Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пытка воспитанием или воспитание без пытки Спекулирование чувством стыда и вины


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Фурсова Светлана Психологическая консультация OnLine
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Рассылка о феномене современности  - Дети Индиго. Предыдущие выпуски можно прочитать здесь
Если вы не понимаете, какое отношение имеет данная информация к вашему ребенку, то загляните в архив, прочтите первый выпуск рассылки об особенностях Детей Индиго здесь

Есть иная возможность понять это.
Отнесись к ситуации, как если бы ты и ребенок
Были оба новичками в этом мире.
Возможно, в каких-то сферах ты знаешь больше,
Но ребенок ближе к вечности.
Его ум более открыт, чем твой.
Он не делает так много предположений.
А на самом деле вы оба новички на планете,
Поскольку, она создается заново каждый миг.
И ты тоже каждый миг воссоздаешься заново.
Возьми его за руку и иди вперед с изумлением в глазах,
Тогда вы сможете учиться вместе.
Смотри на все так, словно ты никогда прежде этого не видел.
Барбара Майстер Виталь

 

Очень большое поколение людей воспитано методами, которые развивали и усиливали в ребенке непомерное чувство вины и стыда. Многие могут вспомнить слова из своего детства «Ну как тебе не стыдно!» «Такой замечательный и хороший ребенок и никакого стыда!» и т.д. и т. п. И все это действо происходило, как правило, привселюдно! (иначе не было бы желаемого результата)
Новые ДетиДети, которые не приемлют старых методов воспитания, мало знакомы с чувством вины и стыда, что иногда шокирует взрослых. Дети Индиго пришли сегодня сообщить, что стыд и вина не способствуют развитию личности.

На эту же тему пишет Джудит Спитлер Мак-ки, доктор педагогических наук, специалист по развитию личности, профессор психологии образования детей раннего возраста в университет Восточного Мичигана.

 
Спекулирование чувством стыда и вины при общении с детьми

 
Взрослые часто прибегают к техникам использования чувства стыда и вины, потому что вынесли их из своего детства. Они часто используют их еще и потому, что эти вызывающие душевные раны техники, как им кажется, работают, ведь дети ведут себя совсем по-другому, когда они пристыжены, особенно если это произошло публично. Эти техники на самом деле работают, но в основном за счет развивающейся личности ребенка!

Стыд и неуместное чувство вины негативным образом действуют на попытки ребенка к самовыражению. Стыд и вина - настолько сильные и болезненные эмоции, что они обычно блокируют проявления любознательности, творчества и игры. Дети очень быстро привыкают избегать открытости и искренности в отношениях с другими.

Вместо того чтобы опираться на чувство вины или стыда, подумайте о том, как смоделировать желаемое поведение, привнести во взаимоотношения элемент поощрения, объяснить возможные последствия того или иного поступка и предложить ребенку свободу для осознанного выбора.

Следующие ситуации пояснят вам, как в отношениях с детьми можно преодолеть тактики, злоупотребляющие чувством стыда:
1. Ваш беспомощный крошечный ребенок намочил штанишки.
Негативный отклик: "Плохая, плохая, плохая девочка! Ты знаешь, куда нужно писать, а делаешь это в штаны (или на бабушкину новую кушетку). Ты это нарочно сделала. Ну и убирай теперь сама эту вонючую гадость. И никогда больше не делай так. И не приставай ко мне!"
Позитивный отклик: "Ой-ой! Кажется, у тебя мокрые штанишки! Ничего! Я помогу тебе надеть чистенькие, и тебе будет хорошо".

2. Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.
Негативный отклик: "Поторопись! Ты опять заставляешь меня ждать. Съешь все быстро, а то останешься сидеть здесь один. Если не съешь все - то заболеешь".
Позитивный отклик: "Я хочу, чтобы ты сделал то же, что и я. Сейчас я попробую ложечку творога, а потом рисовую запеканку". (Взрослый, не торопясь, пробует пищу.) "Теперь ты попробуй ложечку. Как ты думаешь, плюшевый мишка захотел бы попробовать это?"

3. Ребенок отказывается есть какую-то пищу из-за неприязни к ней, пристрастий, болезни, боязни набрать лишний вес и быть поэтому нелюбимым или подражая разборчивым либо соблюдающим диету взрослым.
Негативный отклик: "Я не буду больше ждать тебя, если будешь ковыряться в тарелке, выбирая кусочки без жира, чтобы не набрать лишний вес. Все на нас и так уже смотрят".
Позитивный отклик: "Давай вместе купим ту еду, какую захотим. Вот здесь два меню. Они мне понравились. И вот еще интересная статья о том, какие питательные вещества нужны твоему организму и в чем они содержатся. Мы можем с тобой это обсудить?"

4. Ваш ребенок одержим иррациональным и преувеличенным страхом перед какой-то ситуацией, человеком или животным.
Негативный отклик: "И ты не можешь прочитать на школьном вечере всего-то семь строчек! У других детей роли гораздо длиннее, чем у тебя. Ты ведешь себя, как младенец. Иди в свою комнату и выучи роль так, чтобы я гордился тобой".
Позитивный отклик: "Покажи мне стихотворение, которое тебе надо прочитать на школьном вечере. Интересно, почему учитель выбрал именно тебя?  Наверное, он знал, что ты прекрасно справишься с этим заданием. Ты сам все выучишь или помочь тебе?"

5. Ваш ребенок открыто не повинуется правилам и взрослым авторитетам или манипулирует вами. В школе он врет или хитрит, увиливая от своих обязанностей.
Негативный отклик: "Ты мерзкий лгун! Ты нарочно действуешь всем на нервы, постоянно обманывая меня и учительницу (увиливая от своих обязанностей или пропуская уроки танцев либо футбол). Ну, погоди! Когда тебе понадобится наша помощь, то не жди, что тебе помогу я или твоя учительница! Ты наказан на четыре недели! И я не буду больше слушать твое вранье! Марш с глаз моих долой!"
Позитивный отклик: "Я очень расстроился, когда узнал, что ты солгал. Ты чего-нибудь испугался? Почему ты не сказал правду? Давай поговорим о том, что случилось. Надо вместе подумать, как выбраться из этой ситуации. Мне хочется верить, что в дальнейшем в подобных обстоятельствах ты будешь вести себя правильно и честно".

 

Любите детей и помогайте им расти!

Работает форум «Дети Индиго. Факт признанный, что дальше?»
и форум « Вопросы воспитания. Кто кого?»

Получить педагогическую консультацию можно на сайте здесь

Снежана fursova@cons-help.com 

Архив консультаций
Архив рассылок





Copyright (C) Яна Лан тел.: +380 (50) 420 42 44, e-mail: yana@cons-help.com  

В избранное