Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки молодого отца

  Все выпуски  

Записки молодого отца: Эволюция понимания


Просмотрел архив собственной рассылки, и поразился - до чего, все-таки, автор не любит специалистов и их советы! М-да, "Как обманчива природа!" - подумал ежик, слезая с кактуса. Ну кто мне теперь поверит, что я ничего не имею против хороших специалистов, жизненно необходимых в нашем сложном жизненном укладе? Что мне тоже хочется получить грамотный, полезный и своевременный совет...
Как мы мучались, пытаясь отказаться от памперсов. Рука бойца колоть стирать устала! Пришла бабушка, и доступно объяснила: "Высаживать ребенка надо на горшок ночью!" Путем экспериментального подбора определили оптимальное время "высадки" (как раз когда папа сонно переползает от компьютера к кровати), и проблема решилась.
***
Ошибка "специалиста" выявляется, как правило, слишком поздно. По результатам. А в нашем деле... Его не переделаешь! Но если хочешь получить результат, а не переложить ответственность, то приходится определяться в своем отношении к искомому решению. И хорошо, когда есть "точка опоры", хотя бы общие представления, система собственных взглядов на то, что происходит, и как оно должно быть...
***
По умолчанию воспитание рассматривается как самостоятельный, самодостаточный, отдельный вид деятельности. Ну, там - помыть посуду. Приготовить обед. Воспитать ребенка. Посмотреть телевизор.
И советы соответствующие: "возьмите килограм фарша, заверните в обработанные кипятком листья капусты"... Тьфу ты! - "возьмите ребенка, заверните в одеяло, положите в коляске на балкон - будет спать как миленький!"
Фикция, чистейшей воды: воспитание как управляемый искусственный процесс. Который вы сами создали, запустили, которым управляете, который полностью подчиняется вам... "Да текут дни мои по велению моему!", как написал царь Соломон на перстне (если верить отдельным источникам).
И который, кстати, служит источником грядущих комплексов и проблем: "да я на тебя жизнь положил(а)! Да я недосыпал(а), недоедал(а), лишь бы тебя, оглоеда/вертихвостку, на ноги поставить! Да ты мне по жизни должен(жна)!" Закономерно, ибо процесс осуществляется в ущерб прочим видам жизнедеятельности, более приятным и увлекательным. Как-то: походы по кабакам, сидение перед телевизором/компьютером, сладкий сон по утрам, бурные гости до утра...
Два с лишним года назад, полон надежд, именно в таком ключе я я приступал к освоению нового увлекательного занятия - воспитания. Закономерно получил жесточайший творческий кризис :(
***
Более продвинутый (и соответственно - менее употребимый) подход к воспитанию как естественному (но все-таки!) процессу, на который мы можем активно влиять, но вынуждены принимать как данность. "Детство как маленькая жизнь". Каждое наше действие рассматривается как инструмент воспитания. То же самое мытье посуды, например, превращается в увлекательную игру (с незапланированной, но неизбежной влажной уборкой в результате :).
Достаточно просто ЖИТЬ, воспитывая ребенка самим фактом своего существования, своим образом жизни, своим примером... Но - достаточно ли?
Своей бездеятельностью мы "воспитываем" ребенка как бы не сильнее, чем волевыми, осознанными действиями - выпороть, погладить, дать вкусняшку... Это мы так думаем, что просто валяемся перед телевизором. Шаз-з-з! Мы закладываем ребенку, который безмятежно играет в машинки рядом, модель поведения, времяпровождения - "валяться перед телевизором!". И если этому занятию отводится этак часов пять-шесть в день :), то бесполезно будет через несколько лет, спохватившись, выпинывать дите на улицу: "Сколько можно сидеть перед телевизором! Иди, подыши свежим водухом!". Не поймет ведь! Искренне причем: зачем идти на какую-то холодную, грязную улицу вместо ЕСТЕСТВЕННОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ в уюте и тепле перед телевизором!
Утрирую конечно. Но суть, надеюсь, ясна.

"Да как  ему воспитывать  своего  детеныша,  когда  отец его  не  воспитывал,  а натаскивал: "Кусай  как я,  прячься как я", и так же натаскивал его отца его дед,  а  деда - прадед, и так  до глубины пещер,  до  волосатых копьеносцев, пожирателей  мамонтов".

Стругацкие, "Гадкие лебеди".

***
Опять же, при таком подходе - как воспитать в ребенке то, чем сам не владеешь? Нет, не научить. Для этого, опять же, есть специалисты. Либо общаться с ними придется (друзья семьи), либо тупо отдать в кружок/секцию. Но - захочет ли? Я застал краешком время, когда модно было "отдавать" в музыкальную школу, это было нормой. Причем практически все мои сверстники, прошедшие через это увлечение их родителей, относились к нему обреченно, как к неизбежному злу. И с облегчением "бросали" это занятие при первой возможности. (За исключением одной девочки, с удовольствием музицирующей на фортепиано. Учиться, в итоге, она пошла на врача).
Вот и я говорю - смогу ли я привить сыну любовь к музыке, если сам к ней сугубо равнодушен? Нет, ну трем аккордам я его научу, без вопросов. Когда придет время, будет девчонкам мозги пудрить только так! Где-нибудь на вечеринке:
"Ночь притаилась за окном,
Туман поссорился с дождем..."
Или в приватной обстановке, при свечах:
"Как хороши те очи,
Как звезды среди ночи!
Вы мой покой отняли,
Меня околдовали..."
Короче, все девчонки его будут! :)
Но я-то понимаю (теперь), что музыка, слух, чувство ритма - это совершенно другое восприятие, и соответственно - другое отношение к жизни! (Впрочем, это уже тема для отдельного разговора). И хотелось бы как-то извернуться, обеспечить ребенку такую возможность, каковой сам был лишен. Возможность... Условия... Обстановка... Среда! Вот оно! И тут мне как начало везти! В какой-то момент я понял, почувствовал:
ВОСПИТАНИЕ - ЭТО НЕ ПРОЦЕСС. ЭТО СРЕДА!
Не "среда воспитания" (масло масляное"!). Не "творческая среда" и никакая другая... Хотя, точнее, все они вместе взятые. А просто - среда. Все. Точка.
Это - окружение, условия, обстановка, в которой живем мы, родители, и ребенок. Среда обитания. Жизнь. Как она сложилась. "Так здесь принято!". "что выросло - то выросло!". "Не виноватая я!". И на фоне этого - наши целенаправленные и случайные, эффективные и не очень действия, попытки среду изменить. Не тучи разгонять руками, а придумать зонт. Не поднимать температуру окружающего воздуха, а разжечь костер.
*** 
В образных картинках: первый подход можно уподобить насильственному выращиванию дерева, путем вытягивания из почвы за макушку. Второй - задушить дерево в крепких объятиях и расти вместе. Ну, а третий - понятно! - создать условия. Поливать. Подкармливать. Обрезать, опять же, веточки лишние. Ибо - нефиг расти куда попало!   
***
Не скажу, что такой подход ВСЕ меняет. (Только взгляд на жизнь. Она становится проще! :)
Когда я его принял, словно гора с плеч упала! стало психологически легче. Ушла напряженка постоянной "переэкзаменовки". Когда вроде бы должен знать и уметь "воспитывать"... Нет обреченности жизни в стиле вопитания... Появилось "право на ошибку" (в разумных пределах!:) Ибо при таком отношении это не процесс непрерывный: ошибся - хрен переделаешь! Поезд ушел. Конвейер убежал. Но - строительство. Творчество. Созидание. Не успел трубу согнуть? "А и хрен с ней! Утром согнем!" - сказал рабочий, выражая уверенность в завтрашнем дне".
***
При таком повороте сюжета, правомерно выражаться не ЗАНИМАТЬСЯ ВОСПИТАНИЕМ, а СОЗДАВАТЬ ВОСПИТАНИЕ. Во-во! Меня тоже покоробило, когда перечитал это выражение! Но потом вспомнил: "заниматься бизнесом" и "создать бизнес". Стало легче.

И еще: рассматривая воспитание как среду, относишься к ней как художник: "Что тут сотворить?"; строитель: "Здесь будет город-сад!"; рачительный хозяин: "Что тут улучшить?". Как-то больше мне это нравится, чем стремительно убегающая лента воспитательного конвейера: "Делай так, а то проиграешь!".

P.S. Дополнительный материал для повышенной усвояемости, из словаря: СРЕДА ВОСПИТАНИЯ - совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

Молодой отец Дмитрий (в сети - komdir)

komdir@mail.ru

20.02.07 г.


В избранное