Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Город Знаек - все о развивающих методиках


learn2creativity.jpg
Не секрет что личности творческие, креативные, умеющие придумать такое решение, которое и в голову никому не приходило, в настоящее время ценятся как никогда! Высокая производительность и точность роботов позволили сократить издержки механического труда. Глобализация дала возможность работодателям нанимать рабочих из самых удаленных уголков земли, сохраняя качество готового продукта и минимизируя себестоимость его выпуска. Высокие технологии в производстве и в быту позволяют решать массу задач, не выходя из комнаты. Остается одно, что не под силу пока роботизированным системам – это генерация идеи
На сегодняшний день человечество имеет огромное множество средств и способов визуализации, моделирования, конструирования, т.е. любую мысль мы легко можем воплотить в наглядную модель и просчитать все ее параметры. Наиценнейшим и труднокультивируемым качеством было и остается умение изобретать, мыслить творчески.

Научиться изобретать до середины прошлого столетия считалось невозможно, изобретательские способности приписывались врожденному дару, таланту. Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель скафандров, катеров с ракетными двигателями и других полезных изобретений. Изобретатель также являлся автором научно-фантастических произведений под псевдонимом Генрих Альтов. Но основным изобретением Генриха Сауловича по праву считается Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Зародился ТРИЗ как Теория Развития Творческой Личности (основоположники Альтшуллер Г.С. и Верткин И.М.) на основе исследований биографий знаменитых творческих личностей. Данная теория выделяет 6 компонентов минимально-достаточного набора качеств успешной творческой личности:
  • целеустремленность;
  • комплекс реальных рабочих планов достижения цели;
  • высокая работоспособность;
  • хорошая техника решения задач (например, ТРИЗ);
  • способность отстаивать свои идеи — «умение держать удар»;
  • результативность.

Фундамент этих качеств и умений возможно привить ребенку в детстве, формируя его мировоззрение, обучая универсальным способам решения новых задач, приучив контролировать получаемые результаты и отстаивать свои взгляды.

Ненаучная теория ТРИЗ получила широкое распространение и успешно применяется в бизнесе, искусстве, педагогике, политике. Особенно ценно использование ТРИЗ в образовании. Ведь именно в детстве формируется способность думать и то, как человек думает (не столь важно над чем), во много определяет его личные достижения.

Переходя от теории к практике, приведем несколько упражнений, которые рассчитаны на младших и средних школьников. Занятия желательно проводить в форме группового обсуждения с возможностью дальнейшей самостоятельной работы. Результатом занятия является словесное описание или иллюстрация найденного решения. 

"ПАРАД ВОЛШЕБНИКОВ"

Цель: Познакомить детей с приемами фантазирования. Научить определять приемы фантастического преобразования в сказках. 
Научить самостоятельно придумывать фантастические объекты.

Алгоритм организации творческой деятельности по созданию фантастического объекта:

  • Взять объект и выявить у него основные признаки.
  • У данного объекта убрать какой-либо признак или добавить несуществующий.
  • Определить действия или взаимодействия фантастического объекта с окружающим миром.
  • Рефлексия (отражение полученного образа на себя, вживание в образ)

Гарантированный результат:
Дети научатся выявлять у героев сказок необычные свойства. Самостоятельно придумывать большое количество вариантов фантастических объектов.

Предполагаемый результат:
  Дети научатся анализировать сказки на предмет волшебства, группировать их по признакам преобразования объектов. Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам придумывать волшебные объекты!" 

"ТО, ЧЕГО В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ"


Цель: Закрепить приемы фантастического преобразования объектов.
Научить применять приемы фантастического преобразования при создании рисунка или лепки.

Алгоритм организации творческой деятельности:

  • У объекта убрать какой - либо признак, добавить несуществующий, увеличить или уменьшить значение какого-то признака, изменить его во времени или перевернуть наоборот.
  • Нарисовать или слепить фантастический объект.
  • Включить фантастический образ в сюжет.
  • Рефлексия.

Гарантированный результат:
Дети научатся создавать и изображать объекты с необычными свойствами. Освоят приемы: дробления - объединения, увеличения - уменьшения, оживления - окаменения, специализации - универсализации, наоборот и преобразования во времени.

Предполагаемый результат:
Дети научатся создавать изображения коллективно с использованием нетрадиционных техник (рисование ладошками или пальцами, лепка барельефов, использование подручных средств и т.д.). Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам нарисовать и слепить волшебный объект! (страну, планету и т.д.)" 

"МЫ СКАЗОЧНИКИ"

Цель: Научить приемам составления текстов сказочного содержания.
Закрепить знания детей о том, что в сказке всегда есть герои с характерами, место происходящего, случай (происшествие), мораль.
Закреплять умение представлять сказочный текст с помощью приемов театральной техники.

Алгоритм организации творческой деятельности:

  • Выбрать какую-либо реальность и определить 5-6 объектов в данной реальности.
  • Наделить объекты разнообразными человеческими характеристиками (прием оживления).
  • Предположить какой случай может быть в данной ситуации (природное явление, появление необычного героя и др.).
  • Предположить и описать точку зрения каждого героя на происходящее.
  • Выведение морали.
  • Придумывание названия сказки.
  • Рефлексия.

Гарантированный результат:
Дети научатся создавать тексты сказок морально-этического плана. Закрепят умения представлять образ героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.

Предполагаемый результат:
Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам сочинить сказку!"  

СКАЗКИ "ПЕРЕВИРАЛКИ", "ПЕРЕВЕРТЫШИ", "ДОСКАЗАЛКИ"

Цель: Научить приемам преобразования текстов сказочного содержания. 
Закрепить знания детей о том, что в сказке всегда есть завязка, основное содержание, кульминация, развязка.
Закрепить знания детей о том, что герои сказок имеют определенные свойства.

Алгоритм организации творческой деятельности по созданию сказок - перевиралок:

  • Вспомнить текст короткой сказки.
  • Рассказать ее на новый лад (замена объектов и действий). Сохраняется общий стиль сказки, количество предложений, завязка и развязка.
  • Рефлексия.

Алгоритм организации творческой деятельности по созданию сказок - перевертышей:

  • Вспомнить текст любой сказки (или эпизод).
  • Определить главную характеристику героя. Заменить характеристику на противоположную.
  • Рассказать новый текст (или эпизод).
  • Рефлексия.

Алгоритм организации творческой деятельности по созданию сказок - досказалок:

  • Вспомнить текст любой сказки. Уточнить ее заключение.
  • Переделать заключение и уточнить как, каким образом, могло оно получиться.
  • Рефлексия.

Гарантированный результат:
Дети научатся создавать варианты новых сказок на основе имеющихся текстов. Закрепят знания о главных составляющих сказочного текста.

Предполагаемый результат:
Тренировка разных видов памяти. Развитие чувства юмора. Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам сочинить веселую сказку!" 

ДА - НЕТ" - ИГРА УГАДАЛКАЦель:
Научить приемам сужения поля поиска при освоении числового ряда и разных видов пространства.
Учить детей точно задавать вопросы и слушать ответы.
Закрепить умения ориентироваться в разных видах пространства.

Алгоритм организации творческой деятельности при сужении поля поиска числа на числовой линии:
Ведущий загадывает число на числовой линии.
Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска загаданного числа.
Рефлексия.

Алгоритм организации творческой деятельности при сужении поля поиска объекта в разных видах пространства:
Ведущий загадывает объект в пространстве (линейном, плоскостном, объемном).
Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска объекта в пространстве.
Рефлексия.

Алгоритм организации творческой деятельности при сужении поля поиска загаданного объекта:
Ведущий загадывает объект материального мира.
Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска загаданного объекта.
Рефлексия.

Гарантированный результат:
Дети научатся угадывать загаданные числа и обекты без пустых проб и ошибок. 
Дети научатся сужать поле поиска в пространстве, а для задачи на сужение поля поиска загаданного объекта научатся сужать поле поиска, используя известные классификационные структуры.

Предполагаемый результат:
Тренировка разных видов памяти.
Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам думать без пустых проб и ошибок!", "Я умею грамотно задавать вопросы и отвечать на них!".
Для задачи на сужение поля поиска загаданного объекта еще и:
Дети учатся самостоятельно строить классификационные структуры под конкретную задачу.
Снимается частично страх перед неизвестным.
Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам думать без пустых проб и ошибок!", "Я умею эффективно задавать вопросы и отвечать на них!" 

СОСТАВЛЯЕМ ЗАГАДКИ ПО СКАЗКАМ

Цель
Научить приемам сужения поля поиска при работе с неизвестным ситуациями.
Продолжать учить детей точно задавать вопросы и слушать ответы.
Закрепить знания детей о том, что любая ситуация имеет как минимум два объекта, место, время происходящего, предметы и третьи лица. Признаками ситуации могут служить связи между объектами. Ситуация может быть реально происходящая и вымышленная (ситуация в литературном произведении).
Учить детей составлять модели ситуаций, описанных в литературных произведениях.

Алгоритм организации творческой деятельности при работе с ситуацией:

  • Ведущий сообщает модель ситуации (закодированный сюжет знакомого литературного произведения).
  • Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска в работе с неизвестной ситуацией.
  • Играющие угадывают литературное произведение.
  • Обсуждение и уточнение смысла ситуации.
  • Составление новой модели (литературной загадки).
  • Рефлексия.

Гарантированный результат:
Дети научатся анализировать ситуации в литературных произведениях. Дети научатся сужать поле поиска, используя самостоятельно построенные классификационные структуры.

Предполагаемый результат:
Тренировка разных видов памяти.
Частично снимается страх перед неизвестным.
Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам придумывать литературные загадки!", "Я умею эффективно задавать вопросы и отвечать на них!"  

УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ СМЕШНЫЕ СТИШКИ

Цель
Научить приемам составления рифмованных текстов.
Закрепить знания детей о том, что в небольшом рифмованном тексте должен быть объект с определенной характеристикой. Этот объект должен вступить во взаимодействие с другими объектами.

Алгоритм организации творческой деятельности при составлении рифмованных текстов:

  • Ведущий сообщает модель составления пяти строчных рифмовок.
  • Дети подбирают объект и характеристики к нему.
  • Составляются рифмованные строчки.
  • Рефлексия.

Гарантированный результат
Дети научатся составлять смешные стишки по типу лимериков.
Ребята освоят алгоритм составления пяти строчных рифмовок.

Предполагаемый результат:
Тренировка памяти.
Развитие чувства юмора.
Ребята испытают чувство успеха: "Я умею сам придумывать смешные стишки!"


Статья подготовлена с использованием материалов семинара "УЧИМСЯ ТВОРЧЕСТВУ" с разрешения автора: 
Сидорчук Татьяны Александровны
зав. кафедрой педагогических технологий колледжа № 1,
научного руководителя Центра развивающего обучения,
кандидата педагогических наук (г. Ульяновск). 

 

Читайте еще:

zhukova_akademia_rr.jpg

Изучению системы раннего развития детей посвящены целые тома педагогической литературы.  Далее...



83c.jpg
Развивающая методика Дьенеша заслуживает того, чтобы обратить на нее ваше внимание. Развивающие Далее...



Период введения прикорма детей один из самых важных в развитии ребенка первого года жизни, особенно на Далее...

В избранное