Сегодняшний выпуск рассылки я решила посвятить сказкотерапии, которую мы вовсю используем в наших программах.
Сказкотерапия - относительно новое направление практической психологии, которое в последнее время завоевало особую популярность у психологов, психотерапевтов, педагогов, воспитателей. Давайте попробуем определить, что же такое эта сказкотерапия, и гдн мы с ней встречаемся в своей жизни.
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии:
Прежде всего, сказкотерапия - древнейший способ социализации и передачи опыта. Это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах.
Слушая их, ребенок проживает различные жизненные ситуации еще до того, как столкнется с ними в жизни.
В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений, и здесь сказкотерапия выступает как инструмент развития.
Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать или рассказывать им одну и туже сказку по многу раз. Этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание в некоторых психотерапевтических подходах.
И наконец, придумывание, сочинение, продолжение сказки является одним из способов, используемых в психотерапии для того, чтобы клиент в процессе работы со сказкой самостоятельно нашел решения своих жизненных трудностей и проблем.
В Музее Леса Сказкотерапия используется нами как вспомогательный инструмент, помогающий детям не просто посмотреть на животных и лес, но и соприкоснуться с этими живыми существами, лучше понять их и себя. Сначала мы показываем живых животных, позволяем детям пообщаться с ними. Потом разыгрываем сказку, соответствующую
возрасту и потребностям детской группы. При этом дети могут слушать, принимать участие в качестве героев сказки, досочинять сказку или изменять ее течение. При этом их лица удивительным образом светлеют, становятся живыми и добрыми.
Сказочные игры позволяют формировать ценностные ориентиры и нравственные аспекты психики; развать творческий потенциал и стабилизировать эмоциональне состояние. Ребенок начинает физически ощущать себя частью нашего большого мира, он становится ему ближе и понятнее. Подобных эффектов невозможно достичь за столь
короткое время, обучая традиционным способом или читая нотации. В сказочном мире обучение происходить походя, само собой.
Но, самое главное, - в связи с тем, что в человеке все взаимосвязано, то гармонизация эмоционального состояния приводит к улучшению физического здоровья ребенка, нередко исчезают симптомы психосоматических заболеваний и как следствие – ребенок реже болеет.