Неудача
- это не только неотъемлемая часть успеха; нередко она таит
в себе больше возможностей чему-то научиться, чем везение.
Обычно путь к успеху пролегает через неудачи, поэтому наше
отношение к ним во многом определяет нашу судьбу.
Как вообще происходит осознание личной неудачи? Покопайтесь
в собственном опыте, чтобы понять, как именно вы узнаете о
своих недостатках. Слушаетесь ли вы чужих голосов, которые
сообщают вам о том, хороши вы или плохи, правы или неправы?
Или ваш собственный внутренний голос говорит вам, что вы
"недотягиваете"? Такой анализ поможет вам понять,
насколько это важно - позволить
ребенку развить своё собственное ощущение неудачи и успеха,
смысла, интереса и ценности происходящего.
Мы с ранних лет - порой кривя душой - хвалим ребенка, чтобы
побудить его вести себя так, как мы хотим. А когда
исследование жизни подталкивает ребенка к поступкам, которых
мы не одобряем, часто лишаем его своей эмоциональной
поддержки. Ребенок очень быстро начинает понимать, как
оценивает его поведение взрослый. Тут-то как раз все просто.
Малыш рано узнает, что мы хотим, чтобы он рисовал на бумаге,
а не на обоях, позднее - что нам нравится или не нравится
его одежда, музыка, друзья, манеры и так далее. Все это
ребенку ясно вполне. А вот что
действительно сбивает многих детей с толку, так это то, что
им не дают возможности понять, что же нравится или не
нравится им самим, что может целиком завладеть их
любопытством и энергией. Взрослые редко дают ребенку
возможность осознать, что для него означает неудача, поэтому
многие дети, повзрослев, так и не успевают понять, в чем
суть успеха.
Забавно, но именно те, кто добивается в жизни многого,
привыкли оценивать свои успехи или неудачи только по внешним
признакам - школьным отметкам, достижениям в работе, доходу.
Увы, те, кто слишком хорошо поняли, как добиваться внешних
признаков успеха, могут так никогда и не узнать, в чем же
состоит внутреннее воздаяние. Обучаясь ценить внешние
проявления успеха, мы рискуем так никогда и не испытать
счастья. А вот те дети, которые терпят неудачи, получают
возможность выяснить, какие же внутренние качества делают их
счастливыми - ведь внешних атрибутов успеха они не видят. Но
неужели ребенку, для того чтобы понять, что такое счастье,
так уж необходимо проходить через сито заранее предписанных
понятий об успехе и провале, получать внешние награды и
терпеть внешние же неудачи?
Дети, если предоставить им возможность
самостоятельно исследовать мир, способны обнаружить свои
пристрастия - те виды деятельности, которые позволят в
полной мере проявиться их жизненной энергии. Это
проявление мощное, убедительное, творческое и - стоит ли
удивляться - счастливое. Что за поразительная штука -
счастливый ребенок! Почему мы мешаем этому? Почему мы
считаем себя вправе становиться посредниками между другим
существом и его собственным сердцем? Ну да, они - дети, а
потому мы можем делать это, если считаем нужным. Мы больше,
сильнее и пути власти ведомы нам гораздо лучше. Но зачем мы
берем влюбленных в жизнь детей и делаем из них взрослых,
вынужденных искать счастья?
Если бы не вмешательство всесильных взрослых, которые
определяют, что такое успех и неудача, которые настраивают
детей друг против друга, заставляя их конкурировать в борьбе
за воздаяния в виде внимания, похвал и статуса, то смысл
неудачи для ребенка был бы совсем другим. Реакция среды
обитания - это всего лишь одна составляющая неудачи; только
один фактор, уравновешиваемый соображениями внутреннего
характера, которые творческая душа ребенка страстно
стремится понять.
Для влюбленного в жизнь ребенка неудача не является чем-то
навязанным ему извне. Это нечто, связующее внутреннее
стремление и внешний отклик в единое целое. Неудачу могут
определять внешние факторы: неудавшийся опыт по химии, никем
не понятая картина, отвергнутая попытка общения. Она может
быть и явлением внутренним: утратой интереса к тому или
иному замыслу, неспособностью освоить музыкальный инструмент
или выразить себя в стихотворении. Но такая неудача не
является поражением. Она не требует перемены образа
поведения или достижения какого-то определенного результата.
Понять, чем является для ребенка неудача, - это значит
понять, что представляет собой сам ребенок. Ведь для этого
нужно постичь значение и роль его интересов, приобретенных
навыков и врожденных способностей применительно к его жизни.
Неудача неразрывно связана с успехом - подлинным успехом
целостной личности, а не набором приемлемых для общества
правил поведения. Каждый ребенок, каждая личность жаждет
найти эту целостность в себе и в своих отношениях с
окружающим миром. Когда же эта потребность наталкивается на
неодолимые препятствия, происходит разрушение души, после
чего остается оболочка личности, сотканной из одних
компромиссов, и пустое сердце.
Нам, взрослым, в свое время не предоставили возможности
разобраться в своих глубинных детских устремлениях. Всё,
чему мы научились, - это либо подчиняться, либо быть
непослушными. Наше общественное лицо формировалось под
влиянием поощрений и наказаний, присущих господствовавшей
методике обучения и воспитания. Сегодня, когда мы,
попробовав себя там и сям, докопались наконец до истины,
открывшейся нашим разбитым сердцам, мы можем сделать одну
простую вещь. Мы можем дать нынешним
детям шанс заглянуть в свое сердце, понять его устремления и
жить в соответствии с ними. Мы можем дать этим детям шанс
терпеть неудачи и добиваться успеха исходя из своего
собственного понимания, самим измерять внутреннюю и внешнюю
реакцию на свои устремления. Это - возможность
исцелить и наши разбитые сердца, собирая осколки в единое
целое. Простое действие, состоящее в том, чтобы позволить
детям просто быть, способно изменить самую суть образования.