Сейчас в продаже очень много книжек на тему «Игры с ребёнком», у меня у самой штук пять точно есть. Я честно иногда пытаюсь играть в такие игры, но детям они редко интересны. Интересно, авторы таких книг пробовали играть с детьми?..
Вот, к примеру, такая часто рекламируемая игра «Я вижу что-то…». Правила
просты: ведущий говорит, что он видит что-то круглое или красное, или большое (как правило, именно цветом, формой и размером все и ограничивается), а участники должны отгадывать. Обязательно попробуйте поиграть в эту игру… тогда вы поймете, какая же это скукотища! А если это скучно вам, то обязательно будет скучно и детям. Меня вообще раздражает засилье пособий и игр, изучающих цвета, размеры и формы. Малыш уже легко скажет, что папа большой, а он маленький, что собачка маленькая, а дом большой. Зачем
ещё играть в это?
Или, например, я убедилась, что, специально не занимаясь, мой сын в два с половиной года безошибочно узнавал круг, квадрат и треугольник. И потом я совершенно не согласна, что крыша треугольная, озеро круглое (я даже специально вырытых прудов круглой формы не видела!). А ёлка состоит из треугольников! Ну почему многие дети её такой рисуют, хотя она вовсе не такая?! Потому что большинство маленький детей уверено назовут ёлку на картинке и
затруднятся ответить, если показать им ёлку в лесу.
А цвета легко выучиваются при частом упоминании: «Ой, какая красивая синяя шапка! Какое небо голубое (или серое, или красное)! Жёлтая роза, как приятно пахнет!»
Итак, с малышами вообще нет смысла играть в эту игру, просто называйте всё что видите. А для детей постарше можно игру развить. Например, довольно долго многие дети путают «что»
и «кто».
- Я вижу ЧТО-ТО прыгающее.
- Мальчик.
- Мальчик живой, про него говорят «кто», а я виду что-то неживое.
- Мячик.
И т.д. Это уже более полезно не просто что-то большое, а именно что-то или кто-то большой.
Хотя мне больше нравятся творческие задания. «Я вижу что-то полезное». Что это? Камень. Чем же он полезен? Вот именно это и надо объяснить. Им можно прижать скатерть, чтобы её ветром не унесло; можно сбить шишку; можно сделать гору для игрушек; можно…
«Я вижу что-то бесполезное». Что? Камень… Лежит под ногами, мешается, ещё споткнёшься, нос ушибёшь; положишь на скатерть, а скатерть испачкается;
кинешь сбить шишку, а разобьёшь окно…
Принцип, думаю, понятен? Не просто что-то вижу, а для чего оно, чем полезно людям, чем вредно. Так же можно искать красивое и некрасивое, понятное и непонятное, нужное мне (или ребёнку) или ненужное.
А если вы все же хотите поизучать формы, задайте такой вопрос ребёнку, показав на окно в доме
Внимание вопрос: «Сколько здесь прямоугольников?»
Правильно – шесть, но скорей всего ваш ребёнок ответит, что три.