Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Детская литература: Наши Добрые Дети Детям о музыке - Чудесная Лютня


Детям о Музыке

Детские песни онлайн 

Детские песни онлайн

 

СКАЗКИ О МУЗЫКЕ

"ЧУДЕСНАЯ  ЛЮТНЯ"

(по мотивам  алжирских сказок)

М. Моисеева

У бедного  кочевника бедуина был сын  по имени Альфарабби. Семья кочевала по песчаным просторам пустыни. То раскидывали  шатер и делали остановку, то навьючивали  верблюда и шли все вперед не только днем, но и ночью под высоким шатром звездного неба.

  Величава  и тиха пустыня. Но для того, кто  в ней родился, она не безмолвна. Альфарабби с младенческих лет улавливал  и отдаленный шелест песка, и шорох  проползающей ящерицы, и потрескивание камыша у соляной заводи.

  — Что это, что? — спрашивал он.

  Позднее он нередко оставлял товарищей и  веселые забавы, уходил один и бродил, вслушиваясь в голоса пустыни.

  Однажды ему встретилась другая кочующая семья, и Альфарабби увидел лютню.

  Когда он сам взял в руки инструмент и коснулся струн, они запели. Запели, как спрятавшаяся в ветвях залетная птица, как струи ручья, что пробивается среди скал.

  — Что это, что? — спрашивали теперь другие, услышав игру Альфарабби.

  Когда Альфарабби кончил, Али, которому принадлежала лютня, поднялся с земли и сказал:

  — Возьми эту лютню, пусть не замолкают  ее струны в твоих руках. Иди и  пой людям. Пой доброму и злому, пой справедливому и жестокому.

  С тех пор Альфарабби не расставался  с лютней.

  — Не из садов ли самого великого султана переманили вы к себе в пустыню лучшую его певунью? — не раз спрашивал встреченный в пути бедуин.

  — Нет, — отвечали ему, — нам не нужен и султанский соловей. У  нас есть наш Альфарабби.

  Однако  Альфарабби, казалось, было недостаточно того дара, каким наделила его природа. Все большего и большего требовала его душа, и он горько сознавал, что не всегда умеет выразить в звуках свои думы.

  Теперь  он ходил по всей стране, все больше и больше узнавал жизнь. Альфарабби исходил побережье, опоясывающее море зеленой каймой рощ и садов, исходил горные деревушки, прилепившиеся на отвесных скалах. Видел он слезы и радость, улыбку и страданье трудовых людей. Все это он хотел передать в песне.

  С тощим хурджином за плечами и  с небольшим запасом сухих фиников отправился Альфарабби в далекий путь.

  Пески пустыни и каменистые кручи, глухие заросли, безлюдные просторы степей и моря лежали на его пути. Все  трудности вынес Альфарабби, чтобы  только попасть в далекую страну, где жил великий мастер, постигший в совершенстве высокое искусство музыки.

  — Кто ты и откуда? И чего ты хочешь? — спросил тот, кого искал Альфарабби, когда с лютней в руках Альфарабби переступил его порог.

  — Я хочу одного, — сказал Альфарабби, — стать твоим учеником. Для этого я прошел долгий путь. Я из далекой страны, где солнце...

  — Остановись, — прервал учитель, —  не надо слов. Слова оставь поэтам. У  тебя лютня. Возьми ее и расскажи мне  песней про твою родину, про твой народ.

  Альфарабби  взял лютню и заиграл.

  Учитель слушал, покачивая седой головой, и время от времени ронял слова:

  — Вижу, вижу, — шептали его губы, — благоухающие сады в роскошном  весеннем наряде и тучные нивы. Откуда же стон? Да, то труженик под палящим  солнцем гнет спину на чужой земле... Альфарабби играл.

  — Это шумит водопад, — шептал учитель, — он низвергается в темную пропасть, и жутко заглянуть туда. А горы взлетают вершинами в самое небо...

  — Воды не находят для себя выхода, — опять волновался учитель, — они грозно разливаются вширь, затопляют все вокруг. Объятые ужасом, разбегаются люди... Альфарабби играл.

  — Вижу, — сказал учитель, — это  тонкое, как паутинка, каменное кружево, выточенное художником, чтобы украсить творение другого художника — зодчего... Так играл Альфарабби, а великий мастер слушал. Оба не замечали, как солнце заканчивало свой дневной путь. Когда угас последний луч, учитель сказал:

  — Ты рассказал мне все. Теперь я  знаю твою страну. Прекрасна твоя родина, и благороден твой народ.

  И принял великий мастер Альфарабби к  себе. Был Альфарабби самым прилежным из всех его учеников. Наконец настал день, когда учитель сказал:

  — Я дал тебе все, что мог.

  И так же, как когда-то Али, подаривший Альфарабби свою лютою, теперь учитель сказал ему:

  — Иди, Альфарабби, и пусть не умолкают струны в твоих руках. Иди к своему народу и играй людям. Пусть смеются и плачут, пусть танцуют и радуются под твою песню.

  Альфарабби  вернулся домой. Играл он так, что  из далеких краев стали приходить, чтобы его послушать. Люди приглашали певца к себе.

  Альфарабби ходил и играл. Светлая улыбка, которая появлялась на изнуренном лице каждого, кто слушал его музыку, была Альфарабби дороже любой награды.

  Султан, могущественный повелитель страны, любил  нежить свой слух музыкой. В его богатом  дворце было много певцов и музыкантов. Он слушал их песни каждый день.

  Слава Альфарабби дошла до дворца. Султан тоже пожелал послушать нового музыканта  и послал за ним послов.

  Но  Альфарабби не пошел к султану. Прошло сколько-то времени, и султан снова  послал за ним. Но Альфарабби опять отказался идти. Так повторялось несколько раз. Тогда султан разгневался.

  — Я великий султан, владыка на земле  и на море, я властвую над жизнью и смертью, кто посмеет ослушаться моих повелений!

  При этих словах султана все низко  склонили головы и не смели поднять глаз.

  — Я пошлю мою стражу, я пошлю  моих воинов, — сказал султан, —  и мне приведут музыканта. Тогда  он будет служить только мне.

  Раньше, чем султан успел привести в исполнение свои угрозы, людская молва донесла  до Альфарабби его слова. Но и угрозы султана не устрашили Альфарабби.

  Но  вот однажды, когда Альфарабби играл, а тонкая, как тростинка, девушка кружилась в танце и легкий шарф взлетал, подобно редеющему туману, над ее головой, Альфарабби услышал слова, заставившие его оборвать песню:

  — Или не знаешь ты, — услышал он, — что страшный час близок?

  — О чем говоришь? — спросил Альфарабби.

  — Видно, ты не знаешь, что старый Али  не успел склонить до земли свою голову, когда проезжал султан, — сказал пришедший. — И султан повелел снести непокорную голову. День казни близок.

  Альфарабби  больше не спрашивал. Он скинул свое платье, надел на себя рубище и пошел на этот раз к султану сам. Белоснежный  дворец султана блистал на солнце.

  — Я музыкант, — сказал Альфарабби, подойдя к страже, но не назвал своего имени. — Я пришел, чтобы усладить слух султана.

  Здесь, у входа, украшенного резьбой  по камню, такой тонкой, будто это  было кружево, одеяние Альфарабби выглядело  еще более жалким.

  Стража  не хотела его впускать.

  — Такие ли музыканты есть у нашего султана, — пересмеивались стражники, — только тебя тут недоставало.

  Но  Альфарабби не отступал, он настаивал, он требовал, чтобы доложили султану.

  Султан, который в это время слушал своих придворных музыкантов, сказал:

  — Впустите, пусть войдет.

  Едва  переступив порог и не совершив даже установленного приветствия, Альфарабби тронул рукою струны.

  С первых же звуков все, кто был тут, стали смеяться так, что никто  даже не заметил неучтивого поведения  вошедшего. Да и как они могли  упрекнуть музыканта, когда сами в неудержимом хохоте вели себя не так, как подобает в присутствии великого султана. Не мог ничего сказать и изнемогавший от смеха султан, сам державший себя сейчас совсем не так, как требовало его высокое положение.

  Вдруг Альфарабби оборвал песню и тут же снова коснулся струн. Вздохи, рыдания послышались в ответ со стороны слушавших. Слезы страдания заблестели в глазах.

  И третий раз изменил Альфарабби мелодию  своей музыки. Тут ярость обуяла слушавших.

  И Альфарабби поспешил перейти к новой мелодии, тихой, убаюкивающей, как колыбельная песня матери. Под эти звуки все скоро погрузились в такой безмятежный и глубокий сон, что Альфарабби мог спокойно покинуть дворец.

  Темница, где проводили свои последние  дни осужденные, была как раз напротив дворца, и стража, охранявшая вход, спала таким же крепким сном, как и все, кто был во дворце. Альфарабби вошел в темницу, спустился в подземелье и вывел оттуда старика Али и всех, кто томился вместе с ним.

  Потом, никем не потревоженный, вышел он за городские ворота и пошел спокойно своим путем.

>>

Вопросы к сказке о музыке: 

  • Чем Альфарабби отличался от других детей? Почему лютня так прекрасно заиграла в его руках?
  • Почему  Альфарабби, несмотря на свое природное  мастерство, решил отправиться к  великому мастеру, «постигшему в  совершенстве высокое искусство музыки»?
  • Каким человеком был великий мастер? Что он больше всего ценил в  своих учениках? Чему он хотел их научить?
  • Можно ли музыкой рассказать о своей  стране, своей жизни, самом себе?
  • Что изменилось в игре Альфарабби, после  того как он вернулся от великого мастера? Чему великий мастер научил его?
  • Почему Альфарабби не послушался воли султана?
  • Почему  музыка юноши не могла принадлежать только одному человеку? Кому на самом  деле принадлежит музыка?
  • За  что юноша любил старика Али? Какую роль он сыграл в его жизни?
  • Слушали ли вы когда-нибудь музыку, от которой  у вас улучшалось или портилось  настроение? 

СД авторские песни Марии Скребцовой

СД "Песни Души" 


В избранное