилок, чтобы привить навык платить себе в первую очередь и уметь делиться и помогать нуждающимся.
Передача ответственности за некоторые «личные» статьи затрат ребенка на него самого будет связано с тем, насколько хорошо вы научили его зарабатывать деньги на свои нужды.
В результате планомерной работы с карманными деньгами вы все больше будете «дробить» текущие расходы вместе с ребенком для того, чтобы их можно было анализировать , и искать оптимальный вариант для выбора, и научите отличать необходимые расходы от удовольствий, а это то, что так не хватает сегодня даже взрослым людям , испытывающим финансовые проблемы.
Поэтому родительская цель – научить ребенка планировать свои расходы, и четко понимать, каким образом можно обеспечивать тот стиль жизни , который ребенок для себя выбрал.
А это и к выбору будущей профессии, при помощи которой ребенок будет зарабатывать себе на жизнь, позволит отнестись со всей серьезностью, так как именно правильный выбор сферы деятельности даст ребенку ту финансовую основу, на которую он может опереться.
2.Помогать или не Помогать
и зачем помогать"Бедному родственнику"?
читать здесь
Вы можете задать ЛЮБОЙ вопрос, ответ на который Вы хотели бы получить в этой рассылке , ПРОСТО написав мне по адресу: info@familyfinance.ru