Давайте отвлечемся от взрослых праздников и вспомним о детских :)
Знаете ли вы, какой интересный день предстоит 14 мая? Кроме того, что это неофициальный день фрилансеров, это еще и день рождения Габриеля Даниеля Фаренгейта - да-да, того самого Фаренгейта, по чьим стопам в термометре стали использовать ртуть.
Казалось бы - при чем тут дети? А ведь этот день можно использовать как отличный повод для проведение с ребенком маленьких, но увлекательных и поучительных ЭКСПЕРИМЕНТОВ!
Вы не знаете, как это сделать? Сейчас узнаем!
Само собой, эксперименты должны соответствовать возрасту - иначе малыш просто не поймет, о чем речь :)
К примеру, эксперимент "Что в пакете?" подойдет детям уже с двух (а то и меньше) лет.
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Возьмите пустой полиэтиленовый пакет. Обсудите, что находится в пакете. Отвернувшись от ребенка, наберите в пакет воздух и закрутите (завяжите, закрепите прищепкой...) открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Покажите ребенку наполненный воздухом закрытый пакет и повторите свой вопрос: что находится в пакете? Откройте пакет — в нем ничего нет. Когда вы открыли пакет, тот перестал быть упругим. Почему это произошло? Оказывается, в нем был воздух! Спросите, почему кажется, что пакет пустой (воздух
прозрачный, невидимый, легкий). Как вариант, пакет можно надуть и плотно заклеить пластырем/скотчем, чтобы не сдувался, а потом проделать дырочку - и наблюдать процесс выпускания воздуха уже в замедленном темпе. Такой способ позволит ребенку еще и ПОЧУВСТВОВАТЬ движение воздуха, если поднести руку к отверстию.
Экспериментаторство - это широкое поле деятельности и фантазии! Для маленьких детей привычные предметы, окружающие нас, могут служить открытиями в самых разных сферах!
Например, обычная крупа (которую дети любят в тишине раскидывать по полу :)). Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Для нас это - самое обычное действие? А для ребенка - настоящее открытие!
Или, к примеру, спички (для безопасности можно взять счетные палочки или зубочистки - что есть под рукой) и ... строим «сруб». Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Взрослым это неудивительно, а вот ребенок скорее всего никогда раньше подобного не видел! И ко всему прочему такими играми мы помогаем ребенку развивать мелкую моторику (не улыбайтесь! Мелкая моторика, это, например, и держание ручки при письме, и засовывание ключа в замочную скважину,
только мы с вами делаем это не задумываясь, а для ребенка это может быть настоящим испытанием...)
Еще занятия с обычными предметами обихода есть в следующих статьях:
* * *
Я с радостью прочитаю ваши рассказы о проведенных праздниках и экспериментах, а также письма с вопросами и пожеланиями по работе Эльфика и его рассылки в своем ящике elfik@elfik.by