Рассылка о феномене современности- Дети
Индиго. Предыдущие выпуски можно прочитать здесь Если вы не понимаете, какое отношение имеет данная
информация к вашему ребенку, то загляните в архив, прочтите первый выпуск
рассылки об особенностях Детей Индиго здесь
Есть иная возможность
понять это. Отнесись к ситуации, как
если бы ты и ребенок Были оба новичками в этом
мире. Возможно, в каких-то сферах
ты знаешь больше, Но ребенок ближе к
вечности. Его ум более открыт, чем
твой. Он не делает так много
предположений. А на самом деле вы оба
новички на планете, Поскольку, она создается
заново каждый миг. И ты тоже каждый миг
воссоздаешься заново. Возьми его за руку и иди
вперед с изумлением в глазах, Тогда вы сможете учиться
вместе. Смотри на все так, словно
ты никогда прежде этого не видел.
Барбара Майстер Виталь
Очень большое поколение людей воспитано методами,
которые развивали и усиливали в ребенке непомерное чувство вины и стыда. Многие
могут вспомнить слова из своего детства «Ну как тебе не стыдно!» «Такой замечательный
и хороший ребенок и никакого стыда!» и т.д. и т. п. И все это действо
происходило, как правило, привселюдно! (иначе не было бы желаемого результата) Новые Дети – Дети, которые не приемлют старых методов воспитания, мало знакомы с
чувством вины и стыда, что иногда шокирует взрослых. Дети Индиго пришли сегодня сообщить, что стыд и вина не
способствуют развитию личности.
На эту же тему пишет Джудит Спитлер Мак-ки, доктор
педагогических наук, специалист по развитию личности, профессор психологии образования
детей раннего возраста в университет Восточного Мичигана.
Спекулирование чувством стыда и вины при общении с детьми
Взрослые часто прибегают к техникам использования
чувства стыда и вины, потому что вынесли их из своего детства. Они часто используют
их еще и потому, что эти вызывающие душевные раны техники, как им кажется,
работают, ведь дети ведут себя совсем по-другому, когда они пристыжены,
особенно если это произошло публично. Эти техники на самом деле работают, но в
основном за счет развивающейся личности ребенка!
Стыд и неуместное чувство вины негативным образом
действуют на попытки ребенка к самовыражению. Стыд и вина - настолько
сильные и болезненные эмоции, что они обычно блокируют проявления
любознательности, творчества и игры. Дети очень быстро привыкают избегать
открытости и искренности в отношениях с другими.
Вместо того чтобы опираться на чувство вины или
стыда, подумайте о том, как смоделировать желаемое поведение, привнести во
взаимоотношения элемент поощрения, объяснить возможные последствия того или
иного поступка и предложить ребенку свободу для осознанного выбора.
Следующие ситуации пояснят вам, как в отношениях с
детьми можно преодолеть тактики, злоупотребляющие чувством стыда: 1. Ваш беспомощный крошечный ребенок намочил
штанишки. Негативный
отклик:
"Плохая, плохая, плохая девочка! Ты знаешь, куда нужно писать, а делаешь
это в штаны (или на бабушкину новую кушетку). Ты это нарочно сделала. Ну и
убирай теперь сама эту вонючую гадость. И никогда больше не делай так. И не
приставай ко мне!" Позитивный
отклик:
"Ой-ой! Кажется, у тебя мокрые штанишки! Ничего! Я помогу тебе надеть
чистенькие, и тебе будет хорошо".
2. Ребенок отказывается есть или ест слишком
медленно. Негативный
отклик:
"Поторопись! Ты опять заставляешь меня ждать. Съешь все быстро, а то
останешься сидеть здесь один. Если не съешь все - то заболеешь". Позитивный
отклик:
"Я хочу, чтобы ты сделал то же, что и я. Сейчас я попробую ложечку
творога, а потом рисовую запеканку". (Взрослый, не торопясь, пробует
пищу.) "Теперь ты попробуй ложечку. Как ты думаешь, плюшевый мишка захотел
бы попробовать это?"
3. Ребенок отказывается есть какую-то пищу из-за
неприязни к ней, пристрастий, болезни, боязни набрать лишний вес и быть поэтому
нелюбимым или подражая разборчивым либо соблюдающим диету взрослым. Негативный
отклик:
"Я не буду больше ждать тебя, если будешь ковыряться в тарелке, выбирая
кусочки без жира, чтобы не набрать лишний вес. Все на нас и так уже
смотрят". Позитивный
отклик:
"Давай вместе купим ту еду, какую захотим. Вот здесь два меню. Они мне
понравились. И вот еще интересная статья о том, какие питательные вещества
нужны твоему организму и в чем они содержатся. Мы можем с тобой это
обсудить?"
4. Ваш ребенок одержим иррациональным и
преувеличенным страхом перед какой-то ситуацией, человеком или животным. Негативный
отклик:
"И ты не можешь прочитать на школьном вечере всего-то семь строчек! У
других детей роли гораздо длиннее, чем у тебя. Ты ведешь себя, как младенец.
Иди в свою комнату и выучи роль так, чтобы я гордился тобой". Позитивный
отклик:
"Покажи мне стихотворение, которое тебе надо прочитать на школьном вечере.
Интересно, почему учитель выбрал именно тебя? Наверное, он знал, что ты прекрасно справишься
с этим заданием. Ты сам все выучишь или помочь тебе?"
5. Ваш ребенок открыто не повинуется правилам и
взрослым авторитетам или манипулирует вами. В школе он врет или хитрит,
увиливая от своих обязанностей. Негативный
отклик:
"Ты мерзкий лгун! Ты нарочно действуешь всем на нервы, постоянно обманывая
меня и учительницу (увиливая от своих обязанностей или пропуская уроки танцев
либо футбол). Ну, погоди! Когда тебе понадобится наша помощь, то не жди, что
тебе помогу я или твоя учительница! Ты наказан на четыре недели! И я не буду
больше слушать твое вранье! Марш с глаз моих долой!" Позитивный
отклик:
"Я очень расстроился, когда узнал, что ты солгал. Ты чего-нибудь
испугался? Почему ты не сказал правду? Давай поговорим о том, что случилось.
Надо вместе подумать, как выбраться из этой ситуации. Мне хочется верить, что в
дальнейшем в подобных обстоятельствах ты будешь вести себя правильно и
честно".