Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вырастай-ка!

  Все выпуски  

Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры


Информационный Канал Subscribe.Ru


Расылка "ЛУЧиК"
   

 

"Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры"

   
 

Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки и те, кто только собирается ими стать!
Сотрудники образовательного центра "ЛУЧИК" и я, Александра Беляева, приветствуем вас на страницах нашей рассылки!


Тема нашего первого выпуска: "Вся наша жизнь игра…"
(значение игры для детей-дошкольников)


 

 

Сложно переоценить значение игры для ребенка-дошкольника. В игре у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные представления. Ребенок учится определять что плохо, а что хорошо, играть по правилам, договариваться, находить новые пути решения сложных ситуаций, формируются новые мотивы и потребности, зарождаются новые виды деятельности. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
И что самое главное, играя, ребенок выражает ту часть своей натуры, которую не умеет, не может или не считает нужным проявлять в реальной жизни. Часто в игре ребенок становится сам для себя психотерапевтом, отрабатывая конфликтные ситуации, болезненные переживания, страхи. Например, достаточно часто встречается ситуация, когда детишки после госпитализации начинают активно играть в больницу, ставить уколы и капельницы куклам и т.д. В определенном смысле игра выступает как индикатор эмоционального и личностного состояния вашего ребенка. Наблюдая игру ребенка можно сделать предположения о том, как он ориентируется в жизни, в отношениях между людьми на данный момент, а также то, на какой ступени личностного развития находится. И примеры тому мы видим на каждом шагу.
Так, мальчик и девочка (4 - 4,5 года) средней группы играют в семейную жизнь. Оля занимается приготовлением еды на кухне, Дима привозит продукты из магазина. Разгрузив полностью нагруженную тележку, Дима начинает помогать Оле на кухне. "Уйди!", - кричит Оля, отталкивая его, - "Мужчине не место на кухне!". Дима пытается оправдаться: "Мужчина может помогать своей жене готовить обед, я буду помогать". Оля разражается нетерпеливым криком: "Нет, я сказала! Вон из моего дома!".
Играя в семейную жизнь, дети будут демонстрировать те образцы поведения, которые они усвоили, исходя из уже полученного жизненного опыта, который они приобретали в основном в семье, среди близкого окружения. Играя роль продавца, ребенок будет демонстрировать именно то поведение, которое он чаще всего видел со стороны представителей сферы торговли, исполняя роль покупателя, он будет вести себя так, как, скорее всего, ведут его родителя общаясь с продавцами. Усвоенные образцы поведения будут воплощаться в его дальнейшей жизни.


Накладывая запрет на "неправильное" поведение, посмотрите, демонстрируете ли Вы его в повседневной жизни. Иначе, у ребенка может сложиться впечатление, что такое поведение непозволительно ребенку, но позволительно взрослому человеку. В дальнейшем он может неосознанно на это ориентироваться с началом взрослой жизни.
Существует достаточно действенный способ увидеть себя глазами ребенка.
Предложите ребенку поиграть в игру "родитель - ребенок" наоборот, то есть он на период игры станет родителем, а Вы его ребенком. Понаблюдайте за тем, каким он будет для Вас родителем, отследите свои чувства из роли ребенка, определите свою реакцию на определенное поведение ребенка в роли родителя. Наверняка в этой игре Вы увидите свое поведение в его интерпретации, услышите собственные интонации в голосе. Попробуйте в игре воплотить то поведение ребенка, которое вызывает у Вас наибольшие трудности в общении с ним. Воплотив такое поведение в игре, Вам будет легче понять, что нужно ребенку, какое поведение он ждет от Вас, а также увидеть, какое реальное поведение он получает. Возможно, это приведет к лучшему взаимопониманию между Вами и Вашим ребенком.
Обратите внимание на то, как играет Ваш ребенок, какие игры он предпочитает, и, возможно, Вы откроете для себя новые стороны его личности, задумаетесь над возможными изменениями, которые необходимо внести в систему семейных взаимоотношений.


Мальчики и девочки, как правило, играют по-разному. Как водится - девочки предпочитают игры в дочки-матери, мальчики предпочитают военизированные игры. Какой же мальчик не мечтает стать супергероем, а девочка принцессой (как интересно потом эти желания зачастую действуют во взрослой жизни). Проигрывая роли в игре, ребенок воплощает тот тип ролевого поведения, который был им усвоен в процессе его жизненного опыта.

Игры с куклами.
Родители должны принимать во внимание, наблюдая за игрой ребенка, что игрушечными устами часто говорит сам ребенок, когда обращается к родителям. Через куклу как через посредника он делится своими желаниями и переживаниями. Приглядитесь к тому, как Ваша дочь играет в дочки-матери. Ведь девочка-мама - это Вы, а кукла-дочка - это она.

Агрессивные игры.
Существует много споров относительно того, стоит запрещать детям оружие или нет. Специалисты, говорящие о предпочтении исключить игрушки агрессивного характера, утверждают, что они провоцируют агрессивные действия, формируя у ребенка агрессивный характер. Другие специалисты утверждают, что такие игрушки как оружие позволяют ребенку адекватно отреагировать негативные эмоции, разрядить накопившуюся агрессию, почувствовать себя героем. Выход агрессии, гнева необходим каждому ребенку. Проблема только в том, как он будет это делать. Здесь многое зависит от того, как это принято делать в Вашей семье. Или может быть вообще не принято. Гнев - нормальная человеческая эмоция. Важно научить ребенка выражать ее приемлемым способом. Вынося запрет на выражение "отрицательных" эмоций (гнева, раздражения, недовольства) в Вашей семье, есть большая вероятность создать эффект плотно закрытого крышкой кипящего котла... рано или поздно котел взорвется.


Ваш ребенок предпочитает игры, включающие в себя разрушение, драки, часто ломает игрушки не только других детей, но и собственные, а после завершения какой-либо постройки у него постоянно возникает потребность разрушить ее с грохотом, внушающим ужас... Конечно, не исключено негативное влияние средств массовой информации на сознание ребенка, но впитываемая детьми культура вполне изменяема под влиянием родителей. Если ребенок уже заболел каким-нибудь "биониклом" или "человеком-пауком", то не стоит запрещать ему это. Поищите бесконфликтный способ решить ситуацию. Спросите ребенка, что именно его привлекает в этом персонаже, усильте положительные черты "отрицательного персонажа", ослабив сомнительные.
Дело в том, что, на данный момент, "злые" игрушки, олицетворяющие отрицательных героев, зачастую обладают силой, сверхспособностями, внушая окружающим страх и уважение (даже восхищение), которых так не хватает ребенку. Их герои - воплощение мечты. Дети часто не могут оценить героя в целом, а выбирают у него какое-то одно качество, которое им нравится. Далее все зависит от системы ценностей, которую задает ближайшее окружение ребенка, в первую очередь - его родители.
Часто стремление ребенка изображать супергероя связано с тем, что в жизни он не чувствует себя таким сильным и могущественным, как хотелось бы. Таким образом, возникают "Человек - паук", "Супермен" или "Черепашка - ниндзя", которые могут сразу всех победить. Для вхождения в образ героя необходимы атрибуты, главный из которых - это оружие.
Жизнь родителей - это пример для ребенка. Помните о том, что на основе Вашего поведения в голове ребенка формируются различные словесные и поведенческие формулы, которые в дальнейшем будут составлять систему его жизненных ценностей.

 

Выпуск подготовила Александра Беляева,
психолог детского сада "Лучик"


темы следующих выпусков:
"Детские страхи"
"У семи нянек дитя без глазу" (как научить ребенка придерживаться норм и правил?)
"Игры на свежем воздухе, игры на любой вкус"
"Создайте ребенку праздник!" (как организовать детский праздник)
"Мифы и реальность о детской сексуальности"
"Купите мне, купите мне, братишку и сестренку! Послушайте родители своего ребенка" (отношения сиблингов)
"Ваша поддержка ребенку - ступень к его успеху; или как вырастить лидера?"
"Что говорят психологи о детских рисунках"
"Как придумать сказку для ребенка?"
"Чего хочет ребенок?" (игра как диагностика потребностей)



 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное