Продолжаем начатую ранее тему: развитие памяти, но сегодня речь пойдет о детях
постарше.
Память развивать никогда не поздно. Разумеется, лучше использовать развивающие
методики в более раннем возрасте. Возможно поэтому (а, может быть, потому, что с маленькими
детьми родители возятся гораздо охотней, перелагая затем заботу по развитию ребенка
на школы и кружки) в Интернете есть масса игр и упражнений для развития памяти дошкольников
и младших школьников, а вот для школьников среднего и старшего возраста материала очень
мало.
Поэтому для читателей рассылки я выложила на сайт замечательную книгу Л.В.Черемошкиной
"Развитие памяти детей", в которой уделяется значительное внимание и подросткам.
Советую скачать и внимательно прочитать эту книгу, она содержит интересные и
очень полезные упражнения, задания и игры для детей всех возрастов (я их не публиковала,
да это и невозможно - слишком много всего).
Единственный "недостаток" книги - ее объем: более 12 МБ!
Предупреждаю, что скачать книгу можно будет только в течение двух недель.
А пока обратимся к другим источникам. Так, среди образовательных проектов Издательского дома "1 сентября" я нашла вот такой интересный материал:
Для того, чтобы занятия по развитию памяти подростков были более эффективны,
предварительно нужно провести диагностику памяти.
∙ Для диагностики слуховой памяти можно использовать методику: «10 слов». Рекомендуемый
набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
При нормальном объеме кратковременной памяти подросток должен воспроизвести с одного
предъявления не менее 6 слов.
∙ Для диагностики слуховой механической памяти можно воспользоваться следующей
методикой: 10 трехзначных чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить подростка воспроизвести.
Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. Набор чисел для предъявления:
137, 283, 541, 976, 648, 832, 753, 917, 473, 362.
∙ Для диагностики механической зрительной памяти можно использовав следующую
методику: на листе 10 трехзначных чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается секунд.
Затем подростки должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности.
Норма – 6 – 7 правильно названных чисел. Набор для предъявления: 748, 851, 193, 352, 275, 597, 613, 946, 479, 546.
∙ Установить уровень развития слуховой механической памяти подростков можно
с помощью методики «запомни двузначные числа». Инструкция: «сейчас вам будут прочитаны
12 двузначных чисел. Вы должны внимательно выслушать и стараться запомнить все числа. По
сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке на листке». Затем в течение 30 секунд
эти 12 двузначных чисел прочитываются испытуемым. Набор чисел: 16, 78, 53, 23, 36, 14, 43, 31, 87, 92, 59, 64. обработка полученных
данных: подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено
верно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.
∙ Для диагностики оперативной памяти рекомендуется следующая методика:
Инструкция : «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить
числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить
первое число со вторым и записать сумму, второе сложить с третьим и записать сумму, четвертое
с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы».
5 правильно выполненных заданий свидетельствуют о хорошей оперативной памяти.
∙ Диагностику скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности
памяти можно провести так: на большом листе бумаги написано 20 слов(лещ, дуб, корова, луна, земля,
акула, воробей, цапля, лопата, молоток, чай, кастрюля, окно, арбуз, тыква, книга, рука, нос, часы,
хлеб). Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Учащимся дается
3 минуты для воспроизведения слов. Затем преподаватель ещё 2 раза зачитывает слова. Школьники
воспроизводят, что запомнили письменно. Третий раз учитель читает слова 2 раза. Снова ученики
по памяти записывает слова. Оценка результатов: те подростки, которые после первого прочтения
воспроизводят наибольшее число слов, отличаются лучшей скоростью, точностью и организованностью
памяти (за каждое слово – 0,5 балла). Те учащиеся, которые после второго прочтения показали
средние результаты, получают средний балл (обычно это 5 баллов). Остальные имеют наименьшие
показатели скорости, точности и организованности памяти. Через 3 дня можно попросить учащихся
по памяти воспроизвести текст в течение 3-х минут. После этого оценивается долговременная
память. За каждое правильно воспроизведенное слово дается 0,5 балла.
Лезер Ф. (Франц Лезер, профессор Берлинского университета им. Гумбольдта, автор книги
"Тренировка памяти" - Е.С.) предлагает следующие упражнения для тренировки памяти.
∙ Логически не связанный текст. Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует
записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый
номер, и само слово. Умножив число на правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания
в процентах.
Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.
∙ Для развития вербальной памяти подростков можно воспользоваться следующим
упражнением:
Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество входящей информации
ограниченно. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания,
а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Задача взрослых, и педагогов, и родителей увеличить запас слов подростков, относящихся
к тем или иным областям знаний.
Инструкция подростку: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа,
2) математика, 3)музыка, 4) книга, 5) искусство, 6) времена года, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели,
11) ученые и т. д. На каждую из тем дается 5 минут.
Оценка результатов: если по теме «музыка» учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем
только 7 слов, то 15-летние подростки – уже 37 слов, по теме «литература» этот показатель соответственно
3 и 28 слов, по теме «живопись» - 3,7 и 20,5 слов.
Для развития памяти можно воспользоваться игровым тренингом.
Игра «Кто больше запомнит?»
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово, например, карандаш,
следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например лес. Третий
повторяет уже два слова: карандаш и лес, называет своё и т. д.
Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся
памятью. Игру можно начинать несколько раз.
Так же можно использовать хорошо известные всем игры: «что изменилось?», «Города»,
«Добрые слова», «Скороговорки и считалки» и т.д.
Очень эффективно можно использовать задания со сменой установки.
Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать
зрительную память, быстроту реакции, внимание. Суть приема в следующем: на доске заранее
пишется задание ( несколько чисел, фигуры и т.д.), учащимся предлагается их заполнить в том
же порядке. Затем задание убираем, а учащиеся должны ответить на вопросы учителя ( хором)
или письменно в тетрадях.
Пример:
43 0 55 148 1812
1. сколько всего чисел?
2. на каком месте стоит число, которое не является натуральным?
3. на каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков?
4. сложите 3-е и 5-е число с конца.
5. какое число стоит после 0 ?
6. на каком месте стоит трехзначное число?
7. какие цифры отсутствуют в ряду?
8. назовите первое число.
9. какому событию соответствует последнее число.
P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег
или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут
быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан
в теле письма.