Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что мы говорим нашим детям


Информационный Канал Subscribe.Ru

Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки malysh_rastet@rambler.ru (пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
!!! В выпусках действует правило публикации писем с координатами авторов, чтобы читатели могли продолжить дискуссию за пределами рассылки. Если Вы не хотите указывать свой e-mail для обратной связи, обязательно сообщите об этом. По умолчанию адрес указываться БУДЕТ.
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка и Гера (она же автор "Малыш растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.

БэбиМания - www.babymania.ru

Электронная библиотека "Клуба профессиональных родителей"

Выпуск 155

  12 Августа 2004 г.

Всем здравствуйте! Сегодня с Вами после долгого перерыва снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки. Сегодняшний выпуск будет целиком посвящен нашему общению с нашими же детьми.

Что мы говорим нашим детям
Волшебные фразы - 2


Что мы говорим нашим детям

               Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же "в глаза" бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное. Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам: В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

    "Осторожно!" - кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. "Мир вокруг тебя полон опасностей!" - слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

    "Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???" - высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: "Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо". 

    "Успокойся! Не плачь!" - утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

    "Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!" - заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

    "Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!" - осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: "Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй".

    "Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)". И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится. Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных - не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу...). Первые штук пять "мечт" пошли хорошо, дальше - хуже. В итоге я "наскребла" около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно - два желания. Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: "А больше тебе ничего не надо?" Тут же услышала: "Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться..." Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

    "Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама". И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: "Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю". Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т.д.)?

        Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза - то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой - все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите. Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо
1. осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка
2. перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем
3. сказать это по-новому.

        Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать: "Осторожно! Не лезь так высоко!" Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: "Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?" Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: "А так тебе не страшно? А так?" При этом она себя чувствует ужасно смелой.
        Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется. Так вместо того, чтобы допрашивать: "Чего ты плачешь? В чем дело?" лучше сказать: "Вижу, ты очень расстроилась. Не хочешь мне рассказать причину?" Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: "Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?"

        И в заключении я хочу рассказать главное. Все это (а также многое другое, чем поделюсь в следующих выпусках) я узнала на курсе "Переориентация поведения детей" (другой вариант - "Радость воспитания"), который проводят Всемирные Центры Взаимоотношений. В основе тренингов ВЦВ лежит психология Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса (психологов с мировым именем). В частности, на курсе для родителей "Переориентация поведения детей" дается очень много практических знаний по принципу "что делать, если...". Упражнения на курсе позволят не только пропустить знания через голову, но и прочувствовать их, понять чувства ребенка в той или иной ситуации. Один из основных постулатов тренинга (и Р.Дрейкурса) в том, что у ребенка не бывает плохого поведения, а бывают ошибочные цели. Впрочем, об этом - в следующий раз (хотя рассказывать методику и упражнения курса я не буду - авторское право, как-никак).

 (c) Lora


Волшебные фразы - 2

Волшебные фразы - 1 вы можете прочитать в выпуске 146 от 28 июня

Анжелика (Россия, г.Барнаул): Когда-то давно на занятиях по возрастной психологии в университете нам дали список фраз, которые необходимо слышать детям для подстраховки от комплексов. Проверено на двух собственных детях - когда их говоришь, то даже недельный ребенок затихает и прислушивается. Только интонации должны быть соответствующие :-)

  Фразы, необходимые детям от 9 месяцев до 3 лет
1. это правильно и хорошо быть любопытным, я сделаю твои исследования безопасными
2. я люблю тебя именно таким, какой ты есть
3. я здесь для того, чтобы позаботиться о том, что тебе нужно
4. тебе не надо брать на себя мои заботы
5. очень правильно и хорошо, чтобы о тебе заботились 
6. правильно и хорошо говорить ?нет?, я рад/а, что ты хочешь быть самим собой
7. мы в полном порядке, когда сердимся, мы решим наши проблемы
8. с тобой все в порядке, когда ты чувствуешь испуг
9. с тобой все в порядке, когда ты делаешь что-нибудь по-своему
10. ты в полном порядке, если печалишься, что вещи не слушаются тебя
11. я не оставлю тебя ни за что на свете
12. ты можешь быть самим собой, рассчитывая на то, что я буду рядом
13. я люблю смотреть, как ты учишься ходить, говорить, я люблю наблюдать, как ты начинаешь взрослеть
14. я люблю и ценю тебя 

Lora: Хотелось бы добавить вот что. Лично мне трудно представить себя, говорящую вслух своей дочери некоторые из этих фраз. Думаю, что их предназначение в том, чтобы родители имели в виду и общались с ребенком в соответствии с этими принципами. Например, если ребенок говорит вам "нет", то следует вспомнить, что "нет" - это правильно и хорошо и не надо ребенка переубеждать и заставлять делать так, как нам удобно (есть когда едим мы, идти по той дороге, по которой нам привычнее и так далее).             


Всемирные Центры Взаимоотношений

    Всемирные Центры Взаимоотношений основаны в 1975 г. американским психологом Биллом Ридлером, учеником и последователем Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса. 
    Цель Центров - помогать людям находить свое место и предназначение в этой жизни, с тем, чтобы они научились сотрудничать с окружающими людьми.
    Деятельность Центров имеет 13-летний опыт работы в России. За это время накоплен богатейший опыт работы со взрослыми и детьми. В настоящее время на территории бывшего СССР работает более 30 Центров. Вот телефоны некоторых из них:

головной центр в России - Санкт-Петербург:  +7 (812) 235-42-42;  +7 (812) 235-32-80;  факс +7 (812) 230-82-66 
Москва: (095)450-87-85; (095)518-45-47; 8-903-766-72-04
Казань: Журналистов,1-503 т.72-41-03; д. (8432) 19-66-94; м. 8-927-240-60-98; radagashev@mail.ru  
Екатеринбург: (343)341-45-33; 375-26-99; vcv@bk.ru 
Чебоксары: пейджер (8352) 66-55-11 абон. 4477;  uyo@yandex.ru
Череповец
: (8202) 57-79- 14; факс (8202) 57-36-49
Челябинск: (3512) 65-92-64
Новосибирск: (3832) 51-41-5; факс(3832) 23-58-32; libra333@online.sinor.ru; д./факс (3832) 66-82-60; dima@promix.ru 
Ростов-на-Дону:  8-928-939-86-21; (8632) 32-69-30; klesheva@rambler.ru 
Нижний Новгород: д. (8312) 56-82-61; р. 8-831-909-25-16; olga.lokshina@fiat.com; n-khebneva@mail.ru 
Ижевск: д. (3412) 305-306; ; nadi1p@udm.net  
Снежинск (Челябинская обл): д. (35172) 2-31-39; DINA.SNZ@mail.ru 
Волгоград:  (8442) 94-94-04

Киев: д. (380 44) 248-32-84; р. (380 44) 531-77-42; tots@carrier.kiev.ua 
Донецк: д. (380 62) 385-46-04; р. (380 62) 345-96-37; факс 385-42-15; alex@selekt.donetsk.ua 

Минск: д. /факс (375 17) 236-01-59; офис (375 17) 211-82-66; (375 17) 260-88-18; д. (375 17) 221-24-90; д. (375 17) 289-32-23

Таллинн: д. (372) 600-45-54; м. (372) 556-00-546; Центр (372) 648-52-03; Центр (372) 556-079-33; grcestonia@hot.ee                


       Цитата выпуска

        С чего это мы взяли, что для того, чтобы ребенок вел себя лучше, прежде всего мы должны заставить его чувствовать себя хуже?

курс "Переориентация поведения детей" Всемирных Центров Взаимоотношений


Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru

Lora


Приглашаем поманьячить на нашем сайте  www.babymania.ru


Вас ждут форум, галерея постоянных читателей, детский гороскоп, клуб профессиональных родителей, новости со всего света и еще много интересного и полезного.
Почти каждый день, благодаря неугасаемым идеям основательницы сайта Мираэль, здесь появляются новые удобные штучки, заглядывайте к нам почаще.
(сайт не дублирует выпуски наших рассылок и живет собственной жизнью)


Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки:
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

Наш архив пополняется номер за номером: http://subscribe.ru/archive/home.child.family/
много полезного и в огромном архиве рассылки "Малыш растет":
http://subscribe.ru/archive/home.child.babyland/

Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство

На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.

РассылкиSubscribe.Ru
Малыш растет. Рецепты и советы для самых маленьких
Новости сайта "БэбиМания"
Американский дневник. Взгяд на Америку изнутри.
"Дамский угодник". История ювелирных украшений. От авторов.

Консультации 
детского гастроэнтеролога профессора М. Ю. Денисова

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное