СПРАШИВАТЬ ЛИ РЕБЕНКА. ЧТО ОН ДУМАЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОВОДУ
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаем чтение книги Джона Грея "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания".
Дети не должны считать себя ответственными за чувства родителей, не должны они и думать, будто их собственные эмоции и желания дают им власть над родителями. Вполне допустимо иногда спрашивать ребенка, что он думает или чувствует по такому-то поводу или чего он хочет, но не следует делать это слишком часто. Если вы планируете что-либо сделать и спрашиваете малыша, что он думает по этому поводу, у ребенка может возникнуть ощущение,
будто его мнение определит ваше решение. Таким образом, Малыш начинает уделять слишком большое значение своим мнениям, чувствам и желаниям и приходит к ложному выводу, будто он может управлять вами.
Прямо спрашивая ребенка о его мнениях и желаниях, вы тем самым наделяете его слишком большой властью. Детям необходимо, чтобы родители контролировали ситуацию в семье, но при этом им также нужно чувствовать, что старшие выслушивают и принимают во внимание их сопротивление, чувства и желания.
Вместо того чтобы спрашивать «Как ты думаешь, не зайти ли нам сегодня в гости к дяде Роберту?» скажите: «Сегодня мы зайдем в гости к дяде Роберту. Давай собираться».
Если ребенку больше хочется отправиться на пляж, он скажет вам об этом.
Когда вы прямо спрашиваете у малыша, каково его мнение по тому или иному поводу, результат нередко оказывается прямо противоположным вашим ожиданиям. Такой вопрос заставляет малыша слишком напрягаться, чтобы разобраться, чего же он собственно хочет, - а ведь самоосознание у него еще не развито. Задавая слишком много вопросов, вы можете раньше времени пробудить в малыше самоосознание.
Обычно дети начинаются стесняться некоторых вещей и стыдиться собственного тела приблизительно в девятилетнем возрасте. Это свидетельствует об усилении самоосознания и о том, что они готовы отвечать на более прямые вопросы об их мыслях и чувствах. Вместо того чтобы спрашивать у малыша, что он чувствует, родитель может просто выразить свое сопереживание словами: «Я вижу, ты расстроен». Таким образом вы стимулируете его чувства и желание говорить об этих чувствах.
Наилучший способ научить ребенка осознавать чувства, - выслушать его и сочувственно помочь ему определить свои эмоции. Другой способ создать атмосферу понимания, необходимую для осознания чувств, - рассказывать истории из своей жизни. Чтобы дать ребенку понять, что мама с папой тоже испытывают эмоции, родители могут рассказать ребенку о том, что они чувствовали, столкнувшись с теми или иными жизненными трудностями, когда были детьми. В этом случае ребенок никоим образом не
считает, будто он ответствен за чувства старших или обязан каким-то образом помочь им.
Родители могут показать ребенку, что они тоже испытывают те или иные чувства, рассказывая истории из своего прошлого.
Когда ребенок говорит, что боится предстоящей контрольной работы, мать может поведать историю из своего детства о том, как она в свое время тоже волновалась перед контрольной. Такие истории не только показывают ребенку, что его чувства нормальны, но и подбадривают его.