Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Счастливый дитенок

  Все выпуски  

"Развитие самостоятельности" Выпуск 3.


http://www.kasakina.ru

 

баннер шапка баннер
                Сайт   для   продвинутых   родителей
 

Общеизвестно, что единого рецепта по развитию самостоятельности не существует. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Самостоятельность развивается в ребенке – простите за тавтологию – самостоятельно, вместе с развитием способностей к прямохождению и логическому мышлению. Мы можем лишь стимулировать или подавлять развитие самостоятельности в наших детях. Губительными для развития самостоятельности оказываются как тотальный контроль, так и вседозволенность. Это всем известно. А вот что стимулирует в детях развитие самостоятельности?

Самое первое, что лежит на поверхности – это любознательность. Любопытство – как жажда новизны и потребность в "умственных впечатлениях" - присуще абсолютно всем детям. Но у значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, интерес к исследованию окружающего мира чаще всего носит лишь ситуативный, хаотичный и неустойчивый характер. Что-то привлекло внимание, но мама схватила за руку и не пустила. В голове созрел какой-то вопрос, но на него не был сразу получен ответ, и детское любопытство переключается на что-то другое.

Любознательность – это следующий уровень развития познавательной потребности, это уже не просто жажда новизны – это любовь к познанию всего нового. Для ее становления важны не столько умственные способности ребенка, сколько его эмоции и мотивы. Дитенок должен чувствовать положительные эмоции от познавания чего-то нового, должен иметь осязаемый мотив для такого познания. Тогда простое любопытство перерастет в любознательность. А любознательность – как способность задавать вопросы и находить на них ответы – может стать неплохой платформой для развития самостоятельности.

Простой пример: можно повести дитенка на экскурсию в парк, где долго и интересно – на ваш взгляд – рассказывать ему о цветах и деревьях. Если даже он вас и выслушает до конца, и не уснет по дороге, запомнит из такой лекции немного. А можно в том же парке зарыть спрятать сундук с «сокровищами», а вот уже для их поиска использовать свои «ботанические» знания: как цветет гранат? Какого цвета лотос? А как отличить обычный круглый бамбук от квадратного? Создав положительные эмоции и железные мотивы для получения новых знаний, вы таки образом стимулируете в дитёнке любознательность.

Для этого, кстати, необязательно приезжать в наш семейный лагерь. Такие штуки каждый легко может проделать и у себя дома, в своей семье. Если задастся такой целью, конечно…

К сожалению, в первой смене нашего лагеря не все пошло гладко. Из-за организационных недоработок ее пришлось прервать раньше срока. Мы сделали оргвыводы и следующие смены уже будем проводить с их учетом.

Очень жаль только что дети, с которыми мы уже успели подружиться, не получили всего, что было для них приготовлено. Подобралась такая замечательная кампания!

                               

Но даже после нашего самого короткого знакомства хорошо была заметна взаимосвязь между самостоятельностью детей и их любознательностью, жаждой и получением удовольствия от узнавания чего-то нового. Если клад, разумеется, все искали с большим энтузиазмом (и то, не с равным по степени заинтересованности), то внешне «менее интересные» занятия, не с таким большим количеством «экшн» увлекали далеко не всех.

Два самых младших участника лагеря, которые продолжали жить со своими родителями, а к другим детям присоединялись только для игр и занятий, показали невысокий уровень любознательности. Причем, по разным причинам.

  1. Самый младший мальчик, еще не достигший пяти лет, был всю свою недолгую жизнь активно вовлекаем мамой в разнообразные мероприятия – он регулярно посещает всякие кружки и курсы, развивающие занятия, умеет считать по-английски, кататься на роликах, много еще чего умеет, а вот общаться в коллективе не умеет. Перед ним  - слишком много возможностей, слишком много куплено игрушек и открыто дверей. Мне кажется, мама слишком форсирует развитие в своем сыне самостоятельности, и  вообще – развитие, что дает такие негативнее побочные эффекты, как неконтролируемые всплески агрессии. Мальчику больше времени нужно проводить просто в ласке, у мамы под боком, не столько поглощая информацию, сколько положительные эмоции. На сегодняшний день, его любознательность почти не развита: мальчик, разумеется, любопытен, как любой ребенок, но не получает особого удовольствия от овладения новыми знаниями,  это для него как бы уже обыденный процесс, не слишком занимательный. Ему больше нравится играть в подвижные игры, с другими детьми, с мячом, с другими игрушками. Но тут у него нет опыта, он начинает пытаться всем навязать свои правила игры, и игра на этом заканчивается. Играть по общим правилам он не умеет. Взваленная на него ответственность – за выбор, за свои поступки – как мне кажется, его угнетает.

     

  2. Другой мальчик, которого мама не пустила спать на детский этаж, а оставила рядом с собой, напротив – очень любознателен и рассудителен не по годам (5 лет) Ему как раз уже можно предоставить гораздо больше самостоятельности, чем ему позволяется в семье. Если и дальше продолжать тормозить развитие его самостоятельности, то и развитие любознательности тоже будет тормозится. Я уже замечала эти признаки: ему важнее поделиться со всеми тем, что он уже знает – читал, или смотрел, или слышал – чем вместе узнавать что-то новое. Он готов рассказывать «продолжение острова сокровищ» со всевозрастающей громкостью, несмотря на то, что его уже десять минут никто не слушает. Но не готов вместе со всеми рисовать одну общую картину, когда можно проявить себя именно здесь и сейчас, а не за счет подготовленных, ранее полученных знаний.

     

  3. Далее у нас были очень интересные двойняшки – брат и сестра. Им по шесть лет, в этом году собираются пойти в первый класс. Очень хорошо подготовлены в плане самостоятельности: оба хорошо читают, могут самостоятельно помыться, переодеться ко сну и даже уснуть без мамы. И брат, и сестра – очень любознательны, но девочке не хватает внимания и терпения заниматься чем-то одним долго. Даже если это ей интересно. Мальчик же – напротив, очень настойчивый: его невозможно отвлечь ни на что другое, если уж он в чем-то решил добиться результата. Он как будто все время что-то хочет кому-то доказать. Он, как и его сестра, очень нуждается во внимании взрослых, с удовольствием идет на контакт даже с малознакомыми людьми. И оба – и брат и сестра – тут же бросают любые, даже самые интересные занятия – если у них появляется возможность провести хотя бы немного времени с мамой. Как мне кажется, для дальнейшего развития самостоятельности и любознательности этих детей, делать специально дальше ничего не нужно. Нужно просто больше проводить с ними время, чтобы у них появилась уверенность в себе, и они могли реализовывать эту свою самостоятельность в коллективе сверстников.
  4. Самый старший участник лагеря – мальчик десяти лет, очень разносторонне развитый, очень любознательный и самостоятельный. Родители считают, что он не слишком хорошо сходится со сверстниками. Но они моментально подружились с моим сыном, и очень хорошо чувствовали себя вместе. Еще полезное качество – его я считаю высшим проявлением самостоятельности: этот мальчик прекрасно ладит с детьми младше него (возможно, потому что у него есть младшая сестра. К сожалению, с ней мы практически не пообщались – из-за болезни) – и играет с ними, и следит, чтобы они, заигравшись не выбежали на дорогу, или не упали куда-нибудь. Если нагружать его по этой части и развивать эти его качества, мальчик вырастет очень гармоничным, контактным и самодостаточным.
  5. А самой самостоятельной и самодостаточной, на мой взгляд была девочка двух лет, которая в лагере не занималась, а просто жила рядом своей жизнью, и по-моему, получала максимум удовольствия от этого. От нее не слишком много хотели, при этом родители ей уделяли достаточно много времени, и наконец, у нее перед глазами всегда была старшая сестра, за которой ей хотелась тянуться – и в занятиях, и во всем остальном. Но и свое мнение по каждому поводу – у нее тоже, поверьте, было. Вот поистине гармонично развитая личность! Старшая сестра этой малышки – девочка пяти лет, тоже развита достаточно гармонично. Она многое умеет делать сама, но никуда с этим не торопится, не стремится быть впереди всех. Если что-то не получается, она не расстраивается, пробует сделать это совсем с другого, с неожиданного конца. Ее любознательность носит столь же спокойный характер: в принципе, постижение новых знаний, доставляет определенное удовольствие. Но если не получается удовлетворить жажду знаний прямо здесь и сейчас, она тоже не расстроится и найдет чем заняться. На мой взгляд, очень устойчивый и позитивный тип психического развития, особенно для девочки.

Подводя итог, хочется сказать, что в лагере собрались не те дети, которым родители уделяли мало времени, или перед которыми ставились жесткие запреты с самого раннего детства. Поэтому все они хорошо развиты для своего возраста. Но развитие конкретных навыков – координации движений, например, и развитие самостоятельности – это две большие разницы. Коррекционными методиками на координацию движений можно заниматься раз в сутки, больше не отвлекаясь на это. Развитие же самостоятельности происходит круглые сутки, занимаетесь вы этим или нет. И тут важно понимать, не заблокировать естественное развитие, и наоборот – не переборщить с ним. По-моему, хорошей лакмусовой бумажкой является любознательность дитенка: если она присутствует и развивается день ото дня, то все в порядке. Если любознательность падает и не развивается, надо сесть и подумать – что идет не так, чего не хватает моему дитенку, а может быть, чего-то у него уже в избытке?

 

 

Просто Счастливый Дитенок:
новости сайта для продвинутых родителей!

  6

НОВОСТИ ЛАГЕРЯ

 

02 июля 2009, 23:53

зарядка на пляжеУра!


Первый заезд в семейный лагерь «Счастливый дитенок» свершился! 

В честь открытия сезона на веранде был накрыт общий стол для всех дитят и их родителей: гвоздем программы стала ручьевая форель, зажаренная тут же на углях. Все просили добавки
Хотя синоптики упорно обещали на 2 июля в Адлере грозу, и всю последующую неделю – дожди переменную облачность, приятным сюрпризом для всех гостей лагеря оказалась и стабильно жаркая погода и теплая вода в море – ведь все так соскучились по

Подробнее...

НАШИ НОВОСТИ

 

01 июля 2009, 10:14

счастливый дитенокДрузья!


Спасибо вам всем за опыт и знания, советы и мудрость, дополнения и открытия на упомянутые темы, любовь и дружбу!

Сегодня я получила из издательства авторский тираж своей книги «Счастливый дитенок — без запар и пеленок!»
Скоро и вы сможете взять эту книжку в руки – она уже поступила на полки книжных магазинов Москвы и Питера уже, в регионах книга появится в середине июля, и к концу месяца – в Украине, Белоруссии др.
Также книгу "Самоучитель для продвинутых родителей. Счастливый дитенок

Подробнее...

НОВОСТИ ЛАГЕРЯ

 

02 июля 2009, 23:53

Семейный отдых, отдых с детьми на море 2009

Ура!


Первый заезд в семейный лагерь «Счастливый дитенок» свершился!

В честь открытия сезона на веранде был накрыт общий стол для всех дитят и их родителей: гвоздем программы стала ручьевая форель, зажаренная тут же на углях. Все просили добавкиLaughing
Хотя синоптики упорно обещали на 2 июля в Адлере грозу, и всю последующую неделю – дожди переменную облачность, приятным сюрпризом для всех гостей лагеря оказалась и стабильно жаркая

Подробнее...

НАШИ НОВОСТИ

 

01 июля 2009, 10:14

счастливый дитенокДрузья!


Спасибо вам всем за опыт и знания, советы и мудрость, дополнения и открытия на упомянутые темы, любовь и дружбу!

Сегодня я получила из издательства авторский тираж своей книги «Счастливый дитенок — без запар и пеленок!»
Скоро и вы сможете взять эту книжку в руки – она уже поступила на полки книжных магазинов Москвы и Питера уже, в регионах книга появится в середине июля, и к концу месяца – в Украине, Белоруссии др.
Также книгу "Самоучитель для продвинутых родителей. Счастливый дитенок

Подробнее...

НОВОСТИ КЛУБА

26 июн 2009, 12:18 

К НАМ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ MarinaS!

Возраст:
Род занятий: учитель
Интересы:  путешествовать с комфортом ( жаль, что не всегда получается), купаться, сидеть за компьютером.
Группы: Новые Члены Клуба 
Кто вы?: Мама

Откуда вы: Челябинск
Сколько у вас детей: 1
Мальчиков: 1
Девочек:0

Какие они:  Мой сыночек любознательный непоседа, общительный и смешной. Но, к сожалению, не умеет находить друзей. 
счастливый дитенок 

 

Комментарий: ждем вас вместе с вашим сыночком в семейном лагере на море "Счастливый дитенок"

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

03 июkя 2009, 09:42

 конкурсПодведены итоги конкурса «Море, Море, Море…»:

Напоминаю, что конкурс проводился нами совместо с сайтом детского творчества «Ухтышка!»
Конкурсные работы можно посмотреть на отдельной странице


Спасибо всем участникам конкурса и голосования.

По итогам интернет-голосования и, учитывая мнения администраций "Ухтышки" и семейного лагеря "Счастливый дитенок", победителем в этом конкурсе стала Баланева Катя со своими работами "Море по Пушкину" и "Морские тайны". 

Просим родителей победителя прислать нам на e-mail свой почтовый адрес,

Подробнее...

 


В избранное