Букашки-шоу или зачем малышам общаться с букашечками?
*** ***
18 выпуск рассылки "Домашний детский сад" от 12 июня 2011 года
Тема выпуска
** Букашки-шоу или зачем малышам общаться с букашечками ? **
Добрый день и час!
Как только снег исчез из екатеринбургских дворов, у малышей из
мини-садиков "Островок" появилось новое развлечение.
На прогулках они выискивали и разглядывали на земле
первых букашек.
Помню, однажды, ещё в 2009 году, мы застали группу малышей за
операцией "Червяк". Они нашли дождевого червяка, выползшего на
асфальт. Сначала наблюдали за ним. Потом самые смелые трогали-
гладили. А затем стали подсовывать ему травинки и листочки.
Пытались его накормить.
Червячки, букашки, мураши - настоящий театр под ногами.
Маленькие дети по-долгу наблюдают за ними. А порой,
решительно вмешиваются в букашкины дела.
Букашки для детишек не менее интересны, звери в зоопарке
или в цирке. Более того, они маленькие и совсем не страшные.
И их можно потрогать...
Но, главная ценность общения с букашками, отнюдь, не в
доступности зрелища. Букашки - бесплатное учебное пособие и
тренажёр.
И вот этого-то, как правило, не видят ни родители,
ни воспитатели детских садов и пансионов. И часто
пресекают контакты детей и букашек. А зря...
Детки-то в большом городе редко балованы тесным общением с
живыми существами, особливо с поведением сложным для
понимания и управления. Как у многих крохотных животных.
Домашние коты или собаки, хомечки и попугайчики это хорошо.
Да только "букашки-шоу" демонстрирует куда большее
разнообразие и... более поучительно.
Даже в запылённом городском дворе Вы сможете найти уголок для
наблюдения за насекомыми и другими крошечными существами.
И научить чадо элементарным правилам обращения с животными.
Скажем, на примере, шмеля, облетающего цветочки (он как раз
может "за себя постоять"). Или божьей коровки, или муравьёв...
Дети легко убедятся, что букашки - это своенравные животные,
чьё поведение достаточно сложно и которым трудно научится
управлять. И в тоже время они малы, нередко, полностью
подвластны маленькому человечку.
Какой родитель или воспитатель позволит несмыслёнышу упражнятся
с домашним питомцем с риском травмы (и у питомца, и у чада)?
С жучками-червечками всё не так драматично и травматично.
При этом, маленькие человечки, даже без поддержки, одобрения и
порицания взрослых, сделают для себя важные, глубоко западающие
в душу открытия...
Для контакта с растениями достаточно лёгких прикосновений и
речи, даже невнятной - главное интонации. А вот для общения с
букашками этого недостаточно. Многие из этих крохотных созданий
не дадут себя потрогать или могут умереть от неаккуратных
прикосновений. Отдельные насекомые и пауки даже опасны при
плотном контакте.
Малыши с букашками нередко работают при помощи соломинок,
палочек. Можно предложить им и лупу. И легче лёгкого подсказать
деткам, как можно использовать сахарный сироп. Кстати, Вы ведь
сможете организовать для своих детишек "букашки-шоу" во дворе
несколькими ложками сладкого сиропа или варения?
А Вы догадываетесь, насколько действеннее для развивающегося
мозга малыша вольная игра по созданию пути для жучка
(да, травинками, палочками, пальчиками), в сравнении
покупной комбинаторной головоломкой для маленьких?
Да и беседовать с букашками детей, конечно, стоит научить. Для
этого речь должна быть детям самим понятна. Ведь, обращение с
речью к букашкам - это, прежде всего, обращение к себе. Ребёнок
сам себя настраивает на общение с крохотным животным. Будь то
надоедливый и кусучий овод, паук, пугающий почему то многих,
или спокойная божья коровка.
Помните ребячьи наговоры для божьей коровки или других букашек?
Как Вы полагаете: это пустое сотрясение воздуха или нечто иное?
Нечто полезное?
Позвольте привести пример. И даже, если Вы всё остальное
содержание выпуска не примите во внимание, но будете помнить о
том, что мной написано ниже, чтение этой заметки Вам окупится
многократно!
Для Среднего Урала, где я живу, а также многих других краёв
России актуальна угроза быть покусанным клещём. Причём,
прививки только сильно ослабляют некоторые последствия контакта
с заражённым клещём, но заболевания не предотвращают.
Тем более, что клещ переносит не одну болезнь, а прививки
ставят только от клещевого энцефалита. Зато, прививки
ослабляют бдительность привитых людей. А многим детям
прививки от энцефалита, вообще, противопоказаны.
«Наши предки решали проблему защиты от укусов клещей очень
просто! Существовала система "заговоров" против клеща. Совершая
эти обряды, человек настраивал себя на выход в окружающий мир,
который имеет право и наказать за бездумное поведение, но, в то
же время, и щедро одарить за правильные поступки.»
Не каждому современному человеку подходят эти заговоры. Но, за
20 лет профессиональной работы с детьми Геннадий Семёнович
Чеурин (абзац выше и три ниже - цитаты из его произведений)
с коллегами разработал, весьма, действенную процедуру.
«Это "беседа с клещом", как с "хозяином леса", к которому
пришли добрые гости и предупреждают его (клеща!) об опасности.
Объяснение этой истины клещу, с последующим отпусканием "брата
меньшего, неразумного", ещё не укусившего, но уже пойманного на
теле и одежде.
В результате: дети начинают осматриваться не с целью спасения
себя, а с задачей спасения клеща(!) даже соревнуются,
кто больше клещей "спасет от смерти". Отмечено при этом
интуитивное чувствование ребенком клеща, ползущего даже
по внешней стороне одежды!
"Технологически" методика представляется следующим образом:
зайдя в лес, первым делом ищем клеща, сажаем его на ладошку и
говорим с ним.
Текст же обращения может быть следующий: "Ты здесь хозяин, мы
гости. Ты живешь в траве, кустах, мы ходим по тропинкам. Давай
не будем мешать друг другу. Если ты укусишь меня, еще
неизвестно, погибну ли я, ты же погибнешь однозначно!"»
Вот так навыки общения с букашками (даже управления ими)
словами, жестами, дыханием (сдуть комарика), применением
запахов и сластей могут спасти Вашему ребёнку жизнь и здоровье.
А может откроют ему будущее успешного пасечника или хозяина
червятника - фермы по разведению дождевых червей.
А может просто создадут малышу или малышке завидную репутацию
среди детей. Так как онили она умеют нечто такое,
что и другим хотелось бы уметь...
Вот и момент подходящий момент, чтобы завершить заметку.
Что я и сделаю... Спасибо за внимание!
Зобов Серж. Автор интернет-издания "Домашний детский сад"
http://minisadik.com
P. S. Впервые эта статья была опубликована в Сети
под названием "Затейные букашки" по адресу:
http://minisadik.com/blog/post_1244542969.html.
P. P. S. Сайт Геннадия Семёновича Чеурина, которого я
цитирую в этом выпуске:
самоспасение.рф.
P. P. P. S. Если Вы знаете кого-то, кому эта статья будет
полезна или хотя бы просто любопытна, без стеснения
пересылайте это письмо. Размещайте на своих
интернет-ресурсах. Но помните об этом:
Соглашение с Вами: http://minisadik.com/conditions.htm
Copyright 2011 Зобов Сергей Викторович Все права защищены!
*** ***