Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как вырастить успешного ребенка Развитие памяти - 3


Как вырастить успешного ребенка

Рассылка сайтов "Детские сказки о главном"

http://www.kids.staniv.ru

и "Счастливая женщина" http://www.staniv.ru/

Выпуск 14

Развитие памяти - 3

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаем изучать упражнения для развития памяти у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Сегодняшний выпуск - последний, когда мы рассматриваем именно упражнения. А это значит, что в следующем выпуске будут развивающие память игры, дело веселое и полезное.

Упражнение №15. "Нелогичные" парные ассоциации слов.

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец
Ковер - кофе Двор - ножницы
Кольцо - лампа Котлета - песок
Ноготь - книга Обезьяна - пальто
Жук - кресло Зубной врач - туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

Упражнение №16. "Запоминание слов".

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:

дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:

"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО . Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ . Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ . Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ . Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА . Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ . Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ . Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ . Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ ".

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.

Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе.

Упражнение №17. "Запоминание стихов".

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке -
Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".
д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.
Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

Упражнение №18. "Запоминание текста".

Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

- Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

- Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

- Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

- Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

- Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

- Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

- Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

- В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Источник информации: http://adalin.mospsy.ru/index.shtml

С самым искренним уважением,

Елена Станив,

http://www.kids.staniv.ru

http://www.staniv.ru/

staniv1@yandex.ru

P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан в теле письма.

Copyright © 2007Елена Станив. Все права защищены.
Разрешается публикация материалов рассылки 
с обязательным указанием автора, источника и ссылкой на сайт http://www.staniv.ru/ 

Новые статьи на сайте "Счастливая женщина"

Что лучше пить в жару

Читать

* * *

Снова и снова влюбляться в любимого человека. Урок от Хорхе Бухая.

Читать

* * *

Чего НЕ хотят мужчины

Читать

* * *

Как забыть любимого

Читать

* * *

Рассылки сайта

"Счастливая женщина":

Комплименты: учимся говорить.

***

Секреты любви (сохраните ее от скуки).

***

К счастливому замужеству

***

Уроки жизни

***

Позитив!

***

5 языков любви

***

Электронный журнал "Счастливая женщина"

***

Сам себе психолог

***

Как вырастить успешного ребенка

 

 


В избранное