10 самых важных вещей, которым родители могут научить ребенка (окончание)
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Думаю, в опубликованном в прошлом выпуске отрывке из книги Эды Ле Шан "Когда ваш
ребенок сводит вас с ума" вы нашли немало пищи для размышлений. Сегодня - окончание этого
отрывка, содержащее не менее важный материал.
5. Интересоваться и задавать вопросы.
Все популярные книги и разговоры о том, каким занятиям и умениям мы должны учить
дошкольников, отодвинули на задний план и почти свели на нет естественную, инстинктивную
любознательность. Зачастую мы бываем настолько увлечены счетными палочками, что перестаем
прислушиваться к замечательным вопросам, которые дети задают сами по себе: "Почему листья
меняют цвет?.. Что заставляет траву расти?.. Откуда берется снег?.. Как из яйца получается ребенок?..
Что значит умирать?.. Почему я расту?.. Как молоко попадает в магазин?.. Почему некоторые дети
голодают?.. Как подводная лодка может оставаться под водой и не тонуть?.."
Если мы хотим поддерживать этот инстинкт любознательности, мы должны убедиться,
что к тому времени, когда ребенку исполняется пять лет, он упивается своими вопросами и
знает, что есть способы, как найти на них ответы. Он должен также узнать, что на некоторые
вопросы еще не получен ответ, на другие существует множество различных ответов и что иногда
ему придется постараться найти свой собственный.
В своей книге "Обучающийся ребенок" Дороти Коэн, профессор педагогики, проводит
крайне важное различие между тем, когда ребенку дают поесть рыбы, и тем, когда его обучают,
как поймать рыбу. Если мы дадим ему приготовленную рыбу, то мы сможем удовлетворить его
сиюминутный голод, но что случится, если нас не будет рядом, чтобы покормить его? То же самое
происходит со знаниями и информацией: если мы всегда преподносим их ребенку готовыми
к употреблению, он никогда не научится добывать их самостоятельно. Детей следует учить,
как они сами могут "вылавливать" свои собственные ответы.
Когда мы говорим: "Я не знаю", "Я сейчас занят", "Спроси у папы" или "Не стоит говорить
на эту тему", - мы отбиваем у ребенка охоту самому "ловить" знания. Если же, напротив, мы поощряем
его любознательность и помогаем находить ответы, мы способствуем развитию у него интеллектуальной
способности, наиболее существенной для человека.
6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
Поколение наших детей будет вынуждено столкнуться с самыми серьезными вопросами.
Не может быть простых решений у таких проблем, как утрата экологического равновесия, демографический
взрыв, распространение оружия, которое может уничтожить все живое. Чтобы стать мудрыми
и зрелыми взрослыми , дети должны начать понимать, что простые решения никогда не снимают
проблему, что на самом деле надо копать глубже, чтобы найти наиболее оптимальный ответ
на тот или иной вопрос.
Нам необходимо учить детей смотреть в корень. "Ну, может быть, Джо сегодня злится
оттого, что пришел в детский сад голодным". Или: "Если Сара продолжает разбивать глиняные
поделки, которые ты лепишь в детском саду, нам лучше поговорить с воспитателем. Он может
поговорить с Сариной мамой и выяснить, почему Сара несчастна и что мы можем сделать, чтобы
помочь ей". Это сложный путь, но он дает ребенку гораздо больше, чем когда мы говорим: "Я думаю,
что Сара плохая девочка и тебе лучше держаться от нее подальше".
У социальных проблем не бывает простых решений, и мы сослужим плохую службу нашим
детям, самим себе и будущему, если будем вводить малышей в заблуждение относительно этого.
Мы ставим детей на неверный путь, когда делаем акцент на тех вопросах, на которые действительно
существуют верные и неверные ответы (сколько будет три и шесть? Какая третья буква в алфавите?).
Детям необходимо вначале испытать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены
к столкновению с путаницей, неопределенностью и непостоянством реальной жизни.
7. Не бояться неудач - необходимое условие взросления .
Чтобы научиться чему-либо, вы должны не бояться допускать ошибки, даже терпеть неудачу.
Первая книга, к которой вы обратились, может не содержать ответа на вопрос, почему птицы
мигрируют, придется поискать ответ в какой-то другой. Первый деревянный столик, который
вы сделали, может быть уродливым и кривобоким, но если вы способны учиться на своих ошибках,
то следующий вы смастерите намного лучше. Детям надо помочь понять, что обучение - длительный,
медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение или научное открытие никогда
не делалось без большого числа предшествовавших ему испытаний и неудач.
Мы должны совершенно отчетливо объяснить им, что удачи и неудачи - это не то, в чем состоит
обучение. Привожу слова одной мудрой учительницы начальных классов: "На самом деле школа
должна научить детей быть игроками! Единственный способ выяснить, что ты знаешь, а чего
не знаешь, это немного рискнуть. Мы запугиваем детей до смерти. Кто захочет попробовать
ответить на вопрос или постараться узнать что-то новое, если оценивается успех или неудача
вместо того, чтобы оценивать попытку?"
8. Доверять взрослым .
Пятилетнему ребенку нужно обладать истинным доверием к взрослым , если ему предстоит
сосредоточить все свое внимание на учебных задачах. А людям доверять трудно, если они тебя
обманывают, говорят, что никуда не уйдут, но, проснувшись, ты обнаруживаешь на месте родителей
няню; говорят, что доктор не сделает тебе больно, а он делает. Мы платим очень высокую цену
за те игры, в которые мы играем с детьми, чтобы избежать их слез. Если вы хотите, чтобы вам верили,
лучше сказать: "Я собираюсь выйти на несколько часов, пока ты спишь", - даже если вам придется
вынести мучительное прощание. И у доктора: "Тебе, может быть, будет немножко больно, но это
скоро пройдет. Ты можешь посидеть у меня на коленях и поплакать, если тебе хочется".
Многие взрослые думают, что могут добиться доверия, если будут последовательны,
но я считаю, что это большая ошибка. Слишком тонка грань между последовательностью и ригидностью,
и я уверена, что важно доверять людям, даже если их чувства и намерения изменчивы. С возрастом
люди меняются, и все мы подвержены сменам настроения. Для ребенка важно постоянство в одном:
в наших попытках быть с ним честными, как можно лучше объясняя, в чем мы непоследовательны,
и извиняясь, если эта непоследовательность не оправдана.
Вполне можно помочь ребенку понять, что не все люди добрые, и одновременно создать
у него ощущение, что большинство контактов со взрослыми будут хорошими. Воспитание уверенности
в этом частично зависит от того, насколько мы готовы разделять чувства ребенка в отношении
людей. Нам приходится быть откровенными с детьми, говоря иногда: "Да, ты прав, твоя воспитательница
действительно поднимает слишком много шума вокруг мытья рук" или "Да, я понимаю, что ты
имеешь в виду, говоря о тете, она слишком любит командовать, когда мы приезжаем".
Недоверие возникает из ощущения, что только тебе видны неприятные качества у других
людей, а для детей такое ощущение не редкость. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем
человеческое несовершенство.
9. Думать самому.
Сказать "нет" на самом деле значит сказать "я существую". Это начинается по мере
того, как у ребенка возникает некоторое представление о себе, ощущение того, что он на самом
деле самостоятельная личность. Многих родителей пугает и злит такая возможность, в то
время как они должны были бы радоваться этому. Чувство собственной уникальности и способности
к выбору - жизненно важная часть человеческого существования.
Если у ребенка есть некоторое представление о том, кто он такой, он неизбежно будет
к пяти годам обладать собственным мнением. Этой способности очень легко научить - надо
просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут.
Никто из нас не хочет воспитать человека слабого духом или слабого интеллектуально, мы
хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и внутренними
убеждениями. И мы не можем ждать, пока ребенок поступит в колледж, где у него будут развиваться
эти способности.
Эти принципы уже активно действуют, когда мы говорим: "Теперь, когда тебе почти три
года, я думаю, ты можешь решить, купим ли мы тебе голубой комбинезон или красный". Или: "Пока
мы будем есть на завтрак кукурузные хлопья, ты можешь сделать себе бутерброд с маслом и
джемом". Или: "Хорошо, меня не раздражает наша соседка, но ты имеешь право на собственное
мнение".
Когда мы демонстрируем уважение к личности ребенка, к его рождающимся взглядам,
симпатиям и антипатиям, мы готовим его к ситуациям, в которых ему придется принимать решение
самостоятельно, например, присоединиться или нет к группе детей, решивших обследовать
разрушенный дом, или согласиться или нет поехать с незнакомцем, который сказал, что знает
его отца. Когда мы выходим из себя из-за "нет" в два с половиной года, мы должны иметь в виду,
что придет время, когда мы будем благодарны тому, что наш ребенок способен говорить "нет".
Суждение корректируется практикой.
10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.
К тому времени, когда ребенку исполнится пять лет, по моему мнению, ему следует знать,
что существует много ситуаций, которыми он просто не может управлять. Он не может справиться
с компанией старших детей, с подростками, навязывающими наркотики, с диким поведением
класса на уроках неопытного учителя. Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать,
когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней. Это может казаться простым, но на удивление
мало детей приходят в детский сад или в класс способными сделать это. В результате многие
из них быстро попадают в ситуации, которые их настолько пугают и подавляют, что обучение
становится невозможным. Нам необходимо объяснить детям, что мы можем быть друзьями, помочь
им, не обращаясь с ними как с маленькими, без излишней опеки, можем понять их мир. Мы говорим,
что придаем большое значение правам малых и слабых, но часто не включаем наших детей в
эти идеалистические построения.
Учиться намного легче, если у ребенка не остается неудовлетворенных в раннем детстве
потребностей. Если мы уделим больше внимания глубинным человеческим ценностям, мы сможем
вырастить поколение мудрых и любящих людей, которые будут способны к переменам и смогут
сделать мир лучше.
P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег
или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут
быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан
в теле письма.