После года у малышей значительно расширяется пассивный словарь, увеличивается количество произносимых слов. К двум годам в речи появляются простые предложения, а в три года ребенок говорит фразами. Но бывает так, что малыш, обладая достаточным для его возраста словарным запасом, затрудняется в произношении слов,
недоговаривает окончания, речь его скомкана, будто каша во рту”. Это связано с недоразвитием мышц артикуляционного аппарата, их слабостью или недостаточной подвижностью.
Упражнения артикуляционной гимнастики делайте каждый день по 5-10 минут перед зеркалом. Это поможет укрепить мышцы и справиться с непослушными” звуками. Перед началом каждого упражнения попросите малыша улыбнуться и широко открыть ротик.
Упражнения выполняйте не менее 10 раз. А чтобы крохе не было скучно, расскажите ему сказку о Веселом Язычке. Показывайте малышу, что делал Язычок, пусть повторяет.
Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка), чистил зубы (проводите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к нёбу),
ехал в гости к киске. Киска выгибает спинку (надо упереться кончиком языка в нижние зубы с внутренней стороны, выгнув язык горкой”). У киски пили чай с вареньем (облизните верхнюю губу сверху вниз), пекли блинчики (просуньте язык между губами и пошлепайте им: пя-пя-пя”) и катались на качелях (язык попеременно поднимайте к верхней и опускайте к нижней губе). Наступил
вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так (с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы тпр-ру”).
Малышу с прерывистым типом дыхания не хватает сил произнести длинное слово, фразу. Поэтому он и глотает” окончания слов. Поиграйте в веселые игры на тренировку дыхания. Кораблики”
Налейте в таз воды и устройте соревнования чей бумажный кораблик быстрее достигнет противоположного берега. Для этого надо лишь глубоко вдохнуть и
плавно подуть на кораблик, вытянув губы трубочкой”. Можно дуть и на шарики.
Задуй свечу”
Зажгите свечу и постарайтесь дуть на неё так,чтобы пламя не погасло. Повторять несколько раз. Футбол”
Соорудите ворота и с помощью плавного выдоха загоните в них ватный шарик. Что звучит?” Покажите ребенку, как звучат колокольчик, дудка, бубен, барабан, пищалка. Спрячьте их за ширму. Попросите малыша угадать, какой предмет звучит.
Песенка звука” Изобразите, как жужжит пчела (ж-ж-ж”), шумит ветер (ш-ш-ш”), гудит паровоз (у-у-у”). А потом попросите ребенка хлопнуть в ладошки, когда он услышит песенку пчелы или паровозика, шум ветра.