Счастливый дитенок ЕСТЕСТВЕННОЕ ИЛИ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ
После обсуждения первого выпуска нового цикла рассылки от «Счастливого дитенка» «ЕСТЕСТВЕННОЕ ИЛИ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ» в Клубе Продвинутых Мам и Пап, стало ясно, что среди нас нет яростных поклонников супер-раннего
развития. Наши мамы и папы хотят видеть в своих детях гармонично развитую личность в первую очередь, а не вешалку для наград и медалей. Отлично! Это значит, что народ интуитивно все же отдает предпочтение как раз таки естественному, а не раннему развитию.
Но чтобы продолжить, уточним определения.
Естественное развитие – не раннее, и не позднее, а своевременное и индивидуальное развитие дитёнка по принципу «каждому овощу – свое время». Со стороны родителей - это внимательное наблюдение и создание наиболее благоприятных условий каждому конкретному ребенку, а не форсирование отдельных навыков и умений по общим разработанным программам. О нем мы подробнее поговорим
позже.
Раннее развитие – экспериментальный комплекс обучающих методик и программ, разработанных, чтобы обучать детей читать, считать и пр. специальным навыкам, еще до того, как они научатся ходить – с рождения до 3 лет. Все больше входит в моду, несмотря на то, что долговременные последствия эксперимента пока не изучены.
При всем многообразии методик раннего развития, условно их можно разделить на две группы – активные и пассивные. Активные методики развивают какие-то конкретные умения малыша: смешивать краски и проводить линии, издавать звуки и складывать их в мелодии, составлять узоры из кубиков, лепить из теста и пластилина. Активные методики нацелены на развитие мелкой моторики,
которая тесно связана с развитием определенных отделов мозга и действительно важна для развития интеллекта и личности.
Пассивные методики, так или иначе, восходят к системе Домана - частому показу карточек или презентаций на мониторе. Смысл их в том, чтобы просматривая изображения слов, чисел, предметов и животных, грудной ребенок мог, таким образом, обучиться математике, чтению и вообще – стать носителем чуть ли не энциклопедических
знаний.
Изначально методика Гленна Домана была изобретена для больных детей, у которых были нарушения в работе головного мозга, но которые сохраняли способность видеть и перерабатывать зрительную информацию. Впоследствии выяснилось, что его подход и применительно к совершенно здоровым детям дает поразительные результаты. Сегодня многие идеи Домана адаптированы и переработаны, и даже совмещены с активными
методиками раннего развития. В общем, вариантов у родителей, решивших посвятить себя раннему развитию своих детей – масса.
После трех лет таких развивающих занятий, маленькие дети могут свободно читать незнакомый текст на родном языке и свободно воспроизводить прочитанное. Довольно сносно читать на иностранном языке, сочинять сказки и записывать их, вполне разборчиво причем, играть двумя руками на клавишах и читать ноты с листа, замечательно лепить и рисовать, а также выполнять сложные гимнастические упражнения. Хорошо?
Замечательно!
Но - несмотря на всю популярность идей раннего развития, таких разносторонне развитых детей почему-то ничтожно мало. В сотни раз меньше, чем распродано их родителям методических материалов и развивающих наборов. Почему же КПД системы раннего развития так невысок? Может быть, такой темп развития подходит не всем из-за генетических особенностей? Или практическая сторона ранних занятий с детьми столь
трудоемка, что не у многих родителей хватает сил довести дело до конца?
И где вообще у такого дела, как «развитие», может быть четкий финал? Что, после того, как развитие вашего дитёнка перестает быть «ранним» его можно прекращать?
Развитие не заканчивается в первые три года. Напичкав дитенка разнообразными методиками нелогично выходить из декретного отпуска на работу и отдавать его в обычный детский сад. Логичным было бы и дальше продолжать семейное обучение: раз развивали своего дитёнка с самого рождения, уделяли ему массу внимания, теперь, чтобы он не чувствовал дисгармонии или остановки, следует продолжать
и дальше обучать его на дому. Штучное производство всегда было качественнее поточного. И такой дитёнок «домашней выделки» мог бы стать действительно выдающейся личностью, особенно среди своих сверстников – жертв государственного поточного образования. Хватит ли для этого знаний и сил – решайте сами.
Причем решайте сейчас, до того, как купить развивающие кубики. Сможете ли вы обеспечить своему дитёнку полный цикл домашнего образования? Какие вам для этого потребуются помощники? Возможно, придется все же отдать его в общеобразовательную школу, но «разбавлять» ее другими школами – профильными: музыкалками, художками. Определите свои цели. Ясно увидев их, вы сможете увидеть и пути к ним. И главное
– не выращивайте комнатное растение, которое очень забавляет вас своим экзотическим видом, но которому нужен особый уход, и которое не имеет шансов выйти в открытый мир. Надеюсь, вы же не мечтаете вырастить несчастного гения или затворника? Рассчитываю на вашу вменяемость!
Возвращаясь к разговору о гениях, нужно напомнить, что подавляющее большинство из них обязано своей гениальностью вовсе не усердию родителей. Скорее наоборот: неординарные способности часто начинали проявляться после пережитых в детстве потрясений – смерти или расставания родителей, тяжелой болезни самого ребенка и пр. Не то что «раннее развитие», и обычное образование-то многим гениям давалось
с трудом. Эйнштейн и Ньютон были двоечниками.
А как вы относитесь к «маленьким гениям», «юным дарованиям» и прочим вундеркиндам? Как к лучшим из детей, на которых нужно равняться? Как к несчастным детям, у которых не было детства? Или как-то еще? Пожалуйста, оставляйте свои высказывания в отдельной теме на форуме Клуба
Продвинутых Мам и Пап. После этого – мы продолжим.
Так же Вы можете поучаствоать в опросе от "Счастливого дитёнка" (особенно это касается тех, кто собирается этим летом к нам на море в семейный лагерь:)
Где по-вашему, лучше проводить семейный лагерь "Счастливый дитёнок" этим летом?