Все, что вы можете сделать для своих детей, это воспитать их; но нельзя прожить за них жизнь. Элизабет Тейлор.
Ребенку, еще практически ничего не знающему об окружающем мире,
интересно буквально все, встречающееся на его пути. Как-то я наблюдал
картину: по дорожке бе¬жит годовалый малыш с широко распахнутыми
глазами. Его догоняет мама, приподнимает, разворачивает и ставит на
поперечную дорожку. Даже не заметив этого, малыш про¬должает бежать уже
в другом направлении, с таким же интересом глядя перед собой. К
трем-четырем годам новизна домашней обстановки, детской площадки и
привычного двора исчезает и на первый план выходят попытки
сознательного изменения свойств встречающихся предметов.
В отличие от стародавних времен, когда звуками, которые слышал малыш,
по большей части была человеческая речь, шелест листьев и пение птиц,
теперь он с рождения окружен технологическими шумами и искусственной
звуковой средой дома, в котором живет (холодильник, радио, телевизор,
внутридомовые коммуникации, ремонты, бытовые звуки из смежных квартиры)
и улицы (соседняя стройка, автомобили, пролетающие самолеты, гомон
чужих голосов, общественные мероприятия). Кроме резкого роста шумовой
нагрузки, в сотни раз увеличился поток данных, поступающих зрительно
(телевизор, компьютер, светящиеся часы и кнопки на аппаратуре).