Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Фактор матери" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Семейное образование Программа
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Всем привет!
Публикую программу уникального курса «Базовое
педагогическое образование для родителей», который организует Академия для родителей.
Кстати, Академия для
родителей проводит занятия и для малышей «Читать,
считать, писать - ИГРАЮЧИ» по методикам Зайцева Н.А.(«Кубики Зайцева»).
«К чтению малыш придет быстро и читать будет с удовольствием. Он поверит, что учеба
вообще – это очень интересное занятие.
На занятиях дети находятся в игре и в движении, не нарушается осанка, не
искривляется позвоночник; ребенок раскрепощается, и открываются все каналы
восприятия: зрение, слух, ощущения, усиливается кровообращение, активизируется
умственная деятельность. Ребенку интересно, он радостно и увлеченно читает, а
потом – считает, а потом – пишет. И все – сам!
Дети двухлетки зачитывают в течении 3-6 месяцев,
трехлетки - в течении 1,5 месяца, пятилетки в течении одного месяца, шестилетки
в течении двух недель. Часто малыши зачитывают с первого занятия».
оБъЕдИнеНие «оБРаз
жИзНи»
и АКАдеМИя для РоДИТелей
представляют:
Существует два вида стойкого
наследства, которые мы можем
надеяться передать своим
детям:
один – это корни, второй – крылья.
ПЕДАГОГИКА
ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСТВА
Программа образовательного
курса для родителей
Основные задачи курса
§
Подготовка
родителей к воспитанию здоровой и творческой личности.
§
Понимание
родителями актуальных потребностей детей;
§
Создание
у детей устойчивой внутренней установки на здоровье и созидание;
§
Формирование
у детей «ядра» личности – основы здоровой и творческой личности.
§
Овладение
родителями педагогическими средствами и методами, обеспечивающими формирование
здоровой и творческой личности.
Основной
метод – проблемное обучение,
построенное в соответствие с актуальными потребностями родителей.
После
прохождения курса РОДИТЕЛИ
§
смогут
ответить себе на все вопросы «Как?», связанные с воспитанием
ребенка;
§
будут
заранее готовы к этапам роста, через которые предстоит пройти ребенку;
§
обретут
уверенность, поскольку
будут твердо знать, что дают ребенку самое необходимое.
Объем
курса – 32 часа.
Примерное содержание курса
Тема 1. Презентация
программы.
Чего родители ожидают от воспитания? Зачем
родителям учиться? Чему родители хотят научиться и научить своих детей? Почему только родители способны взять на себя
ответственность за результат воспитания своих детей? Роль родителей в
воспитании своего ребенка. Воспитание – приоритетная обязанность отца.
Вопросы родителей по программе, пожелания к
содержанию образовательного курса.
Фрагмент занятия:
Чаще всего «сознательные»
родители стараются воспитать в ребенке те качества, которые устраивали бы их
самих (родителей). Им кажется, что они лучше знают, каким должен стать их
ребенок и чем может заниматься в будущем. Такое понимание сущности воспитания,
как правило, приводит родителей к использованию «принуждения» в качестве
основного метода педагогического воздействия на своего ребенка. Проблема
состоит в том, что метод «принуждения» (как доминирующий метод воспитания)
противоречит внутренним побуждениям (потребностям) детей и деформирует их
мотивационную сферу. В результате у них начинают преобладать ложные стремления,
что обусловливает образование отрицательных черт характера и различного рода
вредных привычек.
Тема 2. Формирование «ядра»
личности
«Какой мой ребенок?» (субъективная характеристика). «Воспитание ребенка в семье» (субъективное
понимание).
Новый поход к воспитанию: Воспитание как
процесс формирования «ядра» личности. Актуальные
потребности ребенка. Как понять,
что необходимо воспитывать в ребенке
на каждом этапе его развития? Подходы к
воспитанию ребенка с учетом его актуальных потребностей. Как наиболее
эффективно для ребенка использовать каждый этап его развития? Направлять, но не
принуждать.
Фрагмент занятия:
Подлинная задача воспитания
состоит в том, чтобы помочь своему ребенку вырасти в «самого себя» и самостоятельно
определиться в жизни. Для этого принципиально важно, чтобы педагогическое
воздействие родителей (а также школы, как воспитательной системы)
соответствовало бы актуальным потребностям детей. Именно базовые (основные) потребности
человека в саморазвитии, самопознании, самоопределении и др. (а вовсе не
знания, умения и навыки и даже не интеллект) составляют «ядро» его личности. А
поскольку в детстве, отрочестве и юности у человека актуализируются (становятся
доминирующими) разные потребности, то, соответственно, и воспитание детей,
подростков и молодых людей следует строить принципиально различно.
К сожалению, в реальной
педагогической практике этого не происходит. Поэтому «вырастающий человек» во
всех отношениях бывает хуже, чем мог бы стать при правильном воспитании.
Тема 3. «Педагогика
детства»
Основные средства воспитания
дошкольника и младшего школьника. Примерные игровые и творческие занятия для
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Как воспитывать в ребенке
необходимые качества? Как формировать мотивацию творчества? Как побудить
ребенка к наиболее полному проявлению своих способностей? Как создать курс
обучения для своего ребенка?
Формирование здорового образа
жизни детей.
Практикум.
Фрагмент занятия:
Ребенок (в силу доминирующих
у него сложнейших биологических потребностей в игре, подражании, саморазвитии и
др.) склонен жить только сегодняшним днем, причем жить (что принципиально важно
отметить) не в реальном, а в сотворенном им же самим мире. Поэтому он охотно
выполняет любую работу, если она построена в форме игры или творчества.
В качестве примера приведем
сочиненную нами тематическую сказку.
Педагогическая задача
состоит в том, чтобы побудить ребенка к ее «сочинению» (для этого в процессе
пересказа необходимо задавать ему вопросы, сообщать дополнительную информацию,
чтобы он почувствовал себя «творцом» сказки).
Про Кота.
В одной деревне у хороших
хозяев жил Кот. Кот был умный, но ленивый… (Вопрос: «Почему умный Кот был ленивым?»)
…Когда-то (несколько лет назад) еще котенком
его взяли в хозяйский дом. Когда Кот повзрослел, он сделал то, что ему было и
положено – выловил в доме всех мышей и крыс. (Вопрос: «Как отнеслись к этому хозяева?»). Это очень обрадовало
хозяев, и они стали Кота ценить и уважать, хорошо кормили и не ограничивали его
свободу. Кот совсем успокоился и разленился, только ел и спал. Причем, спал,
где хотел, оставляя после себя свой кошачий запах. Чувствуя запах Кота, мыши и
крысы обходили его дом стороной. И постепенно Кот стал совсем
забывать свои «кошачьи привычки»…(Вопрос: «Почему
опасно забывать свои полезные привычки?»).
Но вот однажды хозяева в
спешке уехали в город. Они так торопились, что про Кота забыли. А когда по
дороге вдруг о нем вспомнили, то решили, что он не пропадет и наловит себе в
поле мышей…
А ничего не подозревавший
Кот в отсутствии хозяев только спал. Проснется – нет хозяев! И опять
заваливается спать… Но через несколько дней он совсем
проголодался и спать больше не мог. Ничего не найдя поесть в доме, Кот решил
вспомнить молодость и поймать себе на обед мышь. (Вопрос:
«Как Кот решил ловить мышь?»). Вышел он в поле, нашел
мышиную нору и притаился возле нее так, чтобы его не было видно…
Пролежал Кот возле норы полдня, а мышь только
нос из норы высунула, понюхала воздух, скрылась и больше не появлялась. Ни с
чем вернулся Кот в дом. И стал думать, что делать дальше… (Вопрос:
«О чем стал думать Кот?»). Поскольку
он был умным Котом, то даже на голодный желудок к нему пришла мысль, как выманить
мышь из норы…(Вопрос: «Какая мысль пришла Коту в
голову?»).
Пошел Кот на помойку и нашел
там кусочек засохшего сыра. Ночью он положил этот кусок сыра недалеко от
мышиной норы и стал ждать. Не прошло и несколько минут, как мышь выскочила из
норы и бросилась к сыру. Но не тут-то было… Кот прыгнул и добыча была в его
лапах… Теперь Кот был уверен, что голодным больше не
будет…
Ключевые вопросы : 1) Почему первый раз мышь
не вышла из норы, хотя не видела Кота? 2) Что забыл сделать Кот перед охотой на
мышь? 3) Почему мышь попалась на «приманку» Кота?
Ответы на ключевые вопросы: 1) Мышь почуяла запах кота и убежала. 2)
Кот перед охотой не помылся (не вылизал себя, чтобы устранить собственный
запах). 3) Мышь почувствовала запах сыра, который
оказался сильнее запаха кота.
Тема 4. Семья как среда
воспитания детей
«Моя семья» (самоанализ).
Характеристика благополучной и
неблагополучной семьи. Кризисы семейной жизни. Как построить крепкую
(благополучную) семью? «Все благополучные
семьи похожи…».
Как регулировать супружеские отношения?
Можно ли жить без ссор (упражнения для обоих супругов). Упражнения, помогающие
супругам углубить взаимоотношения.
Фрагмент занятия:
Воспитание ребенка в семье
происходит не только в процессе организованных родителями занятий и
мероприятий. Ребенка воспитывает сама домашняя среда, в которой он живет.
Отсюда вполне логично думать, что в благополучных семьях должны вырастать
здоровые, а в неблагополучных, наоборот, не здоровые дети. Что
это именно так, обосновать несложно: достаточно понять, какая семья может
считаться благополучной, а какая нет (ниже представлено несколько фрагментов,
характеризующих «благополучную» и «неблагополучную» семью).
…В благополучной семье все
ее члены (родители и дети) чувствуют себя лучше, чем где бы то ни было. Их дом
уютен, наполнен светом и предназначен для любви, радости и отдыха. Здесь они
находят сочувствие, понимание и поддержку
(даже, если жизнь вне дома складывается не очень удачно), набираются сил
и вновь обретают уверенность. Ощущение благополучия основывается на взаимной
любви и заботливости, полном согласии и открытости. Родители и дети
благополучной семьи наполнены энергией,
чувствуют себя свободными, уверенными и красивыми. Весь
их вид (осанка, походка, лицо, взгляд, голос) свидетельствует о том, что они
счастливы…
…Отсутствие любви между
мужем и женой – главная причина неблагополучия семьи. В этом случае муж и жена
живут друг с другом по обязанности. Любовь в лучшем случае имитируется ими с
помощью внешней приветливости и подчеркнутой заботливости. В семье отсутствует
взаимоуважение (родители и дети неадекватно оценивают себя и не высоко ценят
друг друга). Поэтому в их отношениях нет душевной теплоты, искренности и
отзывчивости. Отдельные члены семьи могут не видеться целыми днями, хотя живут
под одной крышей. Если не каждый, то многие из них живут как бы сам по себе,
скрытно и изолировано, стараются реже общаться с другими членами семьи и меньше
рассказывать о себе. Те, кого тяготит общение в семье, обычно предпочитают
больше заниматься работой, учебой или погружаться в какие-то домашние дела.
Отсюда чувство одиночества, неизменным спутником которого являются тревожность
и враждебность…
Тема 5. Воспитание
родительских чувств
Компоненты зрелой материнской
сферы. Формирование материнской сферы. Компоненты зрелой отцовской сферы.
Формирование отцовской сферы. Самоанализ.
Почему возникают отклонения в
сексуальном развитии? Половое воспитание.
Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек? Как рассказать ребенку
о сексе? Когда это лучше делать?
Практические рекомендации.
Фрагмент занятия:
Формированием
у своего ребенка материнской и отцовской сферы следует заниматься с
младенчества. Кратко этот процесс можно представить следующим
образом: от тактильного взаимодействия с матерью (в младенчестве), подражания
взрослым и игровой (полоролевой) деятельности (в
детстве); через познание себя в качестве потенциальной матери (или
потенциального отца) и понимание сущности материнства и отцовства (в отрочестве);
к реализации своих родительских функций в семейной жизни (в юности и взрослости).
От полноты и правильности осуществления названных
этапов зависит сексуальная зрелость и психологическая готовность женщины и
мужчины к тому, чтобы иметь своих детей…
Почему у детей возникают
отклонения в сексуальном развитий? Этот вопрос волнует
многих родителей. Для примера рассмотрим вопрос формирования у ребенка «гомосексуальных
наклонностей».
…В подростковом и юношеском
возрасте многие мальчики и девочки
(прежде всего из-за застенчивости) могут испытывать трудности в общение с
ровесниками другого пола. Такие ребята охотнее собираются в однополые группы. В
этих условиях между ними могут складываться
отношения, похожие на гомосексуальные связи (они подчеркнуто нежно обращаются
друг к другу, целуются и обнимаются). В большинстве случаев такое поведение
обусловлено не гомосексуальными наклонностями, а стремлением лучше оценить (на
примере изучения похожего человека) собственные соматические и психологические
особенности. Поэтому большого вреда в таких отношениях нет. К тому же они
быстро проходят. Другое дело, когда объятия и поцелуи однополых людей в
подростковом и юношеском возрасте начинают сопровождаться взаимной
мастурбацией. В этом случае возникает опасность формирования у них гомосексуальных
установок.
Гомосексуальные наклонности
(если они вообще проявляются у какого-либо человека) возникают у него уже в
подростковом возрасте. Во многом возникновение гомосексуальных наклонностей
обусловлено неправильным воспитанием в семье (или
например, в детском доме), в результате которого у ребенка формируется
тревожно-враждебное отношение к противоположному полу и образуется ложная
половая мотивация…
Тема 6. «Семейная
педагогика»
Семинар: 1) Воспитание
физически здорового ребенка; 2) Воспитание психически здорового ребенка.
Как мотивировать ребенка
сохранять и укреплять свое здоровье?
Как мотивировать ребенка на
нравственное поведение?
Фрагмент занятия:
В качестве примера приведем сочиненную
нами тематическую сказку. Напомним, что педагогическая задача состоит в том,
чтобы побудить ребенка к ее «сочинению» (для этого в процессе пересказа
необходимо задавать ему вопросы, сообщать дополнительную информацию, чтобы он
почувствовал себя «творцом» сказки).
Про двух Грифов
Жили два Грифа. Один был
старый, другой – молодой. (Вопрос: «Почему
они жили вместе?»).
Днем они находили добычу
(обычно это была не доеденная львами антилопа), обедали и отдыхали. Старый Гриф
ел не спеша, мелкими кусочками, никогда не переедал,
даже, если пища оставалась. А молодой Гриф спешил набить свой желудок, ел
быстро и много, другим пищу не оставлял…
После обеда оба Грифа обычно
отдыхали. Старый Гриф ходил по земле и махал крыльями, подставляя их жарким
солнечным лучам. (Вопрос: «Почему он
так поступал?»). А молодой Гриф прятался от солнца в пещере и спал. (Вопрос: «Почему так поступал молодой
Гриф?»).
Так проходило время. Старый
Гриф оставался бодрым, сильным и красивым. А у молодого Грифа перья стали
выпадать, силы убывать, и он начал болеть…
Понял старый Гриф, что
происходит с молодым Грифом и решил ему помочь –
научить его правильно жить.
Ключевой вопрос: О чем рассказал старый Гриф молодому Грифу?
Ответ на ключевой вопрос: «Никогда не передай. А после еды принимай
«солнечные ванны», чтобы дезинфицировать свое тело (убить гнилостные
бактерии)».
Тема 7. Обучение детей
здоровому питанию
Современные подходы к питанию.
Пища как «информация». «Информологический» подход к питанию.
Практика питания: анализ и самоанализ. Обучение правильному питанию. Как
научить детей любить и выбирать здоровую пищу? Практические рекомендации.
Фрагмент занятия:
…На человека (наряду с сенсорным и вербальным
потоками информации) воздействует и структурный
поток информации – это компоненты пищи и вдыхаемого воздуха, поступающие,
соответственно, через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему.
Структурная информация (как и любая другая) может быть полезной, нейтральной или
вредной для организма человека, а ее объем оптимальным, избыточным или
недостаточным. Поэтому человеческий организм имеет определенную «пропускную
способность» и защищенность от неблагоприятных последствий резких изменений
количества и качества структурной информации (в виде пищи).
С оздоровительной точки зрения человеку выгоднее
употреблять пищу, которая содержит больше «структурной информации». К такой
пище относятся прежде всего продукты, в которых после промышленной обработки
сохраняется больше биологически активных веществ, а кроме того дикорастущие съедобные растения и пищевые добавки естественного
происхождения. В то же время индивиду важно употреблять в пищу не просто
богатые в структурном отношении продукты, а те из них, которые вызывают в его
организме наименьшее напряжение адаптационных механизмов…
Тема 8. Семья и школа
«Какая школа нужна моему ребенку» (субъективное понимание). Как
предупредить у ребенка психические расстройства и «вредные привычки», связанные
с обучением в школе? Как строить взаимоотношения с учителями?
Фрагмент занятия:
Последние исследования
показывают, что традиционная (принудительная по форме) система школьного
образования противоречит базовым потребностям занимающихся (особенно в
начальных и средних классах). В такой школе на уроках дети в основном заняты
малоинтересными делами: они либо стараются запомнить определенную информацию
(которая, как оказывается, практически
не нужна им в текущей самостоятельной жизни), либо вынуждены выполнять
однообразные упражнения (чтобы сформировать какое-то умение, которое также не
актуально для них в настоящее время). «Воспитательный эффект» от такого
обучения чаще всего бывает отрицательным. Происходит деформация мотивационной
сферы школьников и доминирующей у них становится ложная мотивация: достичь
любыми средствами (даже путем обмана) положительных отметок, создать имитацию
активности на уроках, угодить учителю, чтобы сохранить с ним хорошие отношения,
или, наоборот, «поиграть на его нервах», чтобы испытать от этого острые
ощущения негативного свойства. В результате такого воспитания дети перестают
быть «самими собой». И это отрицательно сказывается на их
нравственно-психическом состоянии.
Понятно, что описанная
«школьная воспитательная система» не может устраивать родителей. В этой связи
для многих из них вполне обоснованной становится проблема поиска для своего
ребенка подходящей школы. Разумеется, выбирать надо такую школу, в которой
учителя не только формируют у учеников прочные знания, но и должным образом
заботятся об их здоровье… Одновременно родителям надо постоянно интересоваться
самочувствием и настроением своих детей. Соответственно, им следует уметь
оказывать своим детям необходимую морально-психологическую помощь в преодолении
тех негативных психических и физических состояний, которые у них могут
возникнуть в школе. А также суметь предъявить претензии учителям школы, если
они недостаточно учитывают актуальные потребности детей.
Тема 9. «Педагогика
отрочества и юности»
Как обеспечить правильное
воспитание детей в подростковом и юношеском возрасте в условиях семьи? Как
помочь им преодолевать трудности, связанные с учебой, половыми отношениями,
недоброжелательностью других людей? Как научить их «оставаться воспитанными» в различных жизненных ситуациях? Как сформировать у них
здоровый образ жизни?
Фрагмент занятия:
В
подростковом возрасте у человека формируется самосознание и вырабатывается свой
индивидуальный образ жизни. Это наиболее ответственный этап в воспитании.
Вследствие неправильного (или недостаточного) воспитания у подростков может
происходить деформация мотивационной сферы (об этом уже говорилось выше), что
служит «первопричиной» образования вредных привычек, в том числе пристрастия к
курению, алкоголю, наркотикам…
В юношеском
возрасте приоритетной в воспитании становится задача подготовки молодых людей к
созданию семьи. Решением этой задачи родители, как правило, практически не
занимаются, обычно, из-за собственной педагогической необразованности.
Как решать
эту задачу? В качестве примера приведем содержание двух тренингов.
Тренинг для юношей
Вспомни знакомую девушку,
которая тебе нравится. О чем и как ты с ней разговаривал в последний раз:
Интересовался ли ее настроением? Улыбался ли ей? Называл ли ее по имени? Умел
ли выслушать собеседницу до конца? Побуждал ли ее говорить о себе? Говорил ли
на интересующую ее тему? Делал ли ей комплементы? А может
быть ты сумел оказать ей какую-нибудь услугу или в чем-то помочь? На
основании проведенного анализа построй модель будущих отношений с этой (или
другой) девушкой.
Чаще проводи анализ своего
полового поведения и вноси во взаимоотношения нужные коррективы. Постепенно у
тебя сформируется свой «стиль ухаживания…».
Тренинг
для девушек
Представь, что ты попала в
Страну Любви. Подумай, чем здесь занимаются люди, к чему они стремятся, как
себя ведут, как выглядят, о чем говорят, как относятся друг к другу. Каких
знакомых ты можешь встретить в этой Стране? Погуляй и понаблюдай за ними.
Запиши свои наблюдения. В заключение в произвольной форме напиши, как бы ты
вела себя в этой Стране, чтобы найти и завоевать «своего мужчину».
Тема 10. Подведение итогов.
«Какой мой ребенок?» (субъективная характеристика). «Воспитание ребенка в семье» (субъективное
понимание). Сравнительный анализ «записок» родителей до и после прохождения
образовательного курса. Обсуждение пройденного курса. Ответы на вопросы.
Фрагмент занятия:
Сравнительный
анализ записок, составленных родителями вначале курса и после его окончания,
должен показать, что у них сформировалось новое (научное) понимание сущности
воспитания своих детей и готовность заниматься этой приоритетной для них
деятельностью с интересом, творчески.
Авторы
и преподаватели курса:
ЗАЙЦЕВ Георгий Кирович,
доктор педагогических наук,
ЗАЙЦЕВ Антон Георгиевич, кандидат медицинских
наук.
Сведения
об авторах
ЗАЙЦЕВ ГЕОРГИЙ КИРОВИЧ
Доктор педагогических наук, ведущий научный
сотрудник Института образования взрослых Российской Академии образования, зав.
кафедрой Национального института здоровья (Санкт-Петербург). Автор более 150
публикаций по валеологии и смежным с ней дисциплинам,
в том числе 20 книг для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста,
родителей, учителей, студентов и курсантов: «Ребята, растите здоровыми!»,
«Твои первые уроки здоровья», «Уроки Мойдодыра»,
«Уроки Айболита», «Уроки Знайки», «Твое здоровье»,
«Школьная валеология», «Валеология
(Культура здоровья)», «Валеология взросления» и др.
ЗАЙЦЕВ
АНТОН ГЕОРГИЕВИЧ
Кандидат медицинских наук. Автор около 100
публикаций по медицине и валеологии. Соавтор учебных
пособий по валеологии для школьников, студентов и
курсантов: «Твое здоровье: Укрепление организма», «Твое здоровье: Регуляция
психики», «Твое здоровье: Формирование сексуальности», «Педагогика счастья (Валеология семьи)», «Теория и практика здоровья» и др.
Успехов,
Евгения
Москвина
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: home.child.emoskvina |
Отписаться |
В избранное | ||