Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Фактор матери" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Родители выращивают детей, дети воспитывают взрослых выпуск 16 - кто ходит в школу по утрам
Выпуск
№16 - Родители выращивают
детей, дети воспитывают взрослых Здоровья и многих лет жизни Вам! Сегодня я снова представляю Вашему вниманию пилотный выпуск журнала «АЛЬТЕРНАТИВА», который является ответом на Ваши многие вопросы. Посмотреть его можно на страничке : http://www.alternativredaktor.narod.ru/ и http://alternativredaktor.boxmail.biz/ Мне очень важно
знать, интересны ли темы, предлагаемые в журнале. Принимаю любую
критику по содержанию. Критика по оформлению принимается только конструктивная – с
конкретными предложениями и примерами исполнения!!! Много вопросов про школу. Что ж, мое отношение к этому чудовищу
отрицательное. Предлагаю отрывок из рассылки «Рождение без насилия» Начало нового учебного года всколыхнуло старые
переживания некоторых родителей на тему "А хорошо ли ему будет в
школе?" А поскольку многие читатели запомнили, что мои
дети не ходят в школу ;-) – посыпались письма с вопросами. От смешных ("Неужели это правда?!") до серьезных
("Как помочь своему ребенку получить все необходимые знания?").
Сначала я пыталась отвечать на эти письма, но потом решила, что проще будет
ответить всем сразу – через рассылку. Сначала – отрывки из писем, которые я получила в
последние дни. "То, о чем Вы рассказываете, очень интересно. Я
читала и слышала про подобные вещи, но действующие лица всегда были для меня
больше "книжными героями", чем реальными людьми. А
Вы вполне реальны :)))." "Меня очень интересует домашнее обучение. Мой сын
уже сейчас не хочет идти в школу, а я не знаю, как давать ему школьные знания.
Поделитесь своим опытом, пожалуйста." "Позвольте задать вопрос (извините, если он
звучит глупо): Ваши дети действительно не ходят в школу? Правда? Мне это
кажется невозможным, потому что в России везде (как и у нас, на Украине)
школьное образование еще очень и очень обязательно.
Как это - не ходить в школу? Расскажите, очень интересно." "Как не отправлять ребенка в школу, но чтобы
другие не называли его дебилом? И чтобы он не вырос
неучем? Я пока не вижу альтернативы школе в нашей стране." "Скажите, а детей дома Вы сами учите? Когда я
начинаю прикладывать возможность домашнего обучения к собственным детям, сразу
возникают сомнения: а захотят ли они учиться сами? а смогу ли я их научить? С
терпением и терпимостью у меня зачастую проблемы, быстро начинаю раздражаться
по пустякам. Да и дети маму, мне кажется, воспринимают по-другому, чем
постороннего человека-учителя. Посторонний дисциплинирует. Или как раз лишает
внутренней свободы?" ТЕМА: Кто ходит в школу по утрам… - Часть 1 Попробую начать с самого начала – с тех давних времен,
когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец
80-х годов – "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не
изменилось. (А мысль о том, что в школу МОЖНО ;-) не
ходить, еще не приходила мне в голову – ну, попробуйте вспомнить свое детство.
Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы додуматься
до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не
могла.) КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ Став родительницей первоклассника, я пошла на
родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр
абсурда. За маленькими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид – вполне
нормальных), и все они усердно записывали под диктовку учительницы, сколько
клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете?!" – грозно спросили меня. Я
не стала рассказывать о своих ощущениях, а просто сказала, что не вижу в этом
смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет ;-).) С тех пор начались наши школьные
"приключения". Многие из них стали "семейными легендами",
которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт. (Приведу один пример – "история
о выходе из октябрят". В то
время всех первоклассников еще "автоматически" зачисляли в окртябрята, а потом начинали взывать к их
"октябрятской совести" и т.д. К концу первого класса мой сын
сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал
задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил
учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе началась паника. Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры
наказания для моего ребенка. Варианты были такими: "исключить из
школы", "заставить быть октябренком", "поставить двойку по
поведению", "не переводить в третий класс", "не принимать в
пионеры". (Возможно, это был наш шанс перейти на
обучение эктерном еще тогда ;-) – но мы этого не
поняли.) Остановились на варианте "не принимать в пионеры",
что вполне устраивало моего сына. И он остался в этом классе,
не будучи октябренком и не участвуя в октябрятских развлечениях.) Постепенно мой сын приобрел в школе репутацию
"довольно странного мальчика", к которому учителя не особо
приставали, потому что не находили у меня отклика на свои претензии. (Поначалу претензий было очень много – начиная от формы написания
буквы "ы" моим сыном и заканчивая
"неправильным" цветом его рубашки. Потом они
"сошли на нет" – я не "шла навстречу" и не
"воздействовала" ни на букву "ы",
ни на выбор цвета рубашек.) А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг
другу о своих новостях (по принципу "что у меня сегодня было
интересного"). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком
часто упоминаются ситуации такого типа: "Я сегодня такую интересную книгу
начал читать – на математике." Или: "Я
сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии – на истории." Или: "А Петя, оказывается, здорово в шахматы
играет – мы с ним на географии пару партий успели сыграть."
Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках
он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы
делать. И тут в моем сознании произошел
поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ;-)!!! Я подумала: "А может, ему вообще не стоит ходить в
школу?" Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы продолжали
обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын
больше не будет ходить в школу. Скажу честно: решение уже было "выстрадано",
поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти
формальности и избавить школу от проблем – написать какое-нибудь заявление,
чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне
говорили: "Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не
согласилась…" – да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило
бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом
случае были бы немного другими.) Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и
уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно
рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших
действий – я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на
домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих
якобы "выдающихся" способностей) в качестве "эксперимента"
будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе. В то время это показалось нам
отличным выходом, и мы забыли о школе ;-) почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми
делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и
озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами сидел за
компьютером – обустраивал свою BBS (если среди читателей есть "фидошники" – они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него был "114-й нод"
в Питере – "для тех, кто понимает" ;-) ). И еще он успевал читать все
подряд, изучать китайский язык (просто так – ему это было интересно в тот
период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то
заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках
и на установку электронной почты (в то время это еще считалось очень
сложной задачей ;-) – приходилось приглашать "умельца"), развлекать
младших детей… В общем, он был безумно рад обретенной
свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным ;-). В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к
экзаменам!" Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал
их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов
сдавать. На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам
поочередно "отлавливал" учителей и договаривался с ними о времени и
месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два
посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить "экзамен" –
или это было просто "собеседование", или что-то вроде письменной
контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по
своему предмету "5" – хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем
обычные школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но
нас это нисколько не огорчало – такова была цена свободы ;-).) В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в
году иметь "каникулы" (т.е. делать то, что ему действительно
интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать
необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий
класс, так что в любой момент может все "переиграть" и пойти учиться
обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень
успокаивала бабушек и дедушек – они были уверены, что ребенок скоро
"одумается" ;-), не будет слушать эту "ненормальную" мамашу
(меня то есть) и вернется в школу ;-). Увы. Не
вернулся.) Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не
начинать ходить в школу. Но она была
"социализированным" ребенком: она начиталась детских книжек советских
писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу – это
очень "престижно" ;-))). А я, будучи сторонницей
"свободного" воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она
отправилась в первый класс. Ее хватило почти на два года!!! Только к концу
второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она
объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она
успела внести свою лепту в "копилку" семейных легенд – с ней тоже проиходили разные нетипичные для этой школы истории.) У меня просто камень с души упал
;-). Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного
возраста, которые не ходят в школу. Кстати, если кто-то случайно узнавал об
этом, меня смущенно спрашивали: "А чем больны ваши дети?" –
"Ничем", - спокойно отвечала я. – "Но тогда ПОЧЕМУ?!!! Почему они
не ходят в школу?!!!" – "Не хотят". Немая
сцена ;-). МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это
время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было
решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не
ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на
этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно
обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим
выбирать ту "замену" школе, до которой они могут додуматься. (Хотя,
конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.) Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно
считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители
обязаны "сдавать" туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И
если выяснялось, что кто-то этого не делает – к нему могли прислать сотрудников
какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова "охрана
детства" – но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться). Чтобы
ребенок получил ПРАВО не ходить в школу – ему нужно было сначала получить
медицинскую справку о том, что он "не может посещать школу по состоянию
здоровья". (Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!) Кстати, гораздо позже я узнала, что
в те времена некоторые родители (которые раньше меня ;-) додумались до идеи не
"сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых
врачей. Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ,
в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его
здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того ;-), там
даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что
выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они
реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у
себя дома! В сентябре того же года я пришла к директору школы,
чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет
учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать
его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь – спустя 11 лет –
уже не помню. Кому интересно – ищите в Интернете информацию. Найдете – поделитесь: опубликую в рассылке.) После этого мне сказали: "Платить Вам за то, что
Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно
получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не
возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня
это вполне устроило – брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных
оков мне бы и в голову не пришло ;-). Так что мы расстались, довольные и друг
другом, и изменением в нашем законодательстве. Правда, через некоторое время я забрала документы моих
детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали
экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем
другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем
бесплатный – по крайней мере, так было в 90-е годы). А в прошлом году я прочитала еще более интересный
документ – опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации – мне показали
его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего
ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что
хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя
ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку
10 лет ;-). А теперь – самое приятное. Завуч реагирует
на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены.
Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов,
поэтому начинать нужно – я полагаю – с самого первого! А в ответ мне показывают официальный документ об
экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право
прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить,
чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая
никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой
школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!! То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем,
лет в 17 (или раньше, или позже – кому как нравится; вместе с моей дочерью,
например, получали аттестаты два бородатых дяденьки – ну, приспичило
им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить
тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом. Но это – теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в
ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что
мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу
место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными
взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о
своих идеях ;-) – но в конце разговора она посоветовала мне поискать
какую-нибудь другую школу. Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня
заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему
"домашнее обучение". С этим никаких проблем не было бы. Но мне
объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой
школе "решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются
спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего обучения" –
чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал
годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я
сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя,
они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно
посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество
ЧАСОВ"! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка – их
беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они
совершенно не видят абсурдности этой идеи…) Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные
работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном
журнале "прочерк" вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в
списке класса). Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую
справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были
"сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от слов "медицинская
справка" у меня начиналось головокружение) – а иначе он
"заразит" других детей. (Ага, заразит здоровьем и
свободолюбием ;-).) Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в "жизни
класса": мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории
школы и т.п. Понятно, что меня такие перспективы
просто рассмешили ;-). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно
то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А
именно – мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не
покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась
выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного
года! Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно
(без прививок и "участия в жизни класса") сдала все экзамены в другом
месте, после чего мы отнесли учебники обратно. Но я отвлеклась ;-). Вернемся в
прошлый год, когда я привела в "первый класс" 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого
класса – оказалось, что он все знает. Второго класса – почти все знает.
Третьего класса – многого не знает. Она составила для него программу занятий, и
через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. "окончил
начальную школу". И – при желании! – мог бы сейчас прийти в любую школу и
учиться там дальше вместе со сверстниками. Вот только желания такого у него
почему-то нет ;-). Наоборот. Ему
такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку
ходить в школу. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ) http://birth.ft.inc.ru/ Рождение без насилия
N100 (22 сентября Вам понравилась
эта рассылка или у Вас есть знакомые, которым может быть близка наша тема?
Подписывайтесь! Закрытая история РУСИ -
информационная война против России! http://subscribe.ru/catalog/country.ru.vedy Решая пить или не пить?.. выбираем - БЫТЬ или
НЕ БЫТЬ!!! http://subscribe.ru/catalog/culture.people.alconon Родители выращивают
детей, дети воспитывают взрослых http://subscribe.ru/catalog/home.child.garmony2010 Все возражения,
недовольства, а так же пожелания жду по адресу: Если Вы не хотите, чтобы письмо попало в
рассылку, укажите это явно в письме. Оставляю за собой право публиковать письма
без запрета на опубликование. С уважением, Александр. |
В избранное | ||