"Ложечку за маму, а теперь ложечку за бабушку..."Обычный, к сожалению,
речитатив за обедом во многих семьях. “Плохой аппетит у ребенка, надо же
как-то его накормить!..”- оправдываются мамы, держа на руках двухлетнего
карапуза. “Разбаловали совсем! Пока все не съест- гулять не пойдет!” -
кипятятся папы, когда через пять-шесть лет над тарелкой тоскует уже младший
школьник.
Между тем постоянное отсутствие аппетита- сигнал тревоги. Ну а если
ребенок к тому же часто болеет, отстает в развитии от сверстников - тем
более. Чтобы дети садились за стол с удовольствием, может быть, нужно
готовить повкуснее да послаще?.. Да нет, это не поможет...
Причины плохого аппетита
Как же правильно кормить ребенка с плохим аппетитом?
Прежде всего следует задаться вопросом, почему он не ест.
Вот типичные причины:
Детей кормят беспорядочно, промежутки между кормлениями то малы, то
велики.
Малышам между основной едой разрешают сласти, лакомства.
Ребенку дают слишком жирные и калорийные блюда: кладут много масла,
сахара. Такая пища дольше задерживается в желудке и ребенок просто не
успевает проголодаться. Кроме того, избыток жира тормозит желудочную
секрецию.
Обратите внимание: на первом году жизни, когда все стараются четко
выполнять все советы врача, при грудном вскармливании, аппетит у ребенка как
правило, хороший. Однако первые сложности могут возникнуть и в это время-
при введении прикорма. Если не предупредить их, выработается вялый аппетит в
будущем.
Ребенок может не принимать прикорма, например, в виде овощного пюре.
Привыкший получать сладкую гущу (грудное молоко, смеси, соки), он неохотно
пробуют подсоленную протертую овощную массу. Прибегните к хитрости: давайте
прикорм на голодный желудок, в начале кормления. Если малыш упорно
отказывается, оплевывает, придется какое-то время смешивать щи с пищей,
которая ему нравится, с фруктовым пюре, например, причем постепенно уменьшая
количество “вкусовой” добавки.
Бывает, ребенок отказывается есть с ложки, требует непременно жидкой пищи
и из бутылочки. Проявите настойчивость, не соглашайтесь на его “условия” и
не отвлекайте игрушками. Ничего страшного, если не доест порцию. Зато к
следующему кормлению проголодается.
Повлиять на аппетит может и прорезывание зубов. Но это, как правило,
длится недолго: после появления очередного зуба аппетит восстанавливается. В
это время можно чаще давать то, что ребенок ест с удовольствием, готовить
более жидкую пищу. После года малыш может плохо есть, если блюда неважно
приготовлены, однообразны и просто невкусны. Спросите себя: стали бы вы сами
с удовольствием есть то, что даете ребенку? Если нет, что же вы хотите от
маленького человека!
Ну, и уж совсем плохо, если основной “козырной картой” родителей
становятся уговоры и развлечения. У таких детей отмечается стойкое нарушение
аппетита, потому что внимание полностью переключается на игрушки, книжки,
сказки, а то и целые цирковые представления. Выделение пищеварительных соков
резко тормозится, переваривание пищи ухудшается...
Однако чего уж вовсе нельзя простить- так это стремления некоторых
разгневанных родителей накормить ребенка насильно. В конце концов добиваются
одного- отрицательного рефлекса на еду, закрепленного надолго.
Будьте мудрее, дальновиднее! Отталкивает малыш ложку, говорит “не хочу"
пропустите это кормление (ли отодвиньте его во времени, а после дайте
ребенку обычную порцию. Немного терпения, и такая тактика обязательно
принесет успех.
Временное снижение аппетита наблюдается, если ребенок болен каким-нибудь
острым заболеванием. Тогда не следует настаивать, чтобы он съедал непременно
все. Это может вызвать тошноту, рвоту, расстройство стула. Давайте побольше
питья, особенно при повышенной температуре, и более легкую, полужидкую пищу.
О диете полезно посоветоваться с врачом. Малыш похудел во время болезни? Не
расстраивайтесь: с выздоровлением аппетит появится. Главное- не форсировать!
Пусть ест побольше фруктов, овощей, ягод, пьет вкусные соки.
Значительно большего внимания требуют дети, отстающие в физическом
развитии и часто болеющие. Снижение аппетита у них, как правило, стойкое, и
наладить питание довольно трудно. Если за год ребенок болел четыре и более
раз ОРВИ, его уже можно причислить к этой невеселой группе. У тех, кто к ней
относится, нередко отмечаются малокровие, кариес зубов, похудание,
дисбактериоз, особенно если лечили антибиотиками... Эти патологические
сдвиги приводят к тому, что нарушается процесс всасывания белка, жиров,
витаминов, минеральных солей и в результате понижается сопротивляемость
организма.
Для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать
интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником,
увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая
глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, формируют
организованность и самостоятельность, открывают радость познания и
творчества.
Цветные коробочки
Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов,
фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка),
спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть
небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом.
Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с
5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.
Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся
бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед
игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …),
величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или
кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из
киндер-сюрприза.
Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной
из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем
признаки заветной коробки.
Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно
назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два
признака сразу: “в маленькой красной”.
Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”.
Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве,
называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими
коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем
верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной,
но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и
возможности детей в группе.
Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и
определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу,
что очень непросто маленьким партнерам.
Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на
коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой
три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”,
“вторая от окна”…