Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вырастай-ка!

  Все выпуски  

Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры «Как придумать сказку для ребенка?»


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Игры, в которые играют дети, и дети, которые играют в игры.

«Как придумать сказку для ребенка?»

 

Здравствуйте, уважаемые родители!
Продолжая последнюю тему нашего прошлогоднего выпуска, поговорим сегодня о детских сказках.
Счастливое детство во многом должно быть похоже на сказку. И само слово «сказка» ассоциируется у нас с неземным счастьем. Детство и прекрасно тем, что в это время рассказывают много сказок. То, что сказки полезны для детского развития, должно быть понятно всем. Давайте немного нестандартно подойдём к вопросу о пользе сказок, «приоткроем коробочку с двойным дном», обратившись к опыту тех, кто придумывает детские сказки.

Конечно же, мы будем рассматривать воздействие сказки на детское сознание с психологической точки зрения, даже с психотерапевтической. Тем более, в последнее время такое направление как «сказкотерапия» (лечение посредством сказок) стало очень модным компонентом образовательно-воспитательного процесса.

 

Назначение сказок.
Сначала давайте ещё раз поговорим об известной всем пользе сказок.
Знания с древних времен передавались через притчи, истории, легенды, сказки, мифы. Знакомство со сказками расширяет границы представления ребенка не только о себе, но и об окружающем мире, о жизни. Проживая вместе с героями сказочные сюжеты, ребенок получает опыт различных переживаний, развивается эмоциональная сфера, он впитывает основы нравственности на основе представлений о добре и зле, учится анализировать и делать выводы. С помощью проигрывания, переосмысления сказочных сюжетов наши дети постигают законы мира и человеческих взаимоотношений, учатся жить в согласии с собой и окружающими.

 

Сказки не зря передаются из поколения в поколение: в них сосредоточена житейская мудрость предков, позволяющая человеку на подсознательном уровне адаптироваться к жизни.
Сказки можно разделить на народные, авторские и психотерапевтические. Сказки можно читать уже «готовые», а можно придумывать самим. И это будет невероятно интересно и для Вас, и для Вашего ребенка. К придуманным родителями сказкам дети проявляют большой интерес. О том, как сочинить для ребенка сказку, мы расскажем чуть ниже.

 

Уход в мир сказки.
Убегая от серой действительности, людям свойственен уход в мир иллюзий, насыщенный более яркими красками и переживаниями и непременно заканчивающийся «хеппи-эндом». Функцию яркой взрослой сказки выполняют ток-шоу, в которых люди делятся своими пикантными историями, романы, детективы, фэнтези и красочные сериалы – любовь проходит все преграды, справедливость торжествует и т.д. … В нашей жизни душа часто просит сказки, того особого состояния ожидания чуда, счастливого исхода. Если я не хочу видеть того, что происходит на самом деле, то я придумываю себе красивую сказку. Ведь таким уходом в мир иллюзий пользуются многие взрослые. А у детей – это самая эффективная защита для психики.

 

Есть еще такое выражение «тешить себя иллюзией». Вот такое утешение сказкой нередко и происходит. Ведь во многих сказках несчастные страдальцы, пройдя сквозь череду испытаний, обретают счастье. Например, неуверенные в себе дети, имеющие низкий статус в группе, часто представляют себя супергероями вроде человека-паука. И сказка «Гадкий утенок» такому ребенку даст надежду на превращение в прекрасного лебедя и получение всеобщего признания. Опасность здесь кроется в излишней фиксации, застревании на образах любимых героев.

 

Такой «уход» зачастую оказывается лекарством для души, создается терапевтический эффект. Но любая норма исключает утрированность. Например, если для дошкольного возраста фантазирование – норма, то «не нормой» является то, что ребенок из фантазий не возвращается в реальный мир.

 

Проще говоря, не стоит далеко залетать в сказочные миры. Почву реальности под ногами ребенок (взрослый тоже) должны чувствовать. Иначе в дальнейшем крах созданной иллюзии будет крайне болезненным.

 

Крах сценарной иллюзии счастливого конца или «приход в реальность».
Люди, фиксированные на образе любимого сказочного героя, простраивают свою жизнь соответственно сказочным реалиям и, главное, делают это еще и для того, чтобы в итоге у них был счастливый финал, который случается по сценарию сказки (но редко происходит в жизни). Немало женщин соглашаются жить в прекрасном замке с добродушным хозяином (сценарий «Аленького цветочка») пока владелец не показывает свое истинное лицо, лицо «чудища-страшилища». Женщина сбегает (в родительский дом, как правило), «чудище» начинает страдать и молить о встрече. А вот и главные иллюзии: 1. «Без меня он умрет» и 2. «Если я вернусь, то он превратится в прекрасного принца». Несбывшиеся надежды на «хеппи-энд» – крах иллюзии. Страданиями превратить свою жизнь в «хеппи-энд» получается реже, чем наоборот. Крах иллюзии переживается крайне тяжело. Вскрывается старая рана, которую прикрывала эта иллюзия, добавляются новые.

 

Ещё один пример. Давайте вспомним прекрасную сказку «Алые паруса» А. Грина. Сколько у нас таких девочек, которые, прочитав сказки подобного рода, «ждут паруса». И ведь не дожидаются. Самый распространённый сценарий, создающий иллюзию, – страдания подарят счастье (эффект Золушки).

 

Сказка обладает мощным терапевтическим эффектом, и у каждого человека с детства осталась своя сказка, в которой он нашел определенный смысл для себя. Однозначно ведь нельзя интерпретировать одну и ту же сказку. Просто еще раз вернемся к тому, что грешную землю под ногами чувствовать следует. Обсуждайте с ребенком сказки, которые Вы ему читаете. При нормальной ситуации развития ребёнка и благоприятной обстановке в семье фиксации на сказочных сценариях в детском возрасте не произойдет.

 

Как самостоятельно придумать сказку для ребенка.
А вы пробовали когда-нибудь сами сочинять волшебные истории, сочинять вместе со своим малышом? Это уже совершенно особое действие, которое помогает развивать фантазию и воображение ребенка, - все то, что потом сможет стать основой его творческих способностей. Кроме того, мы получаем возможность помочь ребенку разрешить незначительные трудности, найти выход из сложных ситуаций и, самое главное, - получаем дополнительную возможность для интересного общения. В сочинении сказки может участвовать вся семья. Никакие нравоучения, никакие педагогические изыски не способны заменить такое живое творчество.

 

Если вы подозреваете, что сочинительские способности у вас отсутствуют напрочь, то начать можно с чтения вслух уже «готовых» сказок. Здесь достаточно лишь чуть-чуть импровизации: поговорите с ребенком о том, что он только что услышал, остановитесь на самом интересном месте и попросите ребенка придумать продолжение или новых героев, которые могли бы появиться в знакомой сказке, пусть он расскажет о том, что он думает по поводу поступков «плохих» или «хороших» действующих лиц. Вы не представляете, какую бездну информации о собственном, казалось бы, таком знакомом малыше вы получите в подобном диалоге! Ну, например, вы можете придумать какой-нибудь другой конец для сказки «Колобок». Допустим, лиса не съедает колобка, а что дальше - это уж зависит от вашего воображения.

 

Когда вы полностью освоите этот этап, можно переходить к сочинению совершенно новых сказок вместе. Готовых рецептов здесь, пожалуй, нет. Единственное важное условие – это надо делать с удовольствием. Поэтому не сочиняйте сказок, если у вас плохое настроение, чтобы Ваши заботы и проблемы не повлияли на состояние ребенка. Внимательно наблюдайте за малышом, когда сочиняете сказку. Если ему интересно, если он сосредоточен и полон новых идей – вы на верном пути. В ваших сказках может быть постоянный, любимый герой, а могут появляться каждый раз новые, в зависимости от настроения и творческой идеи. Ваша сказка может быть с продолжением, «многосерийной» или короткой, как «Курочка Ряба», главное, чтобы каждый раз история была по-настоящему волшебной и обязательно имела счастливый конец. Только тогда она сможет стать для ребенка стимулом к развитию. И почаще во время совместного сочинения спрашивайте малыша о том, что, по его мнению, думали герои, что чувствовали, и что будет с ними дальше. Если ваш маленький соавтор включился в процесс, то его ответы в этой «угадайке» - это его рассказ о самом себе, о том, что с ним происходит в его такой богатой открытиями и событиями жизни.

 

Не стоит сосредотачиваться на том, чтобы сказки получались «красивые» и «правильные», как в скучном пособии по воспитанию идеального ребенка. Расслабьтесь, ведь это такая замечательная для вас возможность хоть на короткое время вернуться в детство, в чудесный мир, где все сбывается, а неприятности не бывают долгими! В совместном сочинении сказок важен вовсе не результат, а сам творческий процесс, когда вы вместе создаете нечто чудесное и вам есть, о чем поговорить и поспорить.

 

Можете попробовать еще более сложный вариант: так называемые «психотерапевтические сказки». Здесь вы становитесь психологом для собственного малыша. Можно сочинять сказку, взяв за основу проблему, которая волнует вашего ребенка, - в этом случае сказка поможет найти выход из трудной для него ситуации. Чтобы сделать это, для начала необходимо, как вы понимаете, быть в курсе самой проблемы. Кроме этого, надо попытаться взглянуть на эту проблему глазами самого малыша, а не своими, взрослыми, всезнающими, смотрящими на все детские проблемы сверху вниз.

 

Поняв проблему, подумайте, что именно вы хотите донести до ребенка, какое простое, понятное ему решение хотите ему предложить. Главный герой новой сказки пусть будет похож на вашего малыша, пусть он испытывает те же сомнения, страхи, тревоги. И обязательно расскажите о том хорошем, что есть в главном герое, о качествах, которые помогают ему справляться с трудностями. В начале сказки опишите вместе волнующую ребенка ситуацию, приукрасив ее всевозможными сказочными трудностями и волнующими приключениями – пусть она выглядит уж совсем неразрешимой, ведь это сказка, а в сказках герой идет по самому трудному и опасному пути. Только так он может всех победить и остаться «самым-самым». На этом пути герою обязательно должны помогать всякие волшебные персонажи, предметы, талисманы. Если вы внимательный и чуткий родитель, то по тем характеристикам, которые ваш ребенок дает этим помогающим персонажам, вы поймете, чего же не хватает вашему сыну или дочке для того, чтобы чувствовать себя сильным и защищенным.

 

Кстати, те волшебные предметы или талисманы, которые помогли решить все проблемы в сказке, вполне можно сделать вместе с ребенком. И это будет замечательным продолжением совместного сочинительства и не менее замечательным терапевтическим приемом: ведь когда страшно или что-то не получается в реальной жизни, эти талисманы вполне можно взять с собой, и тогда все будет хорошо... А еще можно дополнить сочинение такой сказки рисованием, разыгрыванием сценок с помощью кукол, да мало ли чем еще! Это ни с чем не сравнимое удовольствие: чувствовать, что вы с вашим ребёнком думаете и дышите в унисон, делаете что-то общее и понимаете друг друга без слов. Сочинение сказок – одно из немногих занятий, которое позволяет это почувствовать.

 

Пример терапевтической сказки Анны Смирновой для детей, которые не любят мыться, приводится в нашем приложении.

 

Всего Вам доброго, уважаемые родители. И пусть сказки помогают в жизни Вам и Вашим детям.

 

Вы можете воспользоваться по нашей теме литературой следующих авторов:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»,
Гнездилов А.В. «Петербургские сновидения»,
Вачков В. «Сказкотерапия».

 

Выпуск подготовила психолог детского сада «Лучик» Беляева Александра.

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"


 

Родителям школьников образовательный центр «ЛУЧиК» предлагает ознакомиться с интересной информацией о программе подготовки к школе для детей 5-6 лет, об особенностях обучения учеников 1-11 классов в школе «ЛУЧиК», программе довузовской подготовки для старшеклассников, узнать самые актуальные и важные сведения о вузах Москвы на страницах сайта www.lychik.ru в разделе «Школа» (дополнительная информация о школе"ЛУЧиК" по тел. 211-52-11).

 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.game211
Отписаться

В избранное