Продолжаем чтение книги Джона Грея "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания".
Если ребенок боится, что за ошибку его накажут или лишат любви, он учится скрывать свои ошибки. Чтобы избежать наказания, ребенок старается скрыть свои проступки в надежде, что его не разоблачат. Это порождает ложь. Такая склонность скрывать ошибки постепенно приводит к внутренней расщепленности. Малышу приходится жить сразу в двух мирах. В одном мире родители дарят ему любовь, а в другом таится его ошибка, и ребенок полагает,
что если родители раскроют ее, то лишат его любви. Это приводит к тому, что ребенок отрицает даже ту любовь, которую получает.
Если ребенок сделал что-то плохое и скрыл это от родителей, какая-то часть его существа чувствует, что он недостоин родительской любви. Даже если родители любят ребенка, восхищаются им, поддерживают его и признают его успехи, тоненький внутренний голосок говорит малышу: «Да-да, однако если бы вы знали, что я сделал, то не говорили бы этого». Это чувство, что он не достоин хорошего отношения, приводит к тому, что ребенок отталкивает любовь и поддержку, которые дарят ему
родители. Да, они его любят и ценят, - но он неспособен принять этот дар. Чем больше ребенок скрывает свои ошибки, тем больше он обесценивает любовь и поддержку родителей.
Когда ребенок скрывает свои ошибки, какая-то часть его существа не позволяет ему принять любовь, которую дарят родители.
Чтобы ощущать силу и уверенность в себе, детям необходима поддержка родителей. Не получая этой поддержки, ребенок чувствует себя все более неуверенно. Когда кто-то говорит малышу: «Только не рассказывай об этом маме с папой. Пусть это будет нашей маленькой тайной», - это очень ранит ребенка. Если ребенок боится рассказывать родителям о своих и чужих ошибках, между ним и отцом с матерью вырастает стена, которая мешает малышу получать необходимую
поддержку.
Еще хуже, если один из родителей требует, чтобы ребенок скрывал что-то от другого. Это может быть на первый взгляд безобидное замечание, вроде: «Ладно, я куплю тебе мороженое, но не говори об этом папе». Таким образом ребенок становится слишком близок к матери и отдаляется от отца.
Хуже всего, если просьба сохранить что-то втайне подкреплена угрозой наказания. Например, отец не проследил за соблюдением режима дня ребенка и говорит: «Смотри, если ты скажешь об этом маме, я^ебе всыплю». Если ребенок не расскажет обо всем маме, то укрывательство принесет ему еще больше вреда, чем само нарушение режима. Ошибки периодически случаются, и их можно исправить, но если ребенок чувствует, что не может быть совершенно открытым в отношениях с родителями, то исправить
ничего не удастся.
ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Дети разведенных родителей нередко не имеют возможности свободно делиться с отцом и матерью своими чувствами и опытом. Если ребенок бывает в доме и у отца, и у матери, нужно дать ему понять, что беседовать о том, что творится в обоих домах, - нормально. Если же о чем-то говорить нельзя, в сознании ребенка происходит расщепление: бывая у матери, ребенок может делиться одной частью своего опыта, а бывая у отца - другой.
Ребенок очень быстро схватывает, что маме лучше поменьше рассказывать об отце, потому что она сердится или ревнует, - и наоборот. Когда дочь рассказывает маме, как весело было гулять с папой по ярмарке, мать начинает злиться оттого, что отец не заставил ребенка сделать домашнее задание. Девочка чувствует эти негативные настроения и просто перестает делиться. Вдобавок ко всему мать звонит своему бывшему мужу и делает ему выговор. И в следующий раз, когда дочка будет гулять
где-то с отцом, тот может прямо попросить ее не рассказывать об этом матери.
В таких случаях бывает очень трудно сделать так, чтобы ребенок без опасения рассказывал о подробностях своей жизни. Если отец или мать проявляет неодобрение, негативные эмоции или относится ко всему слишком критично, ребенок просто перестает о чем-либо рассказывать. В результате не только ребенок начинает чувствовать себя все более неуверенно, но и родители утрачивают часть своей власти.
Чем более непринужденно ребенок или подросток может рассказывать вам о своей жизни, не боясь ни за себя, ни за других, тем более охотно он с вами сотрудничает. Помните: если ребенок не боится быть собой, стремление к сотрудничеству пробуждается у него непроизвольно. Чтобы укрепить свое влияние на подростка, родители должны воздерживаться от строгих суждений и готовых решений, - и тогда ребенок будет вновь и вновь приходить к ним, чтобы поделиться своим миром.