Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Про осознанных родителей и не-воспитанных детей: Развитите ребенка от 4 до 9 лет


Про Осознанных родителей и не-Воспитанных детей.

Выпуск № 17 .

Развитие ребенка от 4 до 9 лет

Здравствуйте, дорогие друзья!

Приглашаю Вас к живому общению в КЛУБЕ ОСОЗНАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ:
http://vkontakte.ru/club48978 В клубе уже более 80000 участников, присоединяйтесь!
Полный каталог тем клуба находится здесь: http://vkontakte.ru/page3220068

Для чтения и участия в форуме необходимо сначала пройти несложную регистрацию. Заходите по любой из ссылок, которые я вам дала, и у вас откроется окно с формой. После регистрации наберите в адресной строке  адрес клуба http://vkontakte.ru/club48978 и нажмите "Вступить в группу". Если что-то не получится, пишите - подскажу :)

Вот наиболее интересные темы нашего Клуба, открытые в последнее время:

Влияние внешности и фигуры на самооценку женщины

Сложные отношения между подростком и младшей сестрой. Как родителям вести себя?

С какими проблемами в системе ВО вы сталкиваетесь и какие могут быть пути изменения этого?

Невротическое стремление к чистоте у ребенка

Квартиры детям. Необходимость или роскошь? (+ОПРОС)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: От меня ушел муж, но я не могу принять это всё в душе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Меня беспокоит все нарастающее раздражение.

Отношение к детям в одной семье: разное или одинаковое?

Творчество в воспитании детей или творчество через реализацию в профессии: есть ли разница?

Ребенок боится ездить в транспорте

У мужа и жены разные взгляды на жизнь: можно ли сохранить семью?...

Меня волнует, что ребенок изображает смерть...

Сны: опыт "расшифровки"

НОВЫЙ РАЗДЕЛ!!! Обсуждение фильмов и книг, которые вас затронули (по тематике нашего клуба).
Первая тема этой серии

"Похороните меня за плинтусом" - обсуждение книги/фильма (какими вы увидели героев, какие эмоции они у вас вызывают?)

Сегодня я продолжаю знакомить вас с ПЕРИОДИЗАЦИЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА (по материалам книги Г. Тимошенко и Е.Леоненко). Авторы разделили формирование ребенка личности на 4 возрастных этапа:

ЭТАП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ (пренатальный период - 3 года)  Об этом этапе я говорила здесь.

ЭТАП ВЫСТРАИВАНИЯ ГРАНИЦ
(возраст 2-6 лет) Об этом этапе я говорила в прошлом выпуске.

ЭТАП ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
(возраст 4-9 лет)

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
(8-14 лет)

Из этих материалов вы узнаете о том, как то или иное отношение и поведение родителей может влиять на будущую жизнь ребенка, что особенно важно учесть в том или ином возрасте. Итак,


                                
 ЭТАП ПРОИЗВОЛЬНОСТИ (возраст от 4 до 9 лет).

За периодом построения границ следует период освоения произвольности. Владение этим умением выглядит чрезвычайно простым: это всего-навсего способность сделать то, чего я в данный момент не хочу, и удержаться от совершения того, чего я в настоящий момент хочу.

По сути дела, речь идет о том, что на этом этапе ребенок переходит от простого переживания своей неудовлетворенности, своих потребностей и желаний к способности ставить перед собой вполне определенные задачи по достижению своих целей в реальных жизненных обстоятельствах, то есть эффективно действовать на границе между «Я» и «не-Я». С точки зрения представления о базовых личностных умениях мы говорим о способности человека находить адекватные средства для решения жизненных задач. Называется этот этап вполне предсказуемо — ЭТАПОМ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

Основная суть произвольности как психологического феномена состоит в способности человека заставить себя сделать нечто, чего он в данный момент НЕ ХОЧЕТ, но что является НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАКОГО-ТО СТРАТЕГИЧЕСКОГО «хочу», или напротив — удержать себя от совершения какого-то очень желанного в данный момент действия, которое могло бы помешать реализации такого стратегического желания.

Осваиваемое базовое умение -
умение самостоятельно, осознанно и обоснованно отказываться от совершения каких-либо действий или принуждать самого себя к выполнению каких-либо действий.

Основной темой этого этапа становится КОНТРОЛЬ, который можно представить как способность различать, когда человеку необходимо следовать собственным желаниям, то есть существовать «процессуально», а когда необходимо ограничить этот процесс, то есть структурировать его, наложить на него некоторые ограничения.

В это время у ребенка формируется способность соотносить свои потребности с внешними условиями и выбирать адекватные этим условиям средства реализации потребностей. Тем самым неудовлетворенность, на предыдущем этапе перешедшая в потребность, на этом этапе становится НАМЕРЕНИЕМ.




ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ. Основные значимые события этого этапа относятся к сфере социализации ребенка. Он окончательно осваивается со структурной социализацией — иначе говоря, общением, основанным на четко определенных правилах и имеющим заданную внешнюю структуру. Большая часть детей вступает в такое общение еще в детском саду, остальные же впервые попадают в жестко регламентированную среду посторонних людей в возрасте шести-семи лет.

Игровая деятельность, бывшая единственной ведущей на предыдущем этапе развития, постепенно начинает дополняться учебной. В полной мере учебная мотивация возникает только в ходе непосредственного учебного процесса в школе. Однако и игровая деятельность претерпевает существенные изменения: на первое место выходит ролевая игра, в ходе которой ребенок реализует умение взаимодействовать с различными внешними структурами и отдельными ограничениями, освоенное им на предыдущем этапе. Начинает осваиваться и умение произвольно удерживаться в рамках выбранной роли и соблюдать предписываемые ею правила и ограничения.

                                   Механизмы нарушения развития на данном этапе:

 - Функцию удержания ребенка от совершения каких-либо нежелательных действий БЕРЕТ НА СЕБЯ ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ.

Если кто-то за ребенка берет на себя функцию контроля, то зачем ему вырабатывать такое умение у себя?! Получается, что когда родители полностью берут на себя определение стратегии поведения ребенка, они берут на себя и выполнение функций контроля. В итоге способность ребенка к самостоятельному контролю не получает возможностей для развития, и в строгом соответствии с законом Ж.-Б. Ламарка неиспользуемая функция атрофируется или дистрофируется. В сознании ребенка «Я хочу» автоматически начинает обозначать «я должен это получить, если мне не помешают». Сам себя остановить он оказывается практически не в состоянии.

При этом внешний запрет уже не приводит к невозможности хотеть и даже к невозможности предпринимать какие-то действия для достижения желаемого. Если ребенку удается каким-либо образом обойти этот внешний запрет, то достижение желаемого оказывается очень даже возможным — из нашего воображаемого непрерывно расширяющегося «шара» возможностей ребенка исключаются не сами предметы потребностей и не возможности их достижения, а лишь право ребенка на удовлетворение собственных желаний.

Ребенок чего-то хочет, знает, что он в принципе способен это получить, а мешает этому только факт родительского запрета. Как только родительский контроль по каким-то причинам ослабевает, ребенок, до того момента протестовавший против подобного ограничения, совершает желаемое действие, зная при этом, что оно само по себе является запретным — иначе говоря, зная, что совершает то, на что права не имеет. Чувством, формирующим такую стратегию поведения, является протест против наложенных извне ограничений.

Во взрослом состоянии такой человек видит желаемое, в принципе представляет себе возможные средства для его получения, но нечто извне мешает ему это получить, одновременно лишая его необходимости самому научиться отказываться от желаемого, если это необходимо.


 - ПОСТОЯННЫЙ ЖЕСТКИЙ ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ за процессом выполнения какого-либо действия.

Таким образом ребенок теряет способность текущего контроля и оценки собственных действий и соответственно — способность быстро и пластично реагировать на изменение внешних условий и собственных потребностей.

Кроме того, у ребенка НЕ ФОРМИРУЕТСЯ в этом случае АДЕКВАТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ и, следовательно, искажается образ «Я».

 - Запрет на само действие произвольности: «ты без меня ничего не способен сделать правильно» и т. п.

Ребенок получает опыт того, что что бы он ни сделал, это оказывается заведомо неправильным, что с очевидностью является отрицательным подкреплением для процесса формирования самой ценности произвольности собственных действий и проявлений инициативы.

При подобных внешних воздействиях у ребенка неизбежно формируется представление о себе как о постоянно ущемленном в собственных правах. Он стремится преодолеть любой внешний контроль, совершить любое запрещенное действие — но так, чтобы не понести за это наказание.

Иначе говоря, в результате запретного нарушения формируется безответственное отношение к собственным действиям и стремление уклониться от какой-либо платы за них.

Соответственно, окружающий мир при таком восприятии себя воспринимается как постоянно агрессивный угнетатель, главная цель которого — помешать человеку достичь желаемого. Взаимодействие с таким миром на основании какой бы то ни было открытости просто невозможно, и единственное, что человек в этой ситуации может сделать — это искать такие пути к достижению желаемого, которые позволили бы ему избежать наказания и уклониться от ответственности за совершаемые поступки.

- Постановка перед ребенком целей, представляющихся значимыми его родителям или другим значимым взрослым.
 
«Ты должен учиться на одни пятерки», «Ты должен стать доктором, как папа» и прочие цели того же порядка еще не могут быть критически осмыслены ребенком, посему их значимость и необходимость их достижения всерьез поставлены им под сомнение быть не могут.

Неспособность достичь этих целей, обусловленная недостатком внутренней мотивации, а значит — и недостаточной концентрацией выделяемой на их достижение энергии, приводит к переживанию ребенком постоянного ЧУВСТВА ВИНЫ.

- Возложение на ребенка обязанностей, выполнить которые он по объективным причинам возрастных ограничений оказывается неспособен.

Это может выражаться и в большом количестве подобных обязанностей, и в высоком уровне их сложности или значимости. Например, от шестилетнего ребенка родители могут требовать систематического ухода за младшей сестрой или братом и ответственности за любые неодобряемые родителями действия малыша.

- Навязывание ему сложных деятельностей, не соответствующих его внутренней мотивации.

Таким навязыванием может быть, например, понуждение ребенка к систематическим занятиям музыкой, спортом и т. п. — разумеется, только в том случае, когда у самого ребенка нет к этому собственного желания.

3 последние из перечисленных нарушений  со стороны взрослых приводит к формированию у ребенка готовности четко, порой педантично организовывать собственную деятельность, мотивированную извне, и к отчуждению освоенных им средств, в результате чего решение навязанных задач НЕ ПРИНОСИТ ЕМУ НИКАКОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Человек, чье развитие на третьем этапе в основном происходило на основе вышеперечисленных  воздействий, привыкает воспринимать себя ответственным за все, происходящее вокруг него. С одной стороны, он обычно ощущает себя альтруистом, но с другой — такой альтруизм по большей части основывается на том, что в религиозных учениях называется гордыней.

Связано это с тем, что если все в окружающем такого человека мире напрямую зависит от его действий, то мир в его восприятии оказывается в подчиненном положении по отношению к нему, другие люди — более слабыми, о которых необходимо заботиться даже при отсутствии их запроса на такую заботу. Такая позиция по отношению к окружающим на первый взгляд выглядит очень деликатной и гуманистичной — однако на самом деле она базируется на отношении к окружающим как к объектам собственных воздействий или даже к низшим существам, заведомо более слабым и нуждающимся в опеке.

Обсудить эти вопросы, а также более подробно прочитать о  механизмах нарушения и о возможных формах проявления этих нарушений в более взрослом возрасте Вы можете  в отдельной теме "КЛУБА ОСОЗНАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ".


Также сегодня хочу познакомить вас с Программой Любови Латыповой "Победители по Жизни", в которой я сейчас принимаю участие. Если вы хотите:


                                                                Найти свою Большую Мечту

                                              Каждый день делать шаги к Мечте, а не от нее

                                                                 Постепенно поднимать планку

                                        Раскладывать сложные задачи на простые составляющие

                                                           Сотрудничать, а не конкурировать

                                      Уметь общаться с внутренним Я и замечать Знаки Вселенной

                                            Уметь отпускать прошлые поражения и достижения

                                                                 Находиться в Здесь и Сейчас



                                                          
   ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Победители по Жизни
С нами возможно все!
Если Вы считаете рассылку интересной и полезной для себя, порекомендуйте её своим друзьям и знакомым. И в Вашем городе станет больше осознанных родителей!

Творчества и счастья в вашей жизни! До встречи в следующем выпуске!

Жду Ваших вопросов, комментариев, размышлений.

С любовью, Татьяна Челпанова - коуч-консультант, психолог, автор проекта "КЛУБ ОСОЗНАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ" http://vkontakte.ru/club48978

 Связь со мной: roddet собака mail.ru

 или личным сообщением ВКонтакте:  - Я в контакте
Ваши письма ко мне могут быть опубликованы в рассылке.

Если Вы этого не хотите, обязательно указывайте это в своем письме.

Эта рассылка состоялась благодаря тому, что в своё время я встретила:   

Геннадия Павленко: Школа Управления Cудьбой

Юлию Матвееву: Методики очищения организма

                         Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ" родители

Татьяну Морозову: Школа своего здоровья


В избранное