Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Детские болезни

  Все выпуски  

Детские болезни Сотрясение головного мозга у детей


 

убрать живот

 

Сотрясение головного мозга — это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. В целом, черепно-мозговая травма (ЧМТ) занимает первое место среди всех травм детского возраста, требующих госпитализации. Примерно 120 тысяч детей с сотрясением головного мозга ежегодно поступают в больницы России.

По степени тяжести черепно-мозговая травма подразделяется на легкую (сотрясение головного мозга), средней тяжести (ушиб головного мозга легкой и средней степени тяжести, с возможными переломами костей свода черепа) и тяжелую (ушибы головного мозга тяжелой степени, внутричерепные гематомы со сдавлением мозга, переломы основания черепа). По счастью, до 90% детской ЧМТ приходится на сотрясения мозга, о чем и пойдет речь в этой статье.

Высокий уровень травматизма у детей объясняется повышенной двигательной активностью ребенка, его непоседливостью и любознательностью, которая сочетается с несовершенством моторных навыков и координации движений, а также пониженным чувством опасности и страха высоты. Кроме этого, у детей младшего возраста голова имеет относительно большой вес, а навык страховки руками еще не развит, поэтому маленькие дети падают, как правило, вниз головой и руки не подставляют.

Причины детской ЧМТ очень специфичны для каждой возрастной группы. Новорожденные в общей массе пострадавших составляют 2%, дети грудного возраста — 25%, ясельного — 8%, дошкольного — 20% и школьного возраста 45%.

Травмы у младенцев — это прежде всего результат невнимания и беспечности их родителей. Дети до 1 года чаще всего (более чем в 90%!) получают травмы головы после падения с пеленальных столиков, кроватей, с рук родителей, из колясок и т.п. Никогда нельзя оставлять малыша одного в месте, откуда он может упасть. Если вам надо отойти от ребенка на расстояние, большее, чем в тянутая рука, не поленитесь, переложите его в кроватку, в коляску с бортиками, в манеж! Одной-двух секунд бывает достаточно, чтобы кроха перекатился к краю пеленального столика и упал.

Начиная с 1 года малыши начинают ходить. Основной причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста, а чуть позже — падения с лестниц, деревьев, крыш, окон, горок и пр. Сам эпизод ЧМТ не всегда удается выявить. Следует иметь в виду, что если ребенок оставался под наблюдением родственников, соседей или няни, то они могут скрыть от родителей факт падения малыша.

Дети более старшего возраста сами по различным причинам зачастую утаивают травму. Кроме этого у детей возможно повреждение мозга без непосредственной травмы головы. Эти повреждения обычно возникают при воздействии на тело ребенка резкого ускорения или торможения (синдром "встряхнутого ребенка"). Синдром "встряхнутого ребенка" чаще всего наблюдается в возрасте до 4-5 лет и может возникнуть при грубом обращении, прыжках с высоты на ноги, а у детей младшего возраста даже при их чрезмерно интенсивном укачивании.

Проявления

При сотрясении головного мозга в нем не происходит грубых, необратимых изменений, и такая травма, будучи наиболее частой, имеет самый лучший прогноз и очень редко приводит к осложнениям.

Следует помнить, что головной мозг ребенка (и особенно младенца) существенно отличается от мозга взрослого человека. Картина сотрясения головного мозга у взрослых существенно отличается от течения этой травмы у ребенка.

Во взрослом возрасте сотрясение головного мозга проявляется следующими основными признаками: эпизод потери сознания от нескольких секунд до 10-15 минут; тошнота и рвота; головная боль; амнезия (выпадение из памяти) событий, связанных с травмой (до травмы, сама травма и после травмы). Кроме этого выявляются некоторые специфические неврологические симптомы, такие, как нистагм (подергивание глазных яблок), нарушение координации движений и некоторые другие. Картина сотрясения головного мозга у ребенка совершенно иная.

У детей до 1 года сотрясение головного мозга, как правило, протекает малосимптомно. Потери сознания чаще не бывает, отмечается однократная или многократная рвота, тошнота, срыгивания при кормлении, бледность кожи, беспричинное беспокойство и плач, повышенная сонливость, отсутствие аппетита, плохой сон.

У детей дошкольного возраста чаще удается установить факт потери сознания, тошноты и рвоты после травмы. У них отмечаются головные боли, учащение или замедление пульса, нестабильность артериального давления, бледность кожных покровов, потливость. При этом нередко отмечается капризность, плаксивость, нарушение сна.

Иногда у детей наблюдается такой симптом, как посттравматическая слепота. Она развивается сразу после травмы или немного позже, сохраняется в течение нескольких минут или часов, а затем самостоятельно исчезает. Причина этого явления до конца не ясна.

Особенности детского организма приводят к тому, что длительное состояние компенсации может смениться быстрым ухудшением состояния. То есть сразу после падения ребенок чувствует себя удовлетворительно, а через некоторое время появляется и начинает быстро нарастать симптоматика.

Принимаем срочные меры

Что делать родителям, ребенок которых получил черепно-мозговую травму? Ответ здесь один — ребенка следует обязательно и срочно показать врачу. Лучше всего сразу вызвать "скорую помощь", которая обязательно отвезет ребенка в стационар, имеющий детских нейрохирургов или невропатологов. И эта мера не является излишней. При минимальной симптоматике и жалобах у малыша может быть тяжелое повреждение головного мозга. Длительное видимое благополучие ребенка, отсутствие симптоматики, особенно при кровоизлияниях в головной мозг, нередко спустя несколько часов и даже дней сменяется прогрессирующим ухудшением состояния, которое начинается с изменения поведения ребенка, его повышенной возбудимости, может быть тошнота, рвота, нистагм, у грудничков выбухает родничок, затем появляется сонливость, наблюдается угнетение сознания.

Диагностика

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд средне-тяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых "естественных ультразвуковых окон" — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

Тактика лечения

После того как малыш упал, до того как его осмотрит доктор, помощь ребенку заключается в создании спокойной обстановки. Нужно уложить малыша, обеспечить ему покой. Если есть кровотечение из раны, произвести по возможности ее обработку и бинтование.

Помимо диагностических процедур в приемном покое больницы проводится обработка повреждений мягких тканей головы (ушибов, ссадин, ран). Дети, особенно раннего возраста, с подтвержденной черепно-мозговой травмой, в том числе и с сотрясением головного мозга, подлежат обязательной госпитализации.

Госпитализация имеет несколько целей.

Во-первых, в течение нескольких дней ребенок находится под контролем врачей в условиях стационара для раннего выявления и предотвращения осложнений травмы — отека головного мозга, появления внутричерепных гематом, эпилептических (судорожных) приступов. Вероятность этих осложнений мала, но последствия их крайне тяжелые и могут привести к катастрофически быстрому ухудшению состояния ребенка. Поэтому при сотрясении головного мозга стандартный срок госпитализации составляет неделю. При хорошем техническом оснащении стационара (компьютерная томография, нейросонография), позволяющем исключить более тяжелые повреждения мозга, сроки пребывания в больнице можно сократить до 3-4 дней.

Во-вторых, во время госпитализации больному обеспечивается создание психоэмоционального покоя. Это достигается ограничением двигательной и социальной активности ребенка. Безусловно, добиться полностью постельного режима для детей сложно, но все же условия больницы не допускают беготни, шумных игр, долгого просмотра телевизора, сидения за компьютером. После выписки домашний режим сохраняется еще на протяжении 1,5-2 недель, несколько недель ограничиваются занятия спортом.

Медикаментозная терапия при сотрясении головного мозга имеет несколько целей. В первую очередь, ребенку назначаются мочегонные препараты (чаще всего ДИАКАРБ, реже — ФУРОСЕМИД) в обязательной комбинации с препаратами калия (АСПАРКАМ, ПАНАНГИН). Это делается для профилактики отека вещества головного мозга. Проводится успокаивающая терапия (ФЕНОЗЕПАМ, НАСТОЙ КОРНЯ ВАЛЕРИАНЫ) и назначаются антигистаминные препараты (СУПРАСТИН, ДИАЗОЛИН, ДИМЕДРОЛ). При головных болях назначаются анальгетики (БАРАЛГИН, СЕДАЛГИН), при выраженной тошноте — ЦЕРУКАЛ. В более поздние сроки могут назначаться ноотропные препараты, улучшающие процессы обмена в мозге, витамины.

Контроль за состоянием детей осуществляется лечащим и дежурным врачом, а также постовыми медсестрами. В случае любого ухудшения проводится повторный осмотр ребенка, назначаются дополнительные диагностические исследования (нейросонография, компьютерная томография, ЭЭГ).

Предлагая лечь в больницу, врач прежде всего заботится о том, чтобы не пропустить более тяжелой, нежели сотрясение головного мозга, травмы, а это возможно только при квалифицированном наблюдении за ребенком.

При удовлетворительном состоянии малыша через несколько дней родители могут забрать его домой под расписку. Однако и дома требуется соблюдать лечебно-охранительный режим, ограничивать просмотр телевизора, игры на компьютере, прогулки, посещение друзей, продолжать медикаментозную терапию. При любом подозрении на ухудшение состояния ребенка (появление тошноты и рвоты, головных болей, немотивированная сонливость, судорожные приступы, появление слабости в конечностях, частое срыгивание у малышей) следует немедленно повторно обратиться к врачу для дообследования и возможной госпитализации.

Как правило, через 2-3 недели состояние ребенка полностью приходит в норму. Сотрясение головного мозга обычно проходит без последствий и осложнений. Ребенок снова может посещать ясли и детский сад, заниматься спортом.

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть важность своевременно обращения в специализированный детский стационар, что позволит исключить более тяжелые формы черепно-мозговой травмы.

Сергей Озеров
Детский нейрохирург, канд. мед. наук, научный сотрудник
НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН

 

убрать живот

 


В избранное