Самое сокровенное из жизни наших мамочек от "Страны Мам"
Естественные последствия
Обыватели думают, что воспитание без наказаний – это вседозволенность.
Дескать, как это, ребенка не наказывать? Он же границ не увидит, будет
на голове ходить и по головам. Но это ошибочное мнение. Система
воспитания без наказаний заключается не только в том, что на ребенка не
поднимают руку и не орут. Собственно, это еще даже не воспитание. Вы же
не поднимаете руку на соседку и не орете на нее (я надеюсь), но это еще
не значит, что вы ее воспитываете. Один из основных методов воспитания
без наказаний – это естественные последствия. Что это такое? Я не буду
утомлять вас определениями из книжек, скажу своими словами. Это
естественная реакция окружающих людей или окружающей среды на поступок
человека. Типичный пример естественных последствий. Вы сунули палец в
дверь и защемили его. Больно? Очень. Кто виноват? Вы.
Система естественных последствий очень проста. Разломал игрушку? Будешь
играть сломанной или вообще другой, нелюбимой. Ударил маму? Мама ушла на
кухню и больше с тобой не играет. Накричал на приятеля на площадке?
Приятель обиделся и ушел кататься на горку без тебя. Элементарная вещь.
На каждый поступок ребенка есть естественная реакция окружающих. Это
нормально, так ребенок учится взаимодействовать с миром. Но взрослые
любят мешать естественному течению вещей. Сломал игрушку? Вот тебе по
попе! Ударил? И я тебя ударю, сейчас посмотрим, кто сильнее, я или
4хлетний ребенок. Кричишь на друга? Я тебе сейчас прочту целую лекцию на
эту тему, ведь приятель твой, бедняга, немой и парализованный и сам за
себя постоять не сможет. Что понимает ребенок? Нельзя ломать игрушки,
потому что мама меня побьет. Наверное, можно сломать втихоря или вообще
чужую, тогда побьют хозяина? Или, еще хлеще. Ничего, я вырасту взрослый и
буду ломать, что захочу, тогда меня никто не отругает. Нельзя бить
маму, потому что она дерется в ответ. Значит, нужно бить слабых и тех
кто ответить не может! Нельзя кричать на друга. Стоп, разве нельзя? Друг
вроде как ничего не сказал, а вот мама раскричалась. А, понял, на друга
надо кричать, пока мама не слышит.
Зачем создавать искусственную систему наказаний, если все и так отлично
работает? Зачем сдвигать естественные ценности ради придуманных вами
правил? Почему мы меняем нормальное «нельзя, потому что» на совершенно
нелепое «нельзя, потому что мама так сказала»? Отсюда и неправильные
выводы ребенка из ситуации, и его неуправляемость в более старшем
возрасте. А чего ему слушаться, если он уже вас выше, больше и сильнее?
Вы же заставляли его повиноваться силой, а не логикой. Это не мир ему
сказал «так нельзя», а вы придумали, что как будто нельзя. А теперь он
вырос и вы ему не указ. То, что проверяли на прочность в 5 лет, он будет
проверять в 15-20. Потому что тогда ему так и не дали получить свой
опыт.
Применять естественные последствия легко и приятно. Но нужно учитывать
возраст ребенка. До 2х лет эта система практически не применяется. Или
применяется в самом примитивном смысле «горячо - больно» и т.д.
Логические связи в таком возрасте у ребенка не работают, он не сможет
связать свое действие с последующим вашим. А многие действия просто
запрещены (например, бросить ребенка во время кормления и уйти, потому
что он вас укусил. У него нейронных цепочек не хватит связать эти два
действия воедино, он просто получит сильнейший стресс). Но после 2х лет
этот метод можно разворачивать в полную силу.
Однако, следует учитывать не только сами поступки ребенка, но и их
мотивы. Бросать истерящего от усталости ребенка на дороге, потому что
«естественно, что с таким капризулей никто не хочет общаться» - это
жестоко и нечестно. Естественное последствие, если ты устал и плачешь, -
это забота о тебе близкого человека, а не жестокость. Если ребенок
разбил любимую тарелку, не потому что баловался, а случайно, надо пойти с
ним и выбрать новую, а не применять естественные последствия. И если
ребенок не ест свеклу, которую он терпеть не может, это издевательство, а
не естественное последствие, оставить его без обеда вообще.
Чем старше ребенок, тем больше ответственности он на себя принимает и
тем больше получает естественных последствий от своих действий. Большая
ошибка ограждать его от этого. Некоторые мамы любят встать грудью на
пути неприятностей собственного ребенка и принять на себя и разговор с
соседом, которому сынуля разбил стекло, и с учителем, на уроке у
которого ребенок бросался бумагой и прочее, и прочее. Это называется
«медвежья услуга». Естественные последствия, даже если это крик
разозленного соседа, учат ребенка себя вести и очерчивают ему рамки
гораздо надежнее и нагляднее, чем ваши полные любви и нежности лекции о
поведении.
Чтобы правильно применять этот метод, необходимо каждый раз после
проступка ребенка спрашивать себя «А что было бы, если бы это я так себя
вела?». И неожиданно будет выясняться, что за вытаскивание вещей из
шкафа, следует вовсе не ругань, а аккуратное убирание их обратно. А за
неубранную комнату – удивленное хмыканье подруг, а совсем не длительная
битва за чистоту. А за непостиранное постельное белье – прыщики на лице.
За хамство и обзывания – не шлепок, а обычный суп, вместо вкусных
блинчиков на ужин. И так далее, и тому подобное. И вот вы уже понимаете,
что вы не наказываете ребенка, а объясняете ему правила этого мира. И
он не обижается на вас, а с интересом слушает и осознает, как каждое его
действие обретает противодействие, положительное или отрицательное.
Наиболее часто консультанту по грудному вскармливанию задают вопросы о
том, по какой причине молока больше в одной груди, а в другой меньше, и
как следствие, одна грудь большего размера. К груди меньшего размера у
малыша постепенно возникает «особое» отношение, это может быть связано с
отказом от этой груди еще в родильном доме, либо, если кроха испытывает
какой-либо дискомфорт в процессе кормления этой грудью, кроме того, в
основном уменьшение объема груди идет в паре с травматизацией соска. Читать далее»
Х Подарок от Маши Первоклаши ко Дню Влюблённых Ты знаешь, в школу я пошла. Обязанности у меня. Чтоб во время их выполнять, я правила для них нашла. Я знаю, как с постели встать, чтоб в школу мне не опоздать. Как время даром не терять. Как сильно мне не уставать. Хочу с тобой я поделиться, как этому надо учиться. Проблемы были у меня. Решила их я для себя. Совет #1.Чтоб в школу не опаздывать. С кровати трудно было встать. Тепло подушки так тянуло. Читать далее»
С 01.01.2012 года Департаментом образования г. Москвы были введены в
действие новые требования к оказанию единой комплексной услуги по
организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных
учреждениях системы Департамента образования города Москвы в 2012 году. 1. Урезаны порции, по отношению к нормам СанПиНа 2.4.1.2660-10, приложение 12: - норма хлеба детей урезана ровно в 2 раза, - норма сливочного масла раза урезана в 2 раза и более гр., Читать далее»
Вы конечно же замечали за своим малышом, что он любит за вами повторять,
но очень часто родители делают большую ошибку ругая его за то что он
повторяет, я не исключение. Сегодня я готовила на кухни и увидела как
мой сын (ему 1 и 9мес) взял со стола соломку с солью и перцем, и банку с
зубочистками. Он начал имитировать, то что делаем мы за обедом, но при
этом не рассыпал ни пещинки, ни чего не разбил и к тому же все поставил
на место. Читать далее»