Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информация для общественного служения: образование, семья


Олег Гончаров. ЗАЧЕМ ЗАГОНЯТЬ В ПОДПОЛЬЕ. Вновь о проблемах «антирелигиозной» политики в России

 Автор - генеральный секретарь Общероссийской общественной организации содействия защите свободы совести (бывшее Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы - МАРС)

Говоря о специфике внешних условий, в которых вынуждены жить и действовать российские религиозные организации, надо выделить несколько проблемных областей. Но абсолютное большинство жалоб верующих касается клеветнических публикаций в региональных светских СМИ. Да, естественно, речь идет, в большинстве случаев, о так называемых "нетрадиционных религиозных объединениях", в основном, протестантского направления.

Нередко смысл публикации заключается в выбросе негативной информации с подачи местных иерархов РПЦ МП. Это не всегда происходит завуалированно, иногда иерархи действуют открыто. Попытки же правозащитников как-то воздействовать на региональные СМИ не приносят результатов. Редакции газет, как правило, не желают даже разговаривать с представителями религиозных организаций, против которых были направлены клеветнические статьи.

Как правило, в таких материалах употребляются штампы: "опасные секты", "тоталитарные секты", "деструктивные культы". Приведем один пример. Газета "Доверие", издающаяся во Владимирской области. Статья называется стандартно: "Осторожно, секты!" В публикации приводится список "смертельно опасных сект". Так и говорится: "Смертельно опасные секты по классификации Научного центра Иринея Лионского".

В числе таких сект указаны "Небесные врата", "АУМ Сенрике", "Новый храм". А сразу за этим списком следует предложение: "Стоит посочувствовать и родственникам адептов Свидетелей Иеговы, "Белого братства", богородичников, сатанистов и мормонов". Публикация заканчивается словами: "И все эти тоталитарные секты, деструктивные культы прописались в нашем районе. В это число входят адвентисты седьмого дня, недавно появились и пятидесятники".

В российском обществе последовательно формируется негативный образ "нетрадиционных" религиозных организаций. В подобных публикациях оценка конфессий почти всегда соотносится со шкалой: "наша религия" – "не наша религия". Само собой, такой подход разжигает ксенофобские настроения в обществе, что, в свою очередь, не может не приводить к прямым физическим нападениям на молитвенные дома, преследованиям верующих по месту жительства и на работе. Связь очевидна: как только в региональных СМИ появляются подобные статьи, так сразу начинают происходить противоправные действия против верующих.

Есть, например, случаи в Хабаровском крае, когда, опираясь на материалы подобных публикаций в СМИ, прокуратура приняла решение о прекращении деятельности религиозной организации. Тогда этим событиям также предшествовала газетная статья.

Есть случаи, когда в роли разжигателей ксенофобских настроений против верующих выступают чиновники и руководители правоохранительных органов. В Кировской области, например, полковник госбезопасности Лучников направил во все городские организации письмо следующего содержания: "По поступившей в УФСБ информации, на территории города действует ряд незарегистрированных в законном порядке нетрадиционных религиозных организаций, деятельность которых может представлять угрозу безопасности региона". И дальше в письме следует список "опасных", по мнению господина Лучникова, организаций: евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, Свидетели Иеговы. Далее автор письма указывает, в чем опасность этих организаций. Оказывается, "они распространяют религиозную литературу, проводят занятия по здоровому образу жизни, привлекают в свои ряды новых членов". Заканчивается документ предупреждением о негативных последствиях любых контактов с этими организациями.

Разумеется, с каждым годом нарастают в России проблемы с регистрацией религиозных объединений. В некоторых регионах устанавливаются свои правила регистрации, отличные от тех, которые зафиксированы в федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Выставляются какие-то дополнительные требования, чаще всего отказывают в регистрации потому, что религиозную организацию пытаются зарегистрировать по адресу жилого помещения. Особой причиной отказа является то, что часть членов церкви проживает в другом населенном пункте — где-то за городом, — а чиновники говорят: "Вы должны в одном месте жить".

Удивляет такое противодействие регистрации, потому что власть заинтересована, по идее, как-то контроль над деятельностью религиозной организации осуществлять. И зачем загонять в подполье людей, которые сами хотят быть зарегистрированными официально и сдавать отчеты?

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1322 


В избранное