Вопросы, которые задаешь свои детям, словно ключи,
открывающие двери в их сердца и умы.
Давай им как можно больше таких ключей
и заглядывай в открывшиеся комнаты.
Тебе было бы полезно побыть некоторое
время в каждой из этой комнат.
Это помогло бы тебе узнать все, что нужно
Джеймс Твайман
Маленького человечка,
пришедшего в этот мир, принято растить и воспитывать. Воспитывать - это,
значит, воздействовать на него и его поведение, менять, «лепить» нового
человека. Но мало кто задумывается, что дети воспринимают мир цело. Взрослые же
дают им мозаичное, фрагментарное, зачастую искаженное представление о мире из плохо или совсем не
состыкованных кусочков.
В итоге, со временем у каждого взрослеющего человека складывается как бы две
логики, две системы восприятия: одна – природная естественная, вторая –
социальная, навязанная современным воспитанием и образованием. При этом эти две
логики конфликтуют. Школьное образование не последнюю роль играет в этом
процессе.
Если (человек) полагает, что целое состоит из
независимых фрагментов, то именно так и будет
функционировать его разум.
Но если он может связно и гармонично соединить все в неделимое, безущербное и безграничное целое, то и
разум его будет склонен
оперировать подобным же образом.
Отсюда вытекает целостность и упорядоченность действий.
Дэвид
Бом
Но давайте рассмотрим и другую возможность. Представим себе ребенка как целостную личность - ребенка, который
пусть и не завершил еще своего развития, но легко ориентируется в собственных
мыслях и ощущениях, пытливо исследует свои внутренние и внешние способности,
остро чувствует социальную среду, в которой живет. Давайте же создадим для
таких детей благоприятную атмосферу, подарим свободу выражать себя и
доверим ответственность за их обучение им самим. Давайте организуем для них
учебные сообщества, в которых ученик будет сам руководить процессом своего
образования без нажима со стороны, без угроз или убеждений - чтобы в класс
ребенка приводил интерес, а не принуждение, чтобы он нес ответственность за
свою учебу и располагал свободой, естественно вытекающей из этой
ответственности. А кроме того, давайте вместе с детьми исследовать жизнь во
всех ее проявлениях, иначе мы перекладываем на детские плечи остатки своих
былых страхов.
Дети сами заявляют о своих образовательных потребностях. Нужно только не мешать
этому, давя авторитетом, прибегая к устрашению, а то и неприкрытым угрозам
насилия. Если мы позволим детям самим управлять своим обучением, то такое
самоуправление само по себе станет частью воспитания. К сожалению, в
условиях современной школы, где информация насильно впихивается в пассивных
учеников, это в принципе невозможно.
Способность к самоуправляемому обучению заметна у самых маленьких детей
невооруженным глазом. Но когда дети становятся чуть старше, у них помимо
интересов развиваются еще и умственные способности, достаточные для того, чтобы
подвергнуть сомнению наши истины. Вот тут-то как раз и приходит время идти в
первый класс и дети покидают родителей – идут в школу.
Многие родители с готовностью отправляют своих чад куда подальше, сами отбывают
в другом направлении, и пути их почти не пересекаются. Это большая загадка -
куда исчезают дети, куда исчезают родители и что творится у них дома, пока те и
другие отсутствуют.
Идея отправлять детей в некое школьное заведение, где их будут учить
посторонние люди по программам, составленным политиками и высоколобыми
теоретиками, сама по себе столь несуразна и оторвана от реальных потребностей
ребенка, что остается только удивляться, как она ухитрилась воплотиться в
жизнь. Почему мы позволяем так поступать с нашими детьми? Многие из нас
соглашаются в надежде на то, что это пойдет им на пользу. Другие возражают,
протестуют, но отступают под угрозой штрафа или тюрьмы. В конце концов,
позволяем же мы отправлять куда подальше самих себя - убываем на службу, где
вверяемся чужому попечению. Так отчего же нам видеть в подобной участи что-то дурное
для своих детей?
Мир, в котором мы живем, несет на себе печать раздробленности. В нем все
раздроблено - организации, где мы работаем, наши школы, наше общество. И тем не
менее мы должны найти способ воспитать целостного
ребенка, который сможет без страха войти в будущее, который будет способен
мыслить и принимать решения в нестандартных и ответственных ситуациях.
Ребенку нужна наша любовь, поддержка, мудрость, отраженная в нашем образе
жизни, работе, в нашем общении с людьми. Вряд ли мы принесем пользу детям, если
не уясним прежде своей собственной раздробленности. Возможно, мы были как раз
такими детьми, которых отправили зазубривать факты и цифры, получать похвалы и
наказания, сдавать экзамены и участвовать в общественных мероприятиях. И как же
мы, продукт отвлеченного образования, собираемся руководить своими детьми,
чтобы дать им образование целостное? Мы ведь даже толком не знаем - уж так нас
учили - что такое целостность.
Пока ребенок в восемнадцать лет не обретет самостоятельности, родители
удовлетворяют его основные материальные потребности. Таковы наши обязанности,
ведь мы дали ребенку жизнь и взяли на себя ответственность за него. Мы связаны
узами родства, а потому заботимся о детях материально - кормим, одеваем,
предоставляем крышу над головой. Нужны ли мы в каком-либо ином качестве детям
школьного возраста? Нужны ли мы в качестве посредников для восприятия мира?
Мы хотим для своих детей всего самого лучшего. Хотим защитить их от неудач и
поражений, увеличить их шансы на счастье и успех. Но знаем ли мы, что нужно для
этого делать?
Мне нередко приходилось слышать, что детям одаренных родителей нужны особые
условия развития. Что же тогда получается? Если я считаю себя одаренным
родителем, то резонно ожидать, что мое чадо тоже одарено, что оно пойдет по
моим стопам и ему понадобится все то, что всегда было нужно мне. Без сомнения,
мы, родители, одарены все без исключения! И мы с трех лет принимаемся учить
ребенка играть на скрипке, чтобы он начал пораньше. «Ты должен достичь всего
того, чего достиг я!» (А часто, увы, и того, чего я не достиг). Такое насилие -
первая предпосылка нездоровых взаимоотношений с ребенком.
Но откуда же ребенок узнает о существовании скрипки, если его с ней не
познакомить? Если скрипка вдруг оказывается под рукой, это нельзя назвать
навязыванием. Иное дело, когда в придачу к ней каждый четверг в три часа на
сцене появляется учитель музыки и вы, отбивающий ногою такт в ожидании, когда у
ребенка проснется интерес. Ожидание превращается в принуждение. Ребенок
открывает для себя не скрипку, а одни лишь родительские ожидания.
Совет родителям
Но ведь возможно и обучение без принуждения. Оно происходит в среде, которая
чутко откликается на поведение ребенка, когда ученик приобретает знания без
конкретных руководящих указаний. Дети интерактивны, они общаются и постоянно
впитывают информацию. Простой акт
открытого восприятия и искреннего, непосредственного отклика, который не
освобождает ребенка от ответственности, но и не давит на него авторитетом, пробуждает к жизни все его возможности.
И важна здесь не столько информация, концепция или навык, сколько само
взаимодействие, поиск общего языка в общении. Как показывает опыт, это не так
уж мало: этого оказывается достаточно.