Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вырастай-ка!

  Все выпуски  

Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры Наука похвалы


Дорогие родители, не только наказание действует на психологические качества детей, которые ведут к неконструктивному поведению. Пожалуй, главную роль здесь занимает такой метод воспитания, как поощрение. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение.

 

Трудности родителей в использовании методов поощрения, прежде всего, связаны с тем, что многим из них воспитание представляется только одной своей стороной – исправлением. Родители полагают, что главное внимание должно уделяться несовершенному, слабому, неверному в поведении ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление.

 

Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновение нежных, заботливых рук. Но когда дети подрастают, родители начинают думать, что важнее, более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Но в воспитании необходимо использовать как наказание, так и поощрение, ведь и поощрение, и наказание – это две стороны единого процесса: социального обучения ребенка, процесса социализации. Надо использовать как поощрение, так и наказание, но делать это нужно в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.

 

Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить действие или поступок. В этом есть очень важный психологический момент. Всякой успешной деятельности присуща специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Задача родителей – научить радоваться успеху. Внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы.

 

Родители часто используют поощрения такого рода: хорошо учишься – получай подарок, карманные деньги, сладости. Однако такие поощрения неэффективны и часто приводят к воспитательным ошибкам. Поощрения не должны носить характер подкупа или обязательства, взятого на себя родителями. Неверна также позиция родителей, которые в качестве награды освобождают ребенка от выполнения некоторой домашней работы.

 

Такие формы поощрений по своему психологическому содержанию формируют представление у ребенка о том, что всякая работа, всякое усилие – дело очень неприятное. Родители как бы сами затушевывают в глазах детей радость от процесса хорошо выполняемого дела и смещают оценку той или иной работы ребенка к ее результату.

 

В сознание детей внедряется представление о том, что важно получить нужный балл, а то, как он достигнут особого значения не имеет. В связи с этим, хотелось бы напомнить о блистательном эксперименте А.Н. Леонтьева, в котором награду получил мальчик, формально, с результативной стороны завершивший работу. Но выполнивший ее совсем не так, как следовало. Получив долгожданную награду – конфету, мальчик расплакался. «Конфета оказалось горькой,- пи-шет А.Н. Леонтьев, - по своему психологическому смыслу». В этом примере внешнее поощрение – награда, разошлась с чувством неполученного внутреннего удовлетворения.

 

Родители, задумайтесь: не допускаете ли вы такие же ошибки, награждая своих детей? Ведь может случиться и так, что горький вкус такой «конфеты» очень скоро ребенок научится различать, сладкой и желанной станет радость не самого процесса труда, процесса преодоления трудностей, а лишь получение той или иной награды!

 

Выпуск подготовила психолог детского сада «Лучик» Жданова А.А.


В избранное