"Чудесному малышу - Лучшую Маму!" http://mamochka.biz Авторский взгляд на
вопросы материнства ЛучшиеМамочки Рунета, Объединяйтесь!
Рассылку
ведет коллектив мам-авторов. Если у Вас есть оригинальные идеи, Вы
можете присоединиться к нам. Пишите
нам!
Здравствуйте, Дорогие Мамочки! Приветствуем Вас в Вашей рассылке!
Позвольте
представить Вам автора-ведущего этого выпуска: Снежана Фурсова -
ведущая рубрики "Радости
Воспитания" на блоге "Мамочкин журнал"
Тема выпуска: " Плоды ответственности. Свобода"
Развивая самодисциплину, ребенок создает в своей душе зону
свободы. Он может сам зрело принимать решения. Самодисциплина позволяет ему
оценить, что можно и чего нельзя делать. Эта свобода отличается от той, которую
родители устанавливают для ребенка, предупреждая его о последствиях поступков.
Та «первая» свобода как дар родителя, которая помогает ребенку научиться
реальности. Новая свобода уже исходит от родителя –
это уже способность ребенка принимать верные решения самостоятельно, согласуясь
со собственными ценностями.
Новую свободу ребенок заслуживает и взращивает
сам. Свободу учиться на своих ошибках предоставляют ребенку родители. Затем
взрослеющий ребенок развивает в себе иную свободу – способность самому что-то
себе запретить. Эта свобода вытекает из родительский любви и «первой» свободы,
которая была дана родителями. Личная свобода также вытекает из наказаний и
поощрений, которые родители умело использовали на протяжении детства. Ребенок,
познавший искусство границ личности, приобретает свободу – самостоятельно
управляет своей жизнью.
Такая свобода только укрепляет отношения в семье. Подростку не надо бороться за
свою независимость от родителей, поскольку он ее получил по праву и заслужено.
Такую свободу уже невозможно потерять. Зная цену свободы, которая вырастает из
самодисциплинированности, человек начинает ценить себя, свое достоинство и
внимательно относиться к свободе других людей.
Имея личную свободу ребенок:
- освобождается из плена ребяческого поведения,
- капризов,
- неуправляемых чувств,
- непреодолимых желаний,
- давления подростковой среды,
- стремления удовлетворить только свои хотения.
Заслужив свободу, ребенок обретает основу для
дальнейших решений в области морали, человеческих отношений, религии. Он
способен к личному выбору – что и есть одной из главных целей всего воспитания.
Цель воспитания в семье заключается вовсе не в
том, чтобы заставить ребенка делать то, что надо вам, а в том, чтобы
предоставить ему выбор сделать то, что он желает, и дать ему ощутить
болезненность неправильного выбора, который он больше не захочет сделать.
Никому не нравиться, чтобы его каждый день
только наставляли и пилили. Таким способом нельзя научить детей делать
правильный выбор.
Очень хорошо, когда в семье предоставляется свобода выбора.
Но родители должны обеспечить условия, в которых бы действовал закон «Что
посеешь, то и пожнешь». Посеешь безответственность, пожнешь - боль.
Посеешь ответственность - пожнешь благо. Выбор должен быть ясным даже для
маленьких детей.
Главное, чтобы ребенок сам седлал свой выбор. В этом и
состоит суть свободы и выбора «быть хозяином своей судьбы». Самому
распоряжаться своей жизнью можно лишь при наличии свободы и выбора. Поэтому
должны обеспечить ребенку необходимое количество свободы и право выбора и
соблюдать причинно-следственную связь.
Генри Клауд и Джон Таунсенд вывели очень хорошую формулу
Свобода =
Ответственность = Причинно-следственная связь = Любовь
Насколько четко соблюдается данное равенство,
настолько хорошо складываются обстоятельства нашей жизни.
- Если ребенок свободен в выборе и несет ответственность за
последствия своих поступков, то из него вырастет человек, способный любить и
поступать разумно и правильно.
- Если же данное равновесие нарушается, например степень
свободы больше, чем степень ответственности, то можно стать довольно
отвратительным человеком.
- А если степень ответственности больше, чем степень
свободы, то человек раб и робот, делающий свой выбор не повелению души , а с
целью угодить или из-за обиды.
- Если степень свободы и ответственности равны, но человек
никогда не страдает от последствий неправильного использования свободы, то у
него постепенно формируются отрицательные черты характера, он становиться
безответственности и лишается способности любить.
Ребенку предоставляется очень
небольшое количество свободы и в рамках этой свободы дается право делать выбор
и ощущать его последствия. В результате развивается его способность любить.
Все то же самое происходит и у взрослого
человека. Предоставляйте свободу, требуйте ответственности, не нарушайте
причинно-следственную связь и дарите любовь.
Все же так просто!