Ваши дети не дети
вам.
Они - сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня. Калил Джебран
Повезло
тем родителям, у которых дети с
большим удовольствием посещают школу, с радостью поглощают все, что
предлагает школьная
система. Но, как показывает жизнь, таких родителей сегодня меньшинство.
Если проанализировать
сложности школьного возраста, то большинство из них связаны из обучением
и отношениями
в школе. Родители не знают как себя вести, когда их чадо пропускает
уроки,
избегает школьных требований. Родители в растерянности. Школу закончить
обязательно, желание иметь высокие оценки в родителей больше, чем у
самого
ребенка. Почему Детям Индиго так не хочется следовать школьным
программам?
Ответом может быть следующая, на мой взгляд, очень неординарная
статья Стивена
Харрисона
За
чертой
страха
Неужели мы никогда не сможем пойти на
такой риск, как создание эгалитарной среды обучения - среды, которая основана
на равноправии? Неужели это такой страшный зверь? Ведь, по существу, это
означает лишь, что все имеют право на отношения друг с другом и несут за них
ответственность. Да, во властных структурах может быть вполне комфортно,
независимо от места, которое я там занимаю. Я знаю, что есть кто-то надо мной и
кто-то подо мной. Я знаю свое место и мне не нужна неопределенность глубоких
отношений с другими людьми. Мне не нужна глубина, не нужны трудности в
отношениях и трения, которые сопутствуют целостной жизни. Но выше
страха неопределенности лежит один жизненно важный вопрос. Можно ли так
организовать наш мир, нашу среду обитания, нашу систему обучения, чтобы
они
стали динамичными, чтобы они поспевали за всеобщим развитием? На этот
вопрос
нет ответа. Универсальный способ решения этой проблемы никем не описан.
Очевидно
лишь, что любая создаваемая нами система должна быть способна постоянно
воссоздавать саму себя.
С этой
точки зрения нынешние системы образования не выполняют своих функций.
Эти системы основаны только на информации и умозрительном ее осмыслении.
Осмысление - полезный инструмент, но он всегда разделяет целое на части и
никогда не в состоянии синтезировать части в единое целое. Нынешнее
обучение
дает сбой просто потому, что жизнь - это нечто гораздо большее, чем
манипулирование информацией. Любое фрагментированное образование не
достигает
желаемой цели, так как не может обеспечить слияния, синтеза отдельных
составляющих, которые оно преподает. Такое образование, сведенное к
информации
и осмыслению, не в силах воспитать целостного ребенка, который будет
жить
полезной для общества, целостной и счастливой жизнью.
Дети -
не компьютеры. Человек наделен способностью сознавать. Мы обладаем
необыкновенным умением видеть все в целом и жить в этой полноте. Понимание взаимосвязанности жизни дарует
нам счастье, творчество и любовь. В этом - душа и сердце обучения.
Сознание
способно увидеть взаимосвязанное целое, в котором мы с вами являемся
лишь частью. А человеческий потенциал - это и есть способность жить в
динамичной, подвижной, вечно меняющейся системе, основанной на
взаимоотношениях. Такая система могла бы стать основой для всех наших
образовательных институтов. Бесконечный творческий процесс, воплощенный в
детской игре, - простой пример человеческой способности к
самоорганизации,
общению и радости. А представьте, если бы этим качествам
благоприятствовали
наши образовательная и общественная системы. Интегрированное
обучение, целостное обучение. Эти понятия ничего не говорят
тем, кто преклоняется перед информацией - в конце концов, мы ведь
являемся
продуктом той самой системы обучения, которую защищаем. Накопление
информации
некогда было целью образования, но так обстояли дела до информационного
взрыва,
спровоцированного средствами СМИ, компьютерами и Интернетом. Теперь бал
правит
интегральное мышление - сознание, которое использует информацию, но не
поглощается ею.
Динозавры
не смогли приспособиться к изменениям климата и теперь стали
ископаемыми диковинками для музеев. Климат образования изменился, он
меняется и
будет меняться, потому что суть истинного образования - это изменение.
Скорость
изменений возрастает до такой степени, что полезным в течение всей жизни
человека остается только то образование, которое способно
приспосабливаться
само и воспитывает умение меняться в учениках. Целостное
обучение не находит себе места в нынешней системе образования потому,
что система эта принадлежит прошлому. И дело вовсе не в том, чтобы
создать
эдакую футуристическую систему образования, ведь и будущее со временем
изменится. Чтобы быть по-настоящему приспособляемой, система обучения не
должна
быть оторвана от всех других систем жизни, частью которых мы являемся, -
от
семьи, общества, работы; она должна вплетаться в них. Системе обучения
надлежит
быть открытой для циркулирующих в обществе потоков духовных,
интеллектуальных,
физических, эмоциональных и художественных исканий.
А чтобы
оставаться адаптивной и пригодной для обучения все новых и новых
поколений, система обучения должна освободиться от присущих ей
внутренних
ограничений, от ее прошлого, от ее недостатков. И наконец, чтобы система
обучения была целостной, она сама должна непрерывно обучаться,
адаптироваться и
изменяться.
Ничто
меньшее не пригодно для динамичного, любознательного и живого ребенка.
Дети удивительно тонко чувствуют ограниченность того, что им навязывают.
Это их
главная особенность. Они - сыщики, выслеживающие ограниченность. Они
сразу же
находят ее и говорят: «А что тут с другой стороны?» Прекрасен тот миг,
когда мы
отвечаем: «Я не знаю. Давай попробуем узнать вместе». Вот для этого-то
мы и
живем на земле - молодые и старые. Мы все пребываем в поиске - пытаемся
понять
природу жизни. Любой ответ, пресекающий эти поиски, обречен на неудачу.
Любая
система образования, которая подразумевает, что этот ответ известен,
сама
устанавливает предел своему познанию. Внутри этих пределов может
умещаться
огромное количество знаний, но целостному ребенку этого будет мало. Из
всего огромного количества педагогических идеологий ни одна не признаёт,
что, в сущности, никому не известно, как учатся дети. А что, если
ведущие
представители системы образования и родители признают факт своего
неведения?
Если они признают, что незнание - это динамичное, высокоэнергетичное
состояние,
то самое состояние, в котором оказывается ребенок, придя в этот мир? «Я не
знаю» - это движущая сила обучения ребенка. Никакое открытие не может
удовлетворить этого «я не знаю». Все, что ребенок узнает, только питает
его
природную любознательность. Чем больше открывает для себя ребенок, тем
больше
он не знает.
Нам не
нужна новая идеология, которая отражала бы сказанное здесь: нам нужно
избавиться от идеологий. То, что останется после снятия ограничений,
накладываемых педагогической теорией, будет взрывом творчества. Это
творчество
может принимать самые разнообразные формы; некоторые из них настолько
утонченны, что не будут восприняты на социальном уровне. Бывают люди,
которые
живут очень простой, но чрезвычайно творческой жизнью. Это может быть
кассир в
бакалейном магазине или водитель автобуса. Это может быть человек,
который, как
Альберт Эйнштейн, служит клерком, а в свободное от работы время пытается
понять, как устроена Вселенная. Эйнштейн, Эдисон и бессчетное количество
других
гениев числились в школе среди отстающих. Эти удивительные творцы
достигли
величия, пробившись сквозь препоны системы образования, пытавшейся
ввести их в
жесткие рамки.
Томас
Мертон как-то сказал: «Жизнь - это не задача, которую нужно решить, а
таинство, которое нужно прожить». Способны ли мы разглядеть это
таинство,
сумеем ли мы передать его своим детям, чье любопытство будет вести их
сквозь
тайну в их собственное неизведанное? Сумеем ли мы создать для них среду,
в
которой будет отсутствовать то, что и нам самим оказало плохую услугу,
что
подвело нас, наших родителей, а еще раньше - родителей наших родителей?
Сможем
ли мы создать среду обучения, которая признает таинство, воздаст ему
должное и
сделает его нашим постоянным спутником?