Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как вырастить успешного ребенка Как приучить ребенка к чтению


Как вырастить успешного ребенка

Рассылка сайтов "Детские сказки о главном"

http://www.kids.staniv.ru

и "Счастливая женщина" http://www.staniv.ru/

Выпуск 8

Как приучить ребенка к чтению

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня по плану нашей рассылки должна была рассматриваться совсем другая тема, но пришло письмо, на которое невозможно не ответить: вопросы, поднятые в нем, думаю, касаются не только автора письма:

Здравствуйте, Елена.
Моей дочери 7 лет, она учится в 1 классе.
У нас с Любашей нет папы, бабушек, дедушек и других нянек, я весь день на
работе (государственная служба), как понимаете времени на воспитание остается совсем мало. Я не могу приучить ребенка к чтению, она совсем не хочет читать никакие книги, но к тому же я и не знаю, какие книги она должна прочесть в этом возрасте. Мы читаем сказки, но у меня сомнения, что этого недостаточно для развития ребенка, купила ей детскую энциклопедию, она читает, но не запоминает прочитанное - видимо ей сложно.
Елена, подскажите пожалуйста как наверстать упущенное, как привить
любовь к книгам и что нужно прочесть.

Как видите, в письме содержатся сразу три вопроса: "Что читать?", "Как приучить к чтению?" и "Где взять время, чтобы читать с ребенком?"

Более-менее полно на все эти вопросы отвечает нижеследующая статья:

Что делать, если ребенок не любит читать? Решение только одно: не заставлять, а превратить чтение в удовольствие!

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» - вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения. «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?
«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

 Существует, увы, грустная закономерность: если родитель сам не радуется книге, не стремится всякую свободную   минуту погрузиться в восхитительную вербальную реальность, он вряд ли сможет научить этой радости своего ребенка… В то же время   малыш, который ощущает, что жизнь его родителей немыслима без книг, принимает эту установку как данность. И если вечером, хотя бы перед сном, мама присядет на полчаса пусть и с любовным романом в руках, ее сын постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий.

Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы, рассказывали сказки и находили для этого и время, и силы, и терпение. Вот и теперь, когда книга перекочевывает из рук родителей в руки ребенка, то есть когда он начинает не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев, нельзя пропустить этот момент. Такой переход происходит обычно в возрасте от 7 – 8 лет, но если он затянулся, то и 15-летнему мама, бывает, читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать легче, чем читать самому. Суметь приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы для взрослых должно быть не менее важным, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, что можно назвать школьными. Несмотря на то, что предмет «литература» в школьном расписании занимает одну из ведущих позиций, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда, наоборот, пропадает. Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Вот почему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по совету бабушки, воспринимается как гениальное откровение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает смертельную зевоту. Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей, увы, еще одна причина нелюбви к чтению. В возрасте 10-11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета.

А иногда бывает и так. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг полно, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Вини-Пух с Бармалеем, ни хоббиты с муммитролями. Тогда, возможно, причину стоит искать глубже. Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между «б» и «д», например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения сильно затрудняется, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он   не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла.

Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, или на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем это вещи, не просто взаимосвязанные, но и взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Ну а чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга – тем больше у вас шансов на успех.

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, – говорит Наталья Евсикова. – Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Чтение – не просто удовольствие, но, прежде всего, свобода. Свобода выбирать, что читать – самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга – это, прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

11 советов, чтобы превратить чтение в удовольствие

1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Ходите вместе в книжный магазин - тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас   почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а   вместе почитаем то, что нравится и мне.

10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.

11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Источник: http://www.vladmama.ru

В этой статье я позволила себе выделить жирным шрифтом несколько фраз, которые мне показались особенно важными.

Но остановлюсь я только на двух моментах.

1. Ребенок имеет право выбирать, что читать. Наверняка вам неоднократно встречались списки рекомендованной литературы для детей того или иного возраста. Например, здесь вы найдете рекомендации для детей-дошкольников. Но эти списки могут быть только ориентиром в море детской литературы и не более того. Вы можете предложить ребенку прочитать книгу, архиполезную и интересную с вашей точки зрения. Но будет ли он ее читать, или даже слушать - решать должен только сам ребенок.

И совершенно не важно, что читает ребенок - лишь бы читал с удовольствием! Постепенно сформируется привычка к чтению, постепенно расширится круг интересов и, соответственно, круг чтения.

Хотите, чтобы он читал энциклопедию? Покажите ребенку, как много интересного можно найти там. Возник вопрос у вашего ребенка? Поищите вместе с ним ответ в энциклопедии. Малыш любит играть с игрушечными динозаврами? Интересуется цветами, рыбами или чем-то еще? Покажите ему соответствующую страницу в энциклопедии. Справочники, словари, энциклопедии, атласы, компьютер, наконец, - все это прекрасные инструменты для получения информации. И уметь с ними обращаться - совсем неплохо.

2. Обратили внимание на фразу: "Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения"? Должна заметить, что хорошее воображение - это вообще весьма ценное качество и именно с него начинается любое творчество.

К сожалению, если для развития, например, логического мышления, памяти или музыкального слуха существует множество методик, то для развития воображения их буквально - раз, два и обчелся.

Поэтому пользуйтесь любой возможностью потренировать воображение своего ребенка. Одна из таких возможностей - конкурс "Продолжи сказку". Сама сказка - яркая, красочная и оставляет простор для воображения. Правда, я немного сомневалась, стоит ли организовывать такой конкурс, мне он казался довольно сложным. Но Елена Шмыгина, редактор журнала "Детки-74", соучредитель конкурса и великолепный знаток детской психологии, меня "успокоила": "Конкурс, написала она мне, - совсем не сложный. Просто он... творческий. На
фото-конкурс  ведь  просто:  раз  -  и  все, отправил фотку и ты уже в
конкурсе.  Быстро  и  просто.  А  тут  надо  читать,  думать,  писать,
рисовать. Короче, трудиться. Это сложно:))))".

Действительно трудиться сложно? И вы так думаете, уважаемые родители? Тогда как мы приучим детей к труду?

И, наконец, последнее (что-то сегодня рассылка длинновата получилась). Времени у родителей, действительно, катастрофически мало. Да еще и к вечеру все мы такие замученные, сил уже ни на что нет. Но найти 10 - 15 минут на то, чтобы устроить маленькую, как говорил мой муж, хату-читальню, можно. Устройтесь поудобней на диване, прижмите к себе ребенка (а если их двое - так и у мамы же два плеча; а если еще детишки есть - пристройте их поближе, чтобы все чувствовали родительское тепло) и читайте, читайте... По очереди, по ролям...

Пусть дети предвкушают ежевечернее чтение, пусть по секрету от остальных готовят свои любимые (желательно небольшие) сказки, стихи и рассказы, пусть радуются совместным чтениям. Но всему этому детей должны научить родители. А кто же еще?

С самым искренним уважением,

Елена Станив,

http://www.kids.staniv.ru

http://www.staniv.ru/

staniv1@yandex.ru

P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан в теле письма.

Copyright © 2007Елена Станив. Все права защищены.
Разрешается публикация материалов рассылки 
с обязательным указанием автора, источника и ссылкой на сайт http://www.staniv.ru/ 

 

Внимание!

На сайте "Детские сказки о главном" готовится раздел "Презентация детского литературного творчества".

Если ваш ребенок пишет стихи или прозу - сообщите мне об этом и пришлите образец его творчества.

Очень важно!

Никаких конкурсов не предполагается!

Не будем оценивать творчество ребенка с помощью баллов и голосов - просто дадим ему возможность заявить о себе миру.

 

Я уже получила несколько маленьких рассказов от детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Спасибо им и их родителям!

В самое ближайшее время я выложу замечательные детские работы на сайте.

 

Если среди вас, мои уважаемые читатели, найдутся желающие помочь в организации презентации - приму любую помощь с благодарностью

 


В избранное