Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вырастай-ка!

  Все выпуски  

Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры Игры на развитие речи.


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Игры, в которые играют дети, и дети, которые играют в игры.

Игры на развитие речи.

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодняшняя наша тема волнует очень многих родителей будущих первоклассников, поскольку в российских школах принцип обучения построен на общении именно через слово (в отличие, скажем, от западных систем, где обучаются по схемам и можно просто выбрать нужный ответ из нескольких предъявленных, или школ западного образца, где педагог и ученик взаимодействуют посредством письменных заданий). Поэтому ребенок, придя в первый класс, должен уметь выражать свои мысли, описывать происходящие события, вести дискуссию. Повышая словарный запас ребенка, Вы гарантируете понимание им слов и объяснений учителя, а также способность быстро и отчетливо отвечать на заданные учителем вопросы.

 

Конечно, детская речь отличается от взрослой. К моменту поступления в школу ребенок уже легко объясняется предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоил грамматический строй языка — умеет ставить сложные падежи, число существительных, адекватно выбирать время глагола. Он понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно-ласкательных суффиксов (-енок, -ица), охотно придумывая новые слова. При этом в детской речи преобладают существительные и глаголы - указания на то, кто действует и что происходит, а обстоятельства, условия происходящего чаще опускаются.
Речь ребенка старшего дошкольного возраста имеет, по крайней мере, три особенности.

 

Первая: мышление дошкольника конкретно, это выражается и в его речи. Попробуйте спросить его, как прошел день, - ребенок будет в затруднении, но он легко расскажет вам о конкретных событиях — о том, каких детей встретил, перескажет беседы с ними, расскажет, что ел на завтрак, обед, ужин и т. п. Поэтому для уточнения его состояния необходимо задавать очень частные вопросы и лишь затем делать выводы. Впрочем, ребенок может переходить и к более обстоятельной (контекстной) речи, если перед ним ставится конкретная задача.

 

Вторая особенность - это детский эгоцентризм, то есть общаясь с другими людьми, ребенок дошкольного возраста обычно полагает, что партнер тоже видит и знает, о чем идет речь, и поэтому дети не вводят вас в ситуацию, а описывают ее так, как видят ее сами, полагая очень многое само собой разумеющимся. Более того, достаточно часто, особенно в затруднительных ситуациях, они просто разговаривают сами с собой (“А теперь эту синенькую детальку прикрепим, а теперь это колесико” и т. п.).

 

Третья отличительная черта речи дошкольника — ее непосредственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается. Как правило, речь состоит из отдельных высказываний, обращенных к кому-то близкому, который уже знает, что имеется в виду, и необходимость в развернутом повествовании отпадает. Однако при подготовке к школе полезно учить ребенка объясняться последовательно и распространенно.

 

К сожалению, наши дети говорят все хуже и хуже. Почему у детей ослабляется речевой аппарат, становится вялым, нетренированным? Причины этого могут быть разные.
Первая причина — мамы рано заканчивают кормить детей грудью либо не кормят совсем. Ребенок не успевает “насосать” соответствующие мышцы. Дело в том, что при сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса. Поскольку все последние десятилетия нарастала тенденция как можно раньше приучать детей к чашке и ложке, то малыш не только грудь, но и бутылочку не успевал пососать как следует. Сосание - слишком важный процесс для ребенка, недостаточность может иметь самые разные негативные последствия - и эмоциональные, и логопедические.

 

Другая весьма важная причина — изменение характера питания детей старше года. Наши дети сегодня питаются не так, как 100 или 50 лет назад. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий белый хлеб и сдобное печенье — эта пища не тренирует мышцы, поскольку дети не жуют и не грызут. Впрочем, взрослых это тоже касается, однако для детей это особенно важно.

 

Стоматологи говорят о том же: не хватает нагрузки. Дети перестали грызть морковку, кочерыжки, сухари. Правда, резинку они жуют исправно. Если она доброкачественная, без вредных добавок - пусть жуют. Во все времена, во всех странах дети что-то такое жевали: вар, смолу, вишневый клей. Значит, есть такая потребность.
Третья причина — аномалии в строении речевого аппарата, в том числе, генетически обусловленные. У ортодонтов сегодня много работы: процент детей с такого рода дефектами увеличивается. Это замечают и воспитатели, и учителя.

 

Аномалии тоже бывают разные. Скажем, такая особенность строения, как высокое небо, отражается на произношении звуков “Р” и “Л”. Короткая уздечка затрудняет произношение шипящих и свистящих. Кстати, часто ортодонты рекомендуют подрезание уздечки без логопедических показаний. Совет родителям: прежде чем идти на операцию, следует показать малыша логопеду. Если кончик языка крохи достает до альвеол - ничего резать не нужно, здесь помогут упражнения.

Есть и другие анатомические особенности, затрудняющие произношение тех или иных звуков: толстый или длинный язык, неправильный рост зубов, слабая нижняя челюсть. В каждом случае должен быть свой подход.

Бывают проблемы совершенно другого рода: анатомически все в порядке, но ребенок плохо различает звуки и, естественно, плохо их воспроизводит. Этот дефект называется “врожденная недостаточность слуховой дифференциации”. Со слухом как таковым, т. е. способностью слышать, он ничего общего не имеет. Со слухом музыкальным тоже. Совсем отдельная проблема. Мы ее сегодня касаться не будем.

Профилактику речи необходимо проводить с самого рождения. К четырем с половиной годам ребенок должен все звуки произносить правильно. Большинство детей (60-70%) приходят к этому сами. Остальным необходима помощь. Глядя на новорожденного, вы не можете сказать, попадет ли он в эти 60-70%. Ваша задача - создать для него все условия, а именно: по возможности кормить до года грудью, купить всевозможные игрушки, которые можно грызть, давать только твердые пустышки, обеспечить здоровое питание в соответствии с возрастом.

 

В этой статье мы предлагаем Вам игры, направленные на развитие речи у дошкольника. Помните, что главное в этих игровых занятиях – систематичность.

А ну-ка, покричим!
Эта игра тренирует небную занавеску. Заключается она в том, чтобы ребенок несколько раз в день громко, продолжительно произносил гласные звуки. Тренировка начинается задолго до всех других упражнений - как только ребенок появляется на свет и издает свой первый в жизни крик. Вот это самое “а-а-а!” и есть тренировка небной занавески. Этот крик очень важен, он показатель здоровья, правильного развития. Малыш, который мало кричал, может в дальнейшем иметь проблемы с речью. Вообще-то небная занавеска бывает слабой по разным причинам. Скажем, от ангины. Так что упражнять ее приходится иной раз и большим детям. Если ее не тренировать, воздух будет уходить в нос, и голос получится гнусавым.
Конечно, родители не жалуются на недостаток крика в доме. Ребенок - будь то младенец или дошкольник — с помощью крика борется за свои права, а заодно и тренирует небную занавеску. Но если ребенок тихий и не скандальный — пусть тогда больше поет. Приучать ребенка петь нужно как можно раньше. Большинство детей с восторгом поддержат такую инициативу. Не все имеют от природы хороший слух и приятный голос. Но пока ребенок маленький — это его не смущает. А вас тем более не должно беспокоить - это же тренировка, а не сольный концерт.
Еще для небной занавески полезно пить маленькими-маленькими глоточками, например росу с листьев или хотя бы воду из пипетки.

“Тпру!”
Эта игра тренирует губы. Как вы уже догадались, первое упражнение для губ тоже сосание.
Маленьким детям очень нравится ощущение вибрации губ, и часто они сами изобретают этот звук, похожий на моторчик или на то, как останавливают лошадь: “тпру”. Если ребенок этого не делает — попробуйте его научить. Для этого издавайте этот звук, приближая губы к его щеке или ладошке, чтобы ребенок почувствовал вибрацию.
С ребенком постарше можно заняться игрой на музыкальных инструментах. Конечно, пианино и скрипка для этого не нужны. От покупных свистулек и дудок у вас быстро разболится голова, а музыка, о которой пойдет речь, обычно не надоедает.
Звук моторчика годится для бравурных маршей. Лирические мелодии хорошо исполнять на расческе, обернутой папиросной бумагой. Если сложить губы буквой “О”, вложить в отверстие мизинец и быстро вибрировать им, произнося этот самый звук, “заиграет” балалайка. Возможно, вы сами дополните этот список - ведь фантазия человеческая неиссякаема.

Дунь-ка!
Большинство упражнений, связанных с управлением направленной воздушной струей, тренируют и губы, и небную занавеску. Надувайте с детьми шарики, пускайте мыльные пузыри, сдувайте пух с одуванчика, отклоняйте и гасите пламя свечи или спички. Такого рода упражнений великое множество. Возьмем хоть знаменитый “тещин язык”, который сегодня, кажется, опять продают кое-где. Вы можете проявить тут всю свою фантазию, не опасаясь переборщить. Пустите в таз с водой кораблик, положите на гладкий стол шарик для пинг-понга, и пусть ребенок дует, гоняет их - один или соревнуясь с кем-то. Если он не любит пенку на молоке - пусть отдувает ее, а не вытаскивает. Это намного интереснее.

 

Другие увлекательные игры Вы найдёте на нашем сайте в продолжении статьи “Игры на развитие речи”.

 

Статью подготовила заместитель директора по учебной части школы “ЛУЧиК” Иванова Е.В. (по материалам книги О.Морозовой “Я иду в школу”).

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- изучение web-технологий для детей и взрослых;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.211-52-11, 211-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"

 

 

 

 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.game211
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное