Почему пять методов позитивного воспитания работают
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Этот выпуск рассылки придет в ваши почтовые ящики 1 июня - в Международный день детей. Кстати, у детей есть еще один праздник подобного уровня - 20 ноября 2011г. будет праздноваться Всемирный день детей.
Быть может, такое внимание к детям со стороны мировой общественности вызвано тем, что детям в наше время приходится нелегко. Даже в относительно благополучных странах нынешнему поколению сложно нормально устроить свою жизнь. Слишком быстро все меняется, опираться на опыт предыдущих поколений кажется нецелесообразным - и родители всего мира в ужасе спрашивают, что же делать с этими непонятными детьми?
Ответ может быть только один - любить детей, уважать детей и сотрудничать с ними. Учить их думать, учить их действовать, учить их верить в себя и гордиться собой. Именно поэтому я выбрала для публикации книгу "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания" Джона Грея, которая максимально отвечает потребностям детей и родителей нашего времени.
Продолжаем ее чтение.
ПОЧЕМУ ПЯТЬ МЕТОДОВ РАБОТАЮТ
Пять методов позитивного воспитания работают в наше время потому, что мир ныне изменился, а вместе с ним изменились и дети. Люди, живущие в свободном обществе, должны соответствующим образом откорректировать свой подход к воспитанию. Итак, напомню вкратце пять методов позитивного воспитания:
Чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, просите, а не командуйте.
Чтобы свести сопротивление ребенка к минимуму и улучшить качество общения, слушайте и проявляйте понимание, - не пытайтесь ничего уладить.
Чтобы мотивировать ребенка к тому или иному поведению, поощряйте его, - не наказывайте.
Чтобы утвердить свое главенствующее положение, приказывайте, - не требуйте.
Чтобы сохранить контроль над ситуацией, назначайте тайм- ауты, - не бейте ребенка.
Эти пять методов позволяют пробудить в ребенке стремление к сотрудничеству. При этом топливом, благодаря которому данные методы работают, служат пять позитивных принципов. Пять принципов и пять методов взаимосвязаны.
Первый принцип (отличаться от других - нормально) питает потребность ребенка в том, чтобы быть особым, и в том, чтобы его любили. Если мы не понимаем ребенка и не принимаем его личных особенностей, врожденная склонность малыша к сотрудничеству не получает развития.
Второй принцип (совершать ошибки - нормально) необходим для того, чтобы ребенок был доволен собой и чувствовал здоровое желание доставлять радость родителям. Если ошибки порицаются, то ребенок либо отказывается от попыток чего-то достичь, либо у него формируется заниженная самооценка.
Третий принцип (проявлять негативные эмоции - нормально) необходим, чтобы ребенок мог полноценно осознавать свои чувства. Это осознание необходимо для того, чтобы малыш не утратил здоровую потребность в родительском руководстве и одобрении, которая, в свою очередь, пробуждает желание радовать родителей и сотрудничать с ними.
Четвертый принцип (хотеть большего - нормально)дает ребенку возможность выработать сильное чувство собственного «я» и целеустремленность, основанную на осознании собственных желаний. Детей, которые знают, чего хотят, легко побуждать к сотрудничеству, предлагая им возможность получить больше. Они не только хотят большего, но и учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, - столько, сколько необходимо. Если ребенку позволено хотеть большего,
он быстро реагирует на поощрения и активно использует возможности доставить радость родителям.
Пятый принцип (выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные) очень важен для всех методов позитивного воспитания. Дети должны всегда иметь возможность сопротивляться, когда от них требуют сотрудничества. Сопротивление необходимо ребенку, чтобы понять свои чувства и желания, а также сообщить о них окружающим. Благодаря осуществлению этого принципа на практике, развивается воля ребенка, что, в свою очередь, усиливает
его врожденное стремление доставлять родителям радость и сотрудничать с ними.
Пять методов позитивного воспитания оказываются наиболее эффективными, если родители берут за основу своего подхода к воспитанию эти пять принципов. В следующих пяти главах мы рассмотрим данные принципы подробнее. Обладая этими новыми знаниями, родители смогут принимать такие решения и общаться со своими детьми таким образом, чтобы помочь им в полной мере реализовать свой потенциал, развить таланты и сделать что-то хорошее в этом мире.