Повышаем иммунитет
|
Повышаем иммунитет 2016-03-05 23:36 Elka ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ И КАК ЕГО ПОВЫСИТЬ? Иммунитет. Некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции. Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Обеспечивается защитными свойствами кожи и слизистых оболочек, клетками иммунной системы и тд. Естественный, или врожденный, иммунитет обусловлен наследственно закрепленными особенностями организма. Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или введения Иммунизация -создание искусственного иммунитета -- активного (при введении вакцин и анатоксинов) или пассивного (при введении сывороток и гамма-глобулинов). Применяют в лечебных и профилактических целях. Что такое этот загадочный иммунитет? Небольшое отступление… Общие сведения об иммунитете: Иммунитет – это совокупность механизмов, обеспечивающих организму защиту от проникновения инфекций и других «агрессоров», способных повредить здоровью человека. Защита от инфекций, т.е. идущих в атаку многочисленных микроорганизмов, таких, как микробы, вирусы, паразиты и другие, считается основной способностью иммунитета, но ничуть не менее важна способность противостоять различным интоксикациям, а особенно – онкологическим заболеваниям. Сложность иммунной защиты организма вполне сравнима с разнообразием возбудителей болезней. Иммунная система в организме отвечает за функцию защиты организма, распознавания и обезвреживания чужеродных агентов. Часто можно услышать выражение, что «иммунитет ребенка зарабатывается простудами», и, в принципе, это практически так. Невозможно защитить организм от всех окружающих нас бактерий, вирусов, болезней. В процессе своей жизнедеятельности мы можем лишь регулярно поддерживать иммунитет на достаточном уровне. При рождении ребенок обычно стерильный, а затем его заполняют множество микробов (микробы окружающей среды и больницы), сначала на слизистой оболочке носа, рта и горла, затем на пупке и, наконец, по всей поверхности кожи и желудочно – кишечной слизистой. Это объясняет, почему в первые два дня жизни ребенок обязательно должен пребывать с мамой – таким образом, он будет соприкасаться с микробами, которые соответствуют ее иммунитету, который ребенок наследует благодаря проникновению через плаценту материнских антител (они проникают через плаценту преимущественно в последние 3 месяца беременности и составляют основу иммунитета ребенка при рождении). К 6 месяцам ребенок должен начать создавать свой собственный иммунитет, в этом возрасте иммунитет у ребенка несколько снижается. И существенно улучшиться он только к 3 годам. Если ребенок находиться на грудном вскармливании – с материнским молоком он постоянно получает дополнительную защиту от инфекционных заболеваний – антитела и др. факторы. Вот почему народные методы лечения новорожденных часто рекомендуют закапывания материнского молока в нос и т.п. Почему снижается иммунитет? Иммунная система очень чувствительна к различным неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды: * стрессам, На все эти факторы имеется один универсальный ответ – снижение иммунитета. Очень часто совпадают два стрессовых фактора для иммунной системы малыша – мама прекращает грудное вскармливание в связи с выходом на работу и отдает ребенка в ясли; иммунная система малыш перестает получать поддержку со стороны мамы, он испытывает сильнейший стресс от расставания и в завершении всего его организм «знакомиться» с новыми микробами и как следствие всего этого у ребенка наблюдается существенное снижение иммунитета. Деятельность иммунной системы очень ответственна. От ее качества и работы зависит состояние всех органов и систем. Иммунитет можно рассматривать на различных уровнях. Например, нормальная кислотность желудочного сока является одним из звеньев иммунитета. Она способствует подавлению роста болезнетворных бактерий, попадающих в желудок с пищей и водой. При снижении кислотности мы теряем один из защитных барьеров. В кишечнике тоже осуществляется определенная степень защиты. Ее обеспечивают полезные микроорганизмы. Они в процессе жизнедеятельности стимулируют выработку одного из важных факторов иммунитета – интерферона. При нарушении микробиоценоза кишечника выработка интерферона значительно снижается. Иммунитет является типоспецифическим. Против туберкулезной палочки – один вид иммунитета – противотуберкулезные иммунные тела и т.д. Чем можно повысить иммунитет? В первые дни после рождения ребенок обязательно должен находиться совместно с мамой; в это время необходимо тщательно выполнять все гигиенические процедуры и ограничить (по народным поверьям -аж на 40 дней) «прием» малышом посетителей. Будет совершенно логично посоветовать маме кормить малыша грудью или, по крайней мере, грудным молоком, пока у них есть такая возможность. Так же совершенно ясно, что с целью недопущения нарушений функций пищеварения и изменения состава микрофлоры кишечника, прикорм и все дополнительные продукты в рацион ребенка своевременно и только когда его пищеварительная система будет готова их усваивать. Своевременно устранять последствия (в виде дисбиоза кишечника) лечения антибиотиками. Постоянно проветривать помещение, в котором находиться ребенок, при прогулках с малышом выбирать места, в которых отсутствует или сведено к минимуму движение автотранспорта. Прогуливаться с ребенком вдоль автомобильных дорог опасно из-за токсического воздействия выхлопных газов на лимфоциты (клетки-защитники), вызывающего снижение их работоспособности (метаболическая иммунодепрессия). Выделяемые автомобильным транспортом вещества так же вызывают раздражения слизистых оболочек горла, носа, глаз и эти органы становятся более восприимчивыми к разного рода инфекциям (снижение клеточного иммунитета). Необходимо и периодическое поступление в организм природных средств, обладающих бактериальной активностью (растительных антибиотиков, фитонцидов). Иммунная система нуждается в постоянном укреплении и поддержке. Детские инфекции – чаша, испить из которой не минует обычно ни один ребенок. Одни болезни, такие как ветряная оспа, краснуха и др. практически безопасны для детского организма, другие – корь, паротит и др. – грозят осложнениями, третьи – коклюш, дифтерия, скарлатина, полиомиелит и др. (в том числе и туберкулез) – могут привести к серьезным последствиям, в том числе и к инвалидности. Медицина предлагает родителям в качестве средства профилактики вакцинацию (прививки). Действие вакцинации заключается в подготовке организма к сопротивлению специфическим вирусам и бактериям. Обычно вакцина представляет собой препарат, приготовленный из ослабленных болезнетворных микроорганизмов, которые заставляют иммунную систему организма вырабатывать свои собственные антитела против этих микроорганизмов, укрепляя его иммунитет. Подробнее остановимся на закаливании и поддержке иммунной системы. По остальным пунктам вопросов, в принципе, существовать не должно. Закаливание можно начинать только после консультации у педиатра, и только когда ребенок здоров. Иначе рискуете получить обострение заболевания. Лучшие показатели правильного проведения процедуры – хорошее самочувствие и бодрый вид ребенка. Процедура должна быть приятной для малыша; «гусиная» кожа, бледность, холодные руки, нос, стопы свидетельствуют о неправильном проведении закаливания. Способы закаливания. Прежде всего, следите, хорошо ли проветривается комната малыша. Сквозное проветривание лучше устраивать в отсутствие ребенка. В городах при оживленном движении проветривание не приносит желаемых результатов, скорее наоборот – в этом случае надо обязательно завести дома «зеленых друзей» - целое семейство растений, желательно лиственных, т.е. тех которые цветут мало или практически не цветут, но имеют большие листья. Хорошо так же приобрести очиститель воздуха типа «люстры Чижевского». В осеннее – зимнее время проветривайте помещение 4-5 раз в день по 10-15 минут. К традиционным методикам закаливания водой относятся: * Умывание после сна Вполне логично будет начинать некоторые процедуры закаливания после 6 месяцев. Не забудьте посоветоваться с врачом!!! Все водные процедуры очень полезны – начиная с умывания. Начальная температура воды +25…28оС, т.е. близкая к температуре воздуха у поверхности тела. Хорошее мягкое воздействие оказывает влажное обтирание. Начинать его надо с рук и ног водой при температуре +28 оС. А при обтирании или обливании тельца ребенка тельца ребенка начинайте с температуры воды +34 оС и постепенно снижайте ее до +23…26 оС в течение 21-30 дней. После влажного обтирания разотрите кожу до порозовения и оденьте малыша. Очень полезно обтирание ребенка раствором морской соли (1 ч.л. на 1 ст. воды). Следите, чтобы кожа малыша была здоровой. Обтирание лучше проводить смоченной в растворе махровой варежкой: первую неделю - верхнюю половину тела, следующую неделю – все тело. Обтирайте ручки от пальцев к плечам, грудь – круговыми движениями по часовой стрелке, спинку – от позвоночника к подмышкам, ноги – от стоп к тазу, живот – по часовой стрелке, ягодицы – поверхностно. Каждое движение проводите 2-4 раза. Через неделю регулярных обтираний надо снизить температуру воды – на 1-2 оС, через каждые 1-2 дня, и постепенно довести до +23…26 оС, для ребенка более старшего возраста возможно и до +18оС. Если малыш ослаблен – температуру тела надо снижать медленнее: На 1-2 оС каждые 5-7 дней, а конечная температура воды должна быть не менее +20оС. Для обтирания необходимо сшить варежку из мягкой ткани или воспользоваться небольшим полотенцем. Смочите варежку или полотенце водой нужной температуры и быстро оботрите руки и ноги ребенка, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу, после этого разотрите кожу мягким сухим полотенцем. Обливание это процедура для более старших малышей, примерно с 1,5 лет. Перед обливанием необходима некоторая подготовка – общее обтирание. Общее обтирание необходимо производить в следующей последовательности: руки, грудь, живот, спина, ноги. Начальная температура воды +35…36оС, конечная +28оС. После 2-4 недель обтираний можно перейти к обливанию водой. Начинать нужно с местного обливания, т.е. обливать какой-то участок тела. Например, обливание ног полезно делать после дневного сна. Температура воздуха должна быть не ниже +20оС. Начальная температура воды +30оС, но через каждые 1-2 дня (если ребенок ослабленный, то через каждые 4-5 дней) ее следует снижать на 1-2 оС и остановиться на +16…18оС. Затем можно обливать ягодицы, грудь, живот и плечи (постепенно увеличивая площадь). Сразу после процедуры кожу малыша насухо протирают и в течение 1-2 минут растирают, легко массируя, мягким полотенцем. Летом обливание рекомендуется проводить после прогулки. Начальная температура общего обливания (летом) +35оС, конечная +26…28оС. Продолжительность обливания 35-40 секунд, обливания ног 15-20 секунд при расходе воды от 1,2 до 2,5 л. Можно использовать контрастное закаливание. Обливание проводят с близкого расстояния ковшом или лейкой. Полезно устраивать «топтание в тазу» - ножные ванны в течение 2-5 минут с постепенным снижением температуры воды с +28оС до +16…18оС Самый простой, доступный абсолютно всем, применяемый у детей от 2 лет способ - это ХОДЬБА БОСИКОМ. Не специально, летом на пляже и по лужайке на траве, а круглый год в своей квартире. Если ребенок будет заниматься с мамой – он вполне будет рад и счастлив – в 2 года дети ужасно любят все повторять… Процедуры состоят из 2 этапов. Схема приведена для часто болеющего ребенка старше 2 лет; при хорошей переносимости процедуры и желанием увеличить ее время со стороны ребенка длительность этапов пожжет быть сокращена с 1 месяца до 2 недель. 1. Просто хождение босиком по квартире. 2. Хождение босиком в виде массажа стоп. В первом случае вы просто ходите босиком. Вторым этапом будет хождение босиком либо по мелкой гальке, либо по крупному песку, либо по крупной соли (лучше крупной, морской). Каждые 2 недели ее придется обновлять, т.к. она превратиться из крупной в мелкую. Можно использовать мелкую гальку – промытую и просушенную ее следует поместить в лоточек (при использовании соли следует поступить аналогично). Галька во время занятий должна быть теплой – ее надо держать у батареи центрального отопления. Первый месяц: 1. Ходим босиком по ковру 10 мин. Для первого раза хватит. Но можно это делать 2-3 раза в день. 2. Сразу после ковра переходим к хождению "на месте", своеобразное топтание, по гальке, так же 10 мин. Второй месяц: Следует увеличить время хождения до 20 мин. в первом и во втором случае. Третий месяц: На первом этапе ходим по ковру, увеличив время до 30 мин. Время хождения по гальке увеличивать не стоит Четвертый месяц: Теперь несколько усложним процедуры, не увеличивая время, затрачиваемое на это занятие. Продолжаем ходить по ковру в течение 25 мин. Но в оставшиеся 5 минут переходим на голый пол. А затем - на гальку 20 мин. Пятый месяц: Ходим по ковру 20 мин. и 10 мин по полу; 20 мин. - по гальке. Шестой месяц: Ходим все 30 мин. то по ковру, то по полу с акцентом на то, чтобы полностью перейти на хождение по голому полу. И опять же 20 мин. по гальке. Седьмой месяц: Все 30 мин. ходить только по полу, если чувствуете, что "замерзаете" иногда можно вернуться на ковер. 20 мин. хождения по гальке. Восьмой месяц: 30 мин. хождения по голому полу. И 20 мин. "массажа" стоп на гальке. Главное условие эффективного закаливании – правильное использование одежды. На улице и дома она должна быть достаточно легкой, удобной, хорошо предохранять как от охлаждения, так и от перегрева, создавать у малыша хорошее настроение, соответствовать времени года. Рекомендуется одевать малышей, которые не двигаются «как себя плюс один слой», а тех, которые активно и самостоятельно двигаются «как себя минус один слой». Этим слоем может быть шерстяной костюмчик или кофточка… Основные правила закаливания: * Индивидуальный подход Если по закаливанию можно рекомендовать общую схему, которую можно изменить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, то с поддержкой иммунной системы намного сложнее – тут общие рекомендации дать практически не возможно, т.к. надо рассматривать каждого ребенка индивидуально. Нельзя порекомендовать употреблять конкретно для всех тот или иной препарат или средство, тем более, когда речь идет о ребенке. С точки зрения моей профессии существует неактивный иммунитет и недостаточный иммунитет, а иногда и их сочетание. Общие рекомендации по применению «средств поддержки» иммунной системы приводить не буду (при индивидуальных рекомендациях должны учитываться возраст ребенка и состояние иммунной системы): * Очень полезны водоросли Спирулина и Хлорелла – как источник витаминов, средство, способствующее улучшению работы пищеварительной системы и снятию интоксикации Для нормального функционирования иммунитета организму так же необходимы: витамин С, бета-каротин, фолиевая кислота (укрепляет иммунитет, участвует в процессах нормального функционирования лейкоцитов), витамин D (стимулирует иммунитет), В5 (пантотеновая кислота повышает сопротивляемость организма); минералы: селен, железо, цинк, кальций, йод (только из морской капусты!!!) и достаточное поступление в организм аминокислот (аргинин, аспартовая кислота, цистеин, цитрулин, гистидин, лизин, метионин, орнитин, серин, треонин). Все это организм должен получать преимущественно с питанием.* Перед тем, как предпринимать какие-либо действия – обязательно проконсультируйтесь у врача, который малыша наблюдает. medinfa.ru Нужны ли детям прививки? 2016-03-05 23:40 Elka НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ ПРИВИВКИ? Давно прошли те времена, когда в нашей стране всем детям поголовно в обязательном порядке делали прививки, даже не поинтересовавшись мнением родителей на этот счет. Сейчас вопрос, делать или не делать прививки своему ребенку, решается родителями самостоятельно. Весь груз ответственности за здоровье ребенка ложиться на их плечи. То, что необязательно - можно и не делать, решили некоторые, и от прививок отказались. Действительно, вопрос целесообразности прививок для маленьких детей спорен. Единственное, казалось бы, неудобство от их отсутствия, проблемы с поступлением ребенка в детский сад или школу. Несмотря на то, что по действующему законодательству ребенку не имеют право отказать в приеме в детский сад или школу из-за отсутствия необходимых прививок, это происходит сплошь и рядом. Последние время родители все чаще задаются вопросом: а вообще, зачем нужны прививки, ведь ни одна прививка не лишена побочных эффектов? Порой кажется, что детей прививают от тех болезней, с которыми они вряд ли столкнутся. Давно ли вы видели человека больного, например, полиомиелитом? Да к тому же ребенок находясь в утробе матери, через плаценту, а после родов с молоком, получает антитела к тем болезням, которыми в свое время переболела мама. Так что до 3-6 месяцев ребенок защищен естественным иммунитетом. Но у детей находящихся на искусственном вскармливании, этого иммунитета нет. К тому же не все мамы успели за свою жизнь переболеть всеми инфекционными заболеваниями, а значит у них нет антител к некоторым из них. Но многие мамы переболели в свое время "детскими" инфекционными заболеваниями. И успешно вылечились. Поэтому теперь считают, что лучше пусть и их ребенок переболеет. Ведь есть шанс что болезнь обойдет стороной, и не придется возиться с преодолением побочных явлений от прививки. Также бытует очень распространенное мнение, что некоторыми болезнями вообще стоит переболеть, так как они в детстве переносятся легче. Конечно, большинство т. н. "детских" заболеваний гораздо легче переносятся в раннем возрасте. Но и тогда они могут дать осложнения. Например, корь у трех заболевших из 1000 (и это только в развитых странах) заканчивается смертью. Также корь может приводить к пожизненной инвалидности вследствие поражения мозга, а также в виде слепоты (вследствие поражения склер и роговицы) и глухоты. Но основной причиной отказов родителей от вакцинации все же является боязнь осложнений после прививки, вкупе со ставшим традиционным недоверием к официальной медицине. В России начинают проводить вакцинацию с первых дней жизни, поэтому многие заболевания встречаются эпизодически. В условиях массовой иммунизации происходит парадоксальная ситуация: в связи с ростом количества привитых заболеваемость падает, а число побочных эффектов прививок растет. Из-за этого парадокса растет так же количество сомневающихся, ведь если количество заболевших ничтожно мало, то и риск заболеть сводится практически к нулю. В такой ситуации детей страдающих от самих заболеваний гораздо меньше, чем от побочных эффектов прививок. Но побочные эффекты прививок не сравнимы с последствиями заболеваний, от которых они спасают. Большинство побочных эффектов сводится к местному покраснению и незначительному повышению температуры. Даже сильные побочные явления прививок, как-то: длительное повышение температуры, головная боль, кашель, рвота, и т. п., не сравнятся с некоторыми последствиями инфекционных заболеваний. До настоящего времени в мире из 14 млн. смертей, связанных с инфекциями, около 3 млн. были обусловлены заболеваниями, которые могли быть предупреждены своевременной вакцинацией. Но часть родителей прослышав о возможных поствакцинальных осложнениях, пытаются "уберечь" своих детей от прививок, полагая, что болезнь обойдет их стороной, а прививка непременно окажет негативное воздействие на их ребенка. Подобная позиция в период недавней эпидемии дифтерии в России привела к трагическим исходам среди немалого числа детей и взрослых. Побочные реакции и осложнения Конечно, абсолютно безопасных вакцин нет. Введение любой из них закономерно вызывает ответную реакцию организма, которая иногда имеет клинические проявления. Обычные вакцинальные реакции бывают местными и общими. Местная нормальная реакция – уплотнение тканей, краснота, не превышающая 8 см. в диаметре, иногда легкая болезненность в месте введения вакцины. Эти явления развиваются сразу после введения препарата. Проходят в течение 1-4 дней, и обусловлены дополнительными веществами содержащимися в вакцине. Общие нормальные реакции проявляются повышением температуры и кратковременной интоксикацией (недомогания, головная боль, нарушения аппетита). У детей привитых живыми вакцинами, могут развиваться эффекты болезни в мягкой форме. Все проявления обычного вакцинального процесса кратковременны, и при введении неживых вакцин длятся 1-3 дня, живых 3-5 дней. В редких случаях реакции детей на прививку отличаются от обычных. Причинами появления осложнений являются: Чрезмерно сильные поствакцинальные реакции наблюдаются чаще всего после введения вакцины против дифтерии, коклюша, столбняка (АКДС и "Тетракока"), а также после коревой вакцины. Клинические проявления таких реакций – подъем температуры выше 39,5 градуса, нарушение общего состояния, нарушение сна, аппетита, иногда – рвота. Местные аллергические реакции обычно проявляются в виде покраснения (более 8 см. в диаметре) и отечности в месте введения вакцины. К крайне редким общим аллергическим реакциям относится анафилактический шок – резкое падение артериального давления в результате введения какого-либо препарата. В одном случае из миллиона введения вакцин это состояние требует реанимационных мероприятий. В большинстве случаев общие аллергические реакции проявляются в виде крапивницы, отека Квинке, различной сыпи на коже, которые проходят в течение нескольких дней. Как избежать осложнений К счастью, осложнения после прививок не так уж часты. Если ребенок заболел после прививки, то заболевание, как правило, оказывается случайным, просто совпавшим по времени с прививкой. Для того чтобы снизить риск поствакцинальных осложнений достаточно соблюдать ряд правил: не отказывайтесь от дополнительных консультаций, даже если первая вакцинация прошла незаметно. Это не значит, что и в следующий раз будет также. При первой встрече с антигеном организм может не среагировать, а вот реакция на повторное введение вакцины может быть довольно сильной. 2. Внимательно изучите общие противопоказания к вакцинации и противопоказания к конкретной прививке - убедитесь в том, что они не относятся к Вашему ребенку. Не стесняйтесь попросить у врача делающего прививки дать Вам ознакомиться с инструкцией к вакцине и проверить срок ее годности. Эту информацию обязаны предоставить. 3. Не менее чем за неделю перестаньте вводить новые виды пищи. Это особенно актуально для детей с аллергией. 4. Посоветуйтесь с педиатром о способе предотвращения и смягчения аллергических реакций на вакцину. И сразу начните давать ребенку профилактический препарат, если он назначен врачом, принимайте его все назначенное время. Также поинтересуйтесь у педиатра, через какое время после прививки можно ожидать каких-либо побочных реакций (и какие они). 5. Сдайте анализы крови и мочи, получите результаты и убедитесь в том, что они позволяют делать прививку. Чем меньше времени пройдет между получением результата анализов и собственно прививкой, тем лучше. Не имеет смысла проводить полное иммунологическое обследование ("иммунная карта крови"), т. к. ни один из параметров так называемого иммунологического статуса (что часто необоснованно называют "вторичный иммунодефицит") не свидетельствует о повышенном риске осложнений. Анализ на первичный иммунодефицит требует проведения более 80 анализов. Проверка наличия специфических антител перед прививкой грудных детей не имеет смысла, поскольку у них могут еще циркулировать материнские антитела, исчезающие в течение первых месяцев. 6. Непосредственно перед прививкой оцените состояние ребенка, измерьте температуру. Если есть сомнения, обратитесь к врачу. Перед прививкой ребенка обязательно должен осмотреть педиатр. 7. После прививки: К счастью, тяжелые поствакцинальные реакции встречаются не так часто, и их можно предотвратить, если правильно подготовиться к вакцинации. Дети, особенно самые маленькие, не могут решить самостоятельно, делать ли им прививки или нет. Только родители отвечают за благополучие своего малыша. Надеюсь, что все сказанное выше поможет принять решение, благодаря которому Ваш ребенок вырастет здоровым. detstvo.ru |
В избранное | ||