Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пытка воспитанием или воспитание без пытки А кто учитель? (часть 1)


 

И снова о школьном образовании. Кто учит детей? Учитель  - это труженик, обучаясь много лет в высшей школе, он постигал науку, как учатся дети. Прослушано много лекций, подготовлено несчетное количество семинаров о том, кто такие дети и как они учатся, как они слушают и что для них лучше в три года, а  что в 10 лет. Для большинства же преподавателей контакты с детьми, к сожалению, начинаются только после того, как они в течение долгих лет обучаются тому, как нужно учить.

           

Учителя – это прилежные студенты. Но только учителя-бунтари, новаторы и мечтатели выходят за рамки теорий и заглядывают в детские жизни, спрашивают детей, как они учатся и что для них означает учение. Учителя от Бога не нуждаются в знании многих методик и теорий, учителя от Бога чувствуют ребенка и умеют его слушать. Учителя по призванию, а не по образованию сегодня редкость в государственной школе. Ищите их в частных школах, кружках по интересам и дворцах творчества…

            Дети могут научить тебя тому, что слова не нужны.
Возможно, слушая детей, ты придешь в замешательство.
Но посмотри на них с открытым сердцем –
И все обретет смысл.
Ты думал, что дальше пойдет речь о воспитании детей?
На самом деле все наоборот.
В действительности
Дальше о том, как дать возможность ребенку
Воспитать тебя.
 

А кто учитель?
Стивен Харрисон

Родителей постоянно сбивают с толку стоящие за учебными программами запутанные, иногда просто безумные теории, предметом которых становится их ребенок. Некоторые родители пытаются разобраться в образовательных системах и сделать от имени своих детей разумный выбор. Но разумности этой часто мешает поглощенность родителей собственными тревогами и страхами по поводу того, чего они хотят для своего ребенка. Не отдавая себе отчета в таком проецировании, родители переносят на ребенка собственные нереализованные мечты. Чем раньше эти мечты воплотятся, тем лучше, — так думают они. Будем учить даже грудных младенцев: ставить им в колыбели записи Моцарта, крутить по утрам фильмы о юном Эйнштейне. А если после дня такой учебы они не смогут уснуть, то на помощь придет метод Фарбера, который подскажет родителям не обращать внимания на крики ребенка - а там, глядишь, дитя утомится и замолчит само. Ох уж это родительское стремление к совершенству, страсть к достижениям, конкуренция за ресурсы, страх, что мой ребенок чего-то не осилит, что я сам этого не осилю.

Из беспокойного младенчества ребенок переходит в беспокойное детство, перегруженное занятиями и заданиями. Стоит ли удивляться, что дети не выдерживают, сдаются, сходят с дистанции, оценивают себя по результатам контрольных и джинсам от модельера, общаются при помощи пейджеров, мобильных телефонов и электронной почты, завязывая мимолетные знакомства, поглощая быстрые обеды и проживая скоротечные жизни. Всему этому их научили в школе и дома. Они знают, что должны быть быстрее и лучше - точнее, что они недостаточно быстры и хороши. Некоторые научились быть жестче, другие привыкли сдаваться. Лишь очень малое число детей, щедро наделенных здравым смыслом и верой в себя, усвоили, что они вполне нормальны, каковы бы они ни были и что бы ни делали. Этому небольшому числу детей повезло — они учились медленно, то есть вообще не научились учиться так, как их заставляли. Они учились естественным образом.

Детский подход к обучению не имеет ничего общего со сбором знаний как таковых. Для ребенка обучение — это результат исследования, движимого любопытством. Сбор информации не является самоцелью, а становится полезным сопутствующим процессом. Собранные сведения можно использовать как инструмент для дальнейшего исследования.

Любопытство обладает одним загадочным свойством. Его трудно вызвать у ребенка, но легко уничтожить. Детей интересуют вещи, о существовании которых мы давно забыли. Им любопытно знать, как устроены самые обычные предметы и что находится внутри них. Мы даже не задумываемся над тем, что представляет собой начинка телефона, а ребенок не пожалеет времени и сил, разбирая на части этот привычный для нас предмет, разглядывая детальки, играя с ними.

 

Точно так же детей живо интересует взаимодействие с окружающим миром. Они тонко чувствуют властные структуры и находят способы на них влиять. Подобная социальная смекалка помогает детям быть начеку по поводу тайных соображений взрослых и вовремя изменять свою реакцию, чтобы управлять ими. Эта игра сводит на нет усилия множества плохо продуманных учебных сообществ, в которых учитель якобы преподает детям какую-то информацию, тогда как на самом деле дети лишь делают вид, что участвуют в процессе. И даже в таких ситуациях любопытство побуждает ребенка продолжать исследование: что произойдет, если я буду сотрудничать, что произойдет, если не буду, если я отвечу правильно, если неправильно и т. п.

 

Учитель нередко настолько увлечен задачей передачи информации, что сия педагогическая мания становится главной целью его отношений с ребенком. Ребенок, прекрасно это понимая, может нащупать способ потрафить учителю, тогда как сам предмет остается делом второстепенным.

Преподаваемый учителем урок ничуть не трогает ребенка. Да и с какой бы стати? Большинство предметов - нечто настолько отвлеченное и далекое от жизни и интересов детей, что шансы пробудить хоть малейший интерес к ним невелики. (продолжение следует)

 

Совет родителям и учителям

           

Детей учит все то, что для них интересно, что находится в их непосредственном окружении и напрямую связано с их внутренним миром. Ну а кто же тогда учит детей? Ребенок учится у всех и у всего, что его окружает, не упуская ничего: родители, общество, учителя, ровесники - всё это часть целого, всё - источник обучения. Ребенка учит всё то, что присутствует в его целостном мире - как внутреннем, так и внешнем. И когда в этот мир вступает учитель, вышедший из собственного такого же мира, когда каждая из сторон полностью увлекает другую страстью к познанию чего-то по-настоящему интересного, обучение происходит потому, что присутствуют ученики, а учителей нет.

         


У меня приятная новость!
С большим удовольствием приглашаю всех читателей рассылки в мой блог «Радости воспитания». Он посвящен исключительно вопросам воспитания.
В блоге вы можете найти статьи мои и других педагогов, психологов, мои  ответы на консультации родителям, много подсказок по воспитанию детей. Блог будет каждый день пополнятся новой информацией.
К каждой статье можно оставлять свой комментарий.
Постепенно в блог будет выложен весь архив рассылки о Детях Индиго и ценные свидетельства с  форума «Дети Индиго. Факт признанный. Что дальше?»

Хочу выразить благодарность Дмитрию Донченко, который очень терпеливо меня консультировал в процессе создания дизайна блога и его управления. Дмитрий Донченко ведет свой блог, который будет полезен тем, кто решил сам обзавестись своим минисайтом в сети. Он выполняет все самые необходимые работы по созданию блогов и знает все нюансы, которые могут возникать при их создании. Больше информации о Дмитрии здесь

Пишите! Снежана snezhana_f@yahoo.com

 


В избранное