Сегодня предлагаю обсудить очень серьезный аспект... игры. Игры, как фактора взросления ребенка.
Существует полушутливое высказывание, что те, кто увлеченно играл в детстве, увлеченно работает, став взрослым. Поэтому детские увлечения - это не ничего не значащее времяпрепровождение. Говоря о развитии ребенка, нельзя недооценивать игру. Недаром педагоги дошкольных учреждений строят обучающие занятия в игровой форме. Ведь играя, ребенок обучается радостно,
а не из-под палки. Вспомним и другую поговорку: «Он выполняет свою работу легко, словно играючи». Все берет начало из детства. Игру можно сравнить с подготовкой к взрослой жизни. И животные, и люди в детстве много хулиганят, прежде чем стать взрослым. Как работа у родителей, так у ребенка игра – основная форма деятельности, а вовсе не баловство от безделья.
По мере взросления детские игры становятся все серьезнее. Сначала это погремушки или все, что попадется под
руку, потом - конструкторы, куклы и машинки, потом - ролевые игры в школу, больницу и парикмахерскую. И вот ребенок уже пошел в школу и начинает учиться, то есть - работать уже более серьезно, но используя при этом полученные в детских играх знания.
Детские игры отличает то, что ребенок погружается в них полностью и очень увлеченно вживается в свою новую роль. Во время игры его почти невозможно зазвать на обед или уложить спать, он попросту забывает обо всем. Не каждый взрослый с
таким упоением занимается своей работой. Если попытаться насильно отрывать чадо от игры, не стоит удивляться злой реакции: ребенок получал большое эмоциональное удовлетворение от своей детской работы, а его заставляют все бросить и пойти заниматься более серьезными вещами – серьезными с точки зрения взрослых. В такие моменты происходит столкновение между детским и взрослым мирами. Взрослый уверен, что ребенок занят ерундой – и лучше бы он сел за уроки. Ребенок же воспринимает это так, словно родители
ему не дают заниматься главным делом его жизни.
Выход из этой ситуации такой: не стоит заходить в комнату и требовать «сию минуту заняться полезным делом», а предупредить за несколько минут, что хорошо бы прекратить игру и сделать другое дело, причем назвать, какое именно. Так ребенок будет подготовлен к тому, что игру нужно завершать; у него появляется время перестроиться с одного вида деятельности на другой. А если новую деятельность ребенок воспримет как действительно
полезную, он примется за нее не менее увлеченно.
Есть и такой прием: ребенок сначала играет в то, будто он ест ложкой, а уже потом действительно ест, используя полученные в игре навыки. Кроме получения практических умений, ребенок познает в игре собственное тело: знает, на что способны пальчики, руки, ноги, язык, какие звуки он может издавать, особенно это касается самых маленьких. Если Вы слышите, малыш бормочет что-то несвязное – он не балуется, он удивлен, что может
произносить такие звуки, и повторяет их снова и снова.
Самая любимая и продуктивная из более «взрослых» игр – это помощь маме и папе, то есть любая совместная работа со взрослыми. Кроме дополнительных важных навыков ребенок осознает чувство собственной полезности, чувствует себя наравне со взрослыми. И однажды даже сможет внести неожиданные полезные предложения, которые нужно обязательно поддержать.
Итак, игра активизирует взросление ребенка, тренирует
его нервную систему, учит противостоять огорчениям и узнавать новое, поэтому не стоит ее недооценивать.