В
прошлом
выпуске мы говорили о том, что Целостное
восприятие означает, что мы не отождествляем себя с какой-то из сторон,
видим обе стороны противоположности. В таком состоянии, смотря на всё
как бы со стороны, мы способны выбрать наиболее оптимальный
вариант решения вопроса. Подлинный выбор возможен, когда мы готовы проявлять
себя и в том, и в другом качестве.
Давайте
рассмотрим это на
примере прямо из нашей темы. Поздний вечер. Ребенку давно уже
пора спать, а в комнате - полный беспорядок: все игрушки выкинуты из
ящиков, книжки разбросаны, вещей не найти. Вы несколько раз просите
ребенка самого всё убрать, но он не реагирует или просто говорит,
что не хочет. Как Вы поступите?
Пауза...
Пауза...
Пауза...
Итак,
Вариант 1.
"Убери немедленно игрушки! Если сейчас же не уберешь в комнате,
завтра не пойдешь в гости!". Что движет родителями? Желание
контролировать, подчинить себе ребенка и заставить его любыми
способами прибраться, даже если он этого не хочет.
Вариант 2.
Проще сделать всё самой. Злясь в душе на себя, на ребенка, на
беспорядок, Вы сами быстро раскидываете игрушки по местам: Вы
знаете, что ребенку нужно выспаться. И если он не отдохнет, то
завтра его капризы просто сведут вас с ума.
Вариант 3...?
Для того, чтобы понять, какие ещё возможны варианты,
давайте посмотрим, какие противоположности активизировались
в этой ситуации. Я бы назвала их: Степень свободы, которую вы
даете ребенку. На одном полюсе - тотальное подчинение, контроль, на
другом - полная автономия. Если Вы боитесь потерять контроль над
ребенком, желаете всегда оставлять за собой последнее слово и Вам
трудно представить ситуацию, что ребенок может быть прав, то
скорее всего, Вы действуете по варианту №1. Заставить, применить
силу или пригрозить, но добиться того, чтобы ребенок сделал всё, как
надо.
Если же
Вам трудно настаивать на своем, видя сопротивление
ребенка, Вы не умеете отстаивать свои интересы, то, скорее всего, Вы
делаете так, как описано в варианте №2.
Когда у Вас
есть опыт и проявления разумного контроля, и предоставления ребенку
свободы выбора, Вы легко можете переходить из одного состояния в
другое, Вам не составит труда найти подходящий в этой ситуации
вариант, который будет учитывать и Ваши интересы, и интересы
ребенка. Как правило, в возрасте 3-7 лет основным способом познания
мира для детей является игра. Предложив ребенку сделать что-то в
игровой форме и поучаствовав в этом процессе, Вы будете удивлены,
насколько быстро и с каким удовольствием ребенок примется за в
уборку игрушек, поможет по дому, полюбит учиться и многое-многое
другое...
В заключение темы приведу цитату Александра Пинта:
Выбор - это
треугольник. И если я нахожусь в его вершине, то вижу обе стороны
двойственности как две стороны одной медали, а также вижу себя, бегущего
от одной стороны к другой. Это совсем другое вИдение. Выбор возможен
тогда, когда есть из чего выбирать. При выборе я вижу обе стороны и
понимаю, что они взаимодействуют. Я не могу понять, что есть умный, если
не знаю, что есть глупый; я не могу понять, что такое богатство,
если не знаю, что такое бедность, и так далее. Я вижу обе эти стороны
как равнозначные. Тогда я могу выбрать, где находиться.
Например,
горячая и холодная вода, что это такое? Это две противоположности одной
и той же энергии. Кайф бани - это попариться, а потом нырнуть в холодный
бассейн, а потом опять попариться и опять - в холодный бассейн. Вы же не
бежите от холодной воды к горячей и не сидите в ней до бесконечности. В
бане очень четко видны две стороны полярности, и именно этот контраст
между ними дает кайф. То есть это одна энергия, но в разных качествах.
Богатый отрицает бедность, то есть он отрицает другое качество той же
энергии. поэтому он не может выбирать. Выбирать можно только тогда,
когда ты видишь обе стороны полярности как разные качества одной и той
же энергии. Тогда, если ты выбираешь какое-то качество энергии, возьмем
пример с баней: ты же не ругаешь жару из-за того, что нырнул в холодный
бассейн, ты благословляешь её, потому что именно она дала тебе то
состояние, из которого ты получаешь сейчас в холодной воде кайф. А когда
ты возвращаешься в жару бани, ты благословляешь бассейн с холодной
водой. У тебя нет отрицания ,у тебя есть благословение, потому что ты
понимаешь, что и то, и другое замечательно. <...>
Ведь люди всё время ругают то, в чем они находятся; это дает им
пинок, и они устремляются к тому, чего вожделеют, но ничего не меняется.
Так вот при выборе нет отрицания какой-либо из сторон, есть
благословение обеих сторон и выбор того, что сейчас вы собираетесь
пережить.
Объявление.
У
жителей Петербурга теперь есть возможность
получить у меня очные консультации по вопросам взаимоотношений с детьми.
Обо
всех условиях Вы можете узнать, прислав предварительную заявку по адресу
roddet@mail.ruс темой "Консультация".
Если Вы считаете
рассылку интересной и полезной для себя, порекомендуйте её своим друзьям
и знакомым. И в Вашем городе станет больше осознанных родителей!