Недавно сидела на детской площадке и наблюдала за детьми. Они играли в песочнице и как-то взаимодействовали друг с другом. Конечно, не обошлось без конфликтов. Вот мальчик постарше подошел и отобрал формочку у мальчика помладше, тот заревел. Мама мальчика, отрываясь от разговора с подругами, сказала: «Ну что ты плачешь, пусть он поиграет. У тебя же есть еще формочки.» Это мало успокоило ребенка и мама кинулась его отвлекать другими игрушками.
А потом этот же мальчик, потеряв интерес к формочке, подошел к другому ребенку и попробовал отобрать у него машинку. Тот не отдал, и первый ударил его совочком.
Знакомая картина? Было очевидно, что ребенок пробует разные модели поведения, и находит самые эффективные и эмоциональные. Но настолько ли они адекватны?
Мамы никак не вмешивались во взаимодействия детей. А когда ребенок шел к какой-то со своей бедой, они успокаивали его, отвлекали, но не разбирали ситуацию по справедливости. А дети очень чувствуют несправедливость и не понимают, что делать в таких ситуациях, когда тебя обидели, а мать не защитила.
Мама учит ребенка моделям взаимодействия с миром и с людьми. Есть правило: сначала вместо ребенка, потом вместе с ребенком, потом контроль над ребенком, потом ребенок сам. При обучении ребенка любому новому начинанию, вы проходите все эти стадии. Малыш еще не знает, какое правильное и адекватное поведение в конкретной ситуации. Ребенок ведомый, а мать ведущая. Ведущая роль матери – это не деспотичное поведение самодурки, основанное на авторитарности. Ведущая роль
матери всегда опирается на авторитет. Понимаете разницу? Мать знает, как правильно и готова научить ребенка этому собственным примером, предоставляя ему возможность потом пробовать самому. Но для этого надо, чтобы мама сама знала, какие модели поведения адекватны в данный момент.
Расхулиганившегося ребенка в песочнице, так никто не остановил. Его мама сказала, что у него «лидерское поведение», хотя поведение было явно антисоциальное. Ребенок сделал вывод о том, что его модели поведения с детьми правильные, а детям, которых он обижал было показано, что нормально сносить несправедливые обиды.
Почему никто не остановил малыша? В нашем обществе есть стереотип, что воспитывать ребенка должны только родители, и вмешиваться в этот процесс считается плохим тоном. Если бы хоть одна мама ребенка, которого обидели, подошла и отобрала бы игрушку со словами: «Это мое, и в это играет мой ребенок, если хочешь игрушку, подойди и попроси», то ребенок бы отступил, увидев, что его модель поведения неэффективна. Но мамы остерегаются вступать в конфликтные ситуации. Вдруг,
на такие слова ей скажут, что она жадная и обижает бедного малыша? Вдруг мама этого ребенка окажется агрессивной? Или вдруг, тут так не принято? Прежде чем учить детей, надо научиться взаимодействию родителям. К сожалению, мать часто сама не знает, как поступить в той или иной ситуации. Что тогда спрашивать с ребенка?
Материнство – это работа без выходных. Дети учатся на примере матери. Если она не прожила ситуацию и не показала, как это делать ребенку, остается чувство неудовлетворенности и поднимается раздражение. Как, впрочем и всегда, когда не человек управляет ситуацией, а ситуация человеком. Матьчувствует, что что-то не так, она не справляется, а значит не показывает как справляться своему малышу.
Не забывайте – ребенок учится взаимодействовать с миром постоянно. И делает он это, наблюдая за вами.
Темы, затрагивающиеся в этой рассылке, Вы можете обсудить на нашем форуме. Мы, с удовольствием ответим Вам на Ваши вопросы. Так же у нас выходит рассылка, по схожей тематике «Осознанное супружество», на которую вы можете подписаться на нашем сайте или тут.